Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУЗ "Детская городская поликлиника N 49" Пушкинского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):;
ООО "МедАрм" (далее - Участник, Поставщик):,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 12047-ЭП/23 от 16.05.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку перчаток медицинских для отделений ОМПДвОУ, МСО, ЦОРЗ, склад ИБП СПБ ГБУЗ ДГП N 49 в 2023 году (извещение N 0372200052123000005),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 02.02.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку перчаток медицинских для отделений ОМПДвОУ, МСО, ЦОРЗ, склад ИБП СПБ ГБУЗ ДГП N 49 в 2023 году (извещение N 0372200052123000005) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 600 000,00 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 13.02.2023 NИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "МедАрм".
По результатам закупки Заказчиком с Участником заключен государственный контракт N 0372200052123000005 от 27.02.2023 на 600 000,00 рублей (далее - Контракт), по условиям которого Участник обязался осуществить поставку перчаток медицинских для отделений ОМПДвОУ, МСО, ЦОРЗ, склад ИБП СПБ ГБУЗ ДГП N 49 в 2023 году (далее - Товар).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 11.3. Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила,что 05.05.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с Участником.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил следующее:
В соответствии с п. 5.1. Контракта поставка Товара осуществляется силами и средствами Поставщика, с даты заключения Контракта, партиями по заявкам Заказчика в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента поступления заявки от Заказчика, но не позднее 30.11.2023 года. Порядок определения количества поставляемого Товара: количество и ассортимент поставляемого Товара указывается в заявке Заказчика. Передача заявок осуществляется Заказчиком лично под подпись (нарочно) уполномоченному представителю Поставщика либо в электронной форме с электронной почты sms-sofia@dgp49.ru. dgp@dap49.ru.
По согласованию с Заказчиком возможна досрочная поставка Товара. Поставщик обязан подтвердить факт получения заявки Заказчика, направив заявку Заказчику с заполненными сведениями о получении (время, дата, подпись получившего ответственного лица) по электронной почте Заказчика, указанной в заявке. Если Поставщик не выполняет указанную обязанность, заявка будет считаться полученной Поставщиком в момент отправки се Заказчиком.
29.03.2023 в адрес Поставщика была направлена Заявка на поставку Товара с просьбой осуществить поставку Товара в соответствии с условиями Контракта. Заявка направлена по реквизитам Поставщика, указанным в разделе 18 Контракта. В связи с чем, Заявка считается направленной надлежащим образом и полученной Поставщиком в установленном порядке. Крайний день поставки товара Поставщиком в адрес Заказчика, согласно условиям Контракта, является 05.04.2023 года включительно.
Заказчиком была направлена Поставщику претензия N 567 от 07.04.2023, в которой установлено требование поставки товара до 11.04.2023. Однако в указанный в претензии срок Товар поставлен не был, причины невыполнения условий Контракта не указаны.
В соответствии с п. 10.10. контракта за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, размер штрафа устанавливается в размере 1 процента цены Контракта (этапа), но не более 5 тыс. рублей и не менее 1 тыс. рублей., что составляет 5000,00 рублей.
На основании изложенного Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 05.05.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, Участником устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 16.05.2023.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе).
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее:
06.03.2023 в адрес Поставщика Заказчиком была направлена заявка на поставку товара.
Пунктом 5.1. Контракта установлено, что порядок определения количества поставляемого Товара: количество и ассортимент поставляемого Товара указывается в заявке Заказчика.
Под ассортиментом следует понимать товары, подлежащие передаче (поставке) в определенном соотношении по видам, моделям, размерам, цветам или иным признакам.
В нарушение указанных условий, заявка от 06.03.2023 б/н не содержала размеров перчаток, подлежащих поставке. Следовательно, Заказчиком не соблюден порядок определения поставляемого Товара, установленный Контрактом, что лишает Поставщика возможности осуществить поставку в соответствии с требованиями ч.1 ст. 467, которые устанавливают то, что если по договору купли-продажи передаче подлежат товары в определенном соотношении по видам, моделям, размерам, цветам или иным признакам (ассортимент), продавец обязан передать покупателю товары в ассортименте, согласованном сторонами.
О несоответствии заявки условиям контракта Поставщиком было сообщено Заказчику. Никаких мер со стороны Заказчика принято не было.
22.03.2023 Поставщиком была получена претензия N 441, требующая объяснить отсутствие поставки Товара по заявке от 06.03.2023 б/н. Какой-либо реакции на ранее доведенную до Заказчика информацию, объясняющую отсутствие поставки, претензия не содержала. В ответ на претензию на электронный адрес Заказчика было отправлено сообщение с просьбой прислать исправленную заявку. Характер сообщения свидетельствует, что Заказчик знает о каких исправлениях в заказе идет речь.
23.03.2023 в адрес Заказчика был направлен ответ на претензию в котором подробно разъяснялись причины отсутствия поставки.
Позже, 29.03.2023 получена новая заявка б/н в которой также содержалось несоответствие условиям контракта, являющихся существенными: цена единицы Товара, указанного в Заявке, не соответствует цене, указанной в Контракте.
Что так же было доведено до сведения Заказчика.
На основании изложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "МедАрм" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что со стороны Участника предпринимались все необходимые действия для исполнения обязательств по Контракту, а включение сведений в отношении ООО "МедАрм" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком, в отношении ООО "МедАрм" (ИНН: 6671253603) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 22 мая 2023 г. N РНП-78-666/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.05.2023