Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов Комиссии:
Врио заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е.В.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б.Ш.
В присутствии представителей:
от Заказчика - Агеева Н.В.,
от уполномоченного органа - Мурзина А.Н.
от Заинтересованного участника - Колупаев Р.В.
У С Т А Н О В И Л А :
В Ставропольское УФАС России из МКУ "Центр культуры и досуга" с.
Горькая Балка поступили сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков участника закупки ИП Колупаева Р.В. по факту осуществления закупки путём проведения открытого аукциона в электронной форме N 0121200004723000357 "Капитальный ремонт системы электроснабжения в здании МКУ "Центр культуры и досуга" с. Горькая Балка".
Заказчик указывает, что ИП Колупаев Р.В. принял решение о расторжении контракта в одностороннем порядке.
В порядке части 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Ставропольским УФАС России в целях, всестороннего, полного и объективного рассмотрения вопроса о включении (не включении) сведений в отношении ИП Колупаева Р.В. в реестр недобросовестных поставщиков назначено время и место осуществления проверки сведений, поступивших от заказчика, о чем в адрес сторон были направлены соответствующие уведомления.
Комиссия, проанализировав представленные материалы, выслушав доводы сторон, проведя проверку факта неисполнения победителем аукциона положений контракта и действий Заказчика установила:
24.03.2023 г. уполномоченным органом было размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0121200004723000357 "Капитальный ремонт системы электроснабжения в здании МКУ "Центр культуры и досуга" с. Горькая Балка".
По итогам проведенной закупки победителем был признан участник - ИП Колупаев Р.В.
18.04.2023 г. между заказчиком и ИП Колупаевым Р.В. был заключен контракт N 19 (реестровый номер контракта N 3261901138623000003).
Согласно пп. 1.1., 1.2, 1.3 Контракта
1.1. В соответствии с условиями контракта Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить на объекте Заказчика работы по капитальному ремонту системы электроснабжения в здании МКУ "Центр культуры и досуга" с. Горькая Балка (далее - "Объект" и "Работы") в сроки, предусмотренные контрактом, и сдать результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат Работ и оплатить его.
1.2. Работы по контракту выполняются в соответствии с календарным планом выполнения работ (Приложение N 1), требованием к качеству работ и используемым материалам (Приложение N 2), сметой на строительство объектов капитального строительства(сметная документация) (далее - сметная документация) (Приложение N 3), сметой контракта (Приложение N 4).
1.3. Место выполнения работ: Ставропольский край, Советский городской округ, с. Горькая Балка, площадь Центральная, 1.
Цена заключенного контракт согласно п. 2.1 контракта - Цена контракта составляет 4866551 (Четыре миллиона восемьсот шестьдесят шесть тысяч пятьсот пятьдесят один) рубль 60 копеек, НДС не облагается.
В силу п. 3.1 контракта установлено:
3.1. Работы по контракту выполняются в следующие сроки:
3.1.1. Начало работ: 1 календарный день с даты заключения контракта.
3.1.2. Окончание работ: 90 календарных дней с даты начала исполнения контракта в соответствии с календарным планом выполнения работ (Приложение N 1 к контракту).
Из решения подрядчика о расторжения контракта в одностороннем порядке от 28.04.2023 г. следует:
"...На основании п. 2.7 контракта и в соответствии с информацией, размещённой в реестре контрактов, размер аванса 30%, что составляет 1 459 965,48 рублей. Авансовый платеж по контракту выплачивается в течение 7 (рабочих) дней с даты заключения контракта, на основании выставленного счета.
Счёт на оплату аванса передан заказчику 19.04.2023 (приложение - счёт с отметкой о получении).
В соответствии с требованиями действующего законодательства подрядчик получает от заказчика авансовый платеж перед выполнением контрактных обязательств.
Наличие аванса было определяющим фактором при поиске закупок, поскольку предоплата является стартовым капиталом при исполнении контракта.
Следует отметить, что 20.04.2023 на совещании, проводимом в администрации Советского городского округа Ставропольского края, мне было обещано, что аванс будет перечислен в срок.
Срок, предусмотренный контрактом, истек, аванс заказчиком не перечислен, свободных оборотных средств для начала выполнения работ я не имею.
Невыплата аванса препятствует исполнению контракта, что грозит срывом сроков и связанными с ним санкциями или убытками в виде расходов, которые подрядчик вынужден производить, чтобы исполнить контракт.
В соответствии с п. 2 ст. 328 ГК РФ в случае невыплаты аванса либо при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что оплата не будет произведена в установленный срок, подрядчик имеет право приостановить исполнение или отказаться от исполнения вовсе и потребовать возмещения убытков.
На основании вышеизложенного, в связи с нарушением заказчиком своих обязательств, предусмотренных контрактом и требованиями законодательства, считаю исполнение контракта невозможным и сообщаю о намерении расторгнуть контракт в одностороннем порядке...".
Рассмотрев позиции сторон, проанализировав представленные в материалы дела документы и доказательства, комиссия пришла к следующему выводу:
Частью 8 статьи 95 Закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 4.4.5 подрядчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов работ.
В силу ч. 19 ст 95 Закона N 44-ФЗ Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В связи с тем, что в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, Подрядчик принял решение расторгнуть Контракт в одностороннем порядке - письмо N 4 от 28.04.2023 г. Решение было размещено в ЕИС и подписано Подрядчиком 28.04.2023, получено заказчиком данное решение было 28.04.2023 г.
Таким образом, решение подрядчика о расторжении контракта в односторонне порядке вступило в силу 11.05.2023 г.
Согласно ст. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
При этом, в материалы дела Заказчиком не представлено документального доказательства того, что заказчиком в установленный в п. 2.7 контракте срок был осуществлен авансовый платеж в размере 30 %.
Учитывая требования ч. 1 и ч. 2 ст. 328 Гражданского Кодекса РФ, а именно встречным признается исполнение обязательства одной из сторон, которое обусловлено исполнением другой стороной своих обязательств.
В случае непредоставления обязанной стороной предусмотренного договором исполнения обязательства либо при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков.
Таким образом, Комиссия не может сделать вывод о нарушении ИП Колупаевым Р.В. условий Контракта.
Исходя из положений ст. 104 ФЗ Закона N44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом обязательств, принятых в рамках осуществления закупки. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в закупках в течение установленного срока (ч. 9 ст. 104 Закон N44-ФЗ).
В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. Копии вынесенного уполномоченным органом решения направляются заказчику, лицу, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр, и иным заинтересованным лицам.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2, 8 статьи 104, статьей 95 Закона N 44-ФЗ и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия
Р Е Ш И Л А :
1. Сведения в отношении ИП Колупаева Р.В. в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Е.В. Вишневская
Члены комиссии
Б.Ш. Карпель
Исп.Карпель Б.Ш.
тел.(8652) 35-28-07, вн.026-285
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 18 мая 2023 г. N 026/10/104-1035/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.05.2023