Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г. В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б.Ш.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Поповой П.В.,
В присутствии представителей:
от заказчика - Кладий Е.Ф.,
от заявителя - Жиляковой М.А.,
от уполномоченного органа - Тимофеевой Д.Ю.,
У С Т А Н О В И Л А
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ИП Золотухина С.Г. на действия заказчика - ГБУЗ СК "Кочубеевская РБ", уполномоченного органа - комитета СК по государственным закупкам по факту осуществления закупки N 0121200004723000587 "Поставка медицинского оборудования (Система эндоскопической визуализации)".
Заявитель обжалует действия заказчика в части закупки.
Жалоба в порядке ст. ст. 105, 106 Закона N 44-ФЗ принята к рассмотрению и назначена на 23.05.2023 г. с вызовом сторон по делу.
23.05.2023 г. комиссия, выслушав объяснения присутствующих сторон, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила следующее:
03.05.2023 г. в ЕИС уполномоченным органом размещено Извещение о проведения электронного аукциона N 0121200004723000587 для нужд Заказчика. НМЦК - 6 488 712,00 руб.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно извещения о проведении закупки N 0121200004723000587 "Поставка медицинского оборудования (Система эндоскопической визуализации)", объектом закупки является поставка медицинского оборудования.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ - извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
По мнению Заявителя жалобы описание объекта закупки сформировано таким образом, что невозможно предложить товар ни одного производителя, таких как Olympus, Pentax, Fujifilm, Sonoscape, Aohua.
В совокупности всех характеристик наиболее подходящими изделиями являются товары производства Olympus:
- 1 видеопроцессор - модель CV-V1;
- 2 гастровидеоскоп GIF-LV1;
- 3 колоновидеоскоп CF-LV1L.
Однако гастровидеоскоп GIF-LV1 не проходит по характеристике "Общая длина 1355 мм (требуется Не боле 1350); колоновидеоскоп CF-LV1Lс "Длина рабочей части Не менее 1680" не проходит по характеристике "Общая длина 1995 мм" (требуется Не более 1980).
Pentax, Sonoscape, Aohua не проходят так как у данных производителей нет:
- Гастровидеоскопа с характеристикой "Угол поля зрения Не менее 145 градусов" - у перечисленных производителей Угол поля зрения составляет 140 градусов;
- Колоновидеоскопа с "Угол поля зрения Не менее 145 градусов" - у перечисленных производителей идет Угол поля зрения составляет 140 градусов.
Также, у Fujifilm отсутствует Гастровидеоскоп с "Угол поля зрения Не менее 145 градусов" у него Угол поля зрения - 140 градусов.
Кроме того, в позиции 7 "Аспиратор медицинский" указано требование "Вместимость резервуара 2,5 мл" - Заказчик указал конкретное значение. Однако, не существует резервуара с таким показателем: у разных производителей Вместимость резервуара составляет:
- DIXION 1000,2000,2500 и 4000 мл;
- Medela 1000, 1500, 2000 мл;
- Atmos 1000, 2000, 3000 мл;
- Эндо Старс 2000 мл;
- Fazzini 1000, 2000, 4000 мл;
- NOUVAG 1500, 2000, 5000 мл.
Согласно ст. 8 Закона N 44-ФЗ: контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Вместе с тем, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Из буквального толкования названной нормы следует, что заказчик, осуществляющий закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должен таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
В свою очередь, решение антимонопольным органом, принимается исходя из представленных доказательств.
При этом, в силу пункта 3.33 приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (зарегистрировано в Минюсте России 27.02.2015 N 36262) по результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки комиссия принимает единое решение. Решение принимается комиссией простым большинством голосов членов Комиссии, присутствовавших на заседании комиссии, на основании документов и сведений, представленных на заседание комиссии.
Так заказчик на рассмотрение дела предоставил сведения о том, что под описание объекта закупки подходят исключительно два производителя торговых марок "Olympus Medical Systems Corp." и "HUGER GVE-2600Х".
При этом, на рассмотрение жалобы заказчик не предоставил ни одного документа, которые бы свидетельствовали, что оборудование фирмы "Olympus Medical Systems Corp." и "HUGER GVE-2600Х" будет соответствовать по всем характеристикам установленным извещением об аукционе.
Таким образом, описание объекта закупки составлено с нарушением ст. 8, ч.1 ст. 33, ч. 2 ст. 42 Закона N44-ФЗ, Заказчик указал такие характеристики товаров, что в совокупности всех требований нельзя поставить ни один товар, представленный на рынке.
Комиссия признала жалобу обоснованной.
Необходимо отметить, согласно п. 3.33. Приказа ФАС России "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 19.11.2014 N 727/14 по результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки Комиссия принимает единое решение. Решение принимается Комиссией простым большинством голосов членов Комиссии, присутствовавших на заседании Комиссии, на основании документов и сведений, представленных на заседание Комиссии. В случае, если член Комиссии не согласен с решением, он излагает письменно особое мнение. При принятии решения учитываются обстоятельства дела, установленные Комиссией в результате рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки.
Согласно п. 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы от 19 ноября 2014 г. N 727/14 установлено, что в случаях, если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 105 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
Р Е Ш И Л А
1. Признать жалобу ИП Золотухина С.Г. на действия заказчика - ГБУЗ СК "Кочубеевская РБ", уполномоченного органа - комитета СК по государственным закупкам по факту осуществления закупки N 0121200004723000587 "Поставка медицинского оборудования (Система эндоскопической визуализации)" - обоснованной.
2. По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки признать действия уполномоченного органа - комитета СК по государственным закупкам, заказчика - ГБУЗ СК "Кочубеевская РБ" нарушившим требования ст. 8, ч.1 ст. 33, ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ, в связи с чем выдать обязательное для исполнения предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Б.Ш. Карпель
Члены комиссии
П.В. Попова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 23 мая 2023 г. N 026/06/106-1063/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.05.2023