Резолютивная часть оглашена
22.05.2023 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС),
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", жалобу ИП Блиновой Надежды Александровны (далее - Заявитель) на действия Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области (далее - Заказчик), Государственного казенного учреждения Самарской области "Управление автомобильными дорогами Самарской области" при проведении электронного конкурса на выполнение инженерных изысканий и осуществление подготовки проектной и рабочей документации в целях капитального ремонта объекта капитального строительства: "Капитальный ремонт автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения в Самарской области Челно-Вершины - Каменный Брод на участке км 0+000 - км 8+792, расположенной в муниципальном районе Челно-Вершинский" (извещение N 0842200002123000147, начальная (максимальная) цена контракта - 11 424 000,00 руб.),
У С Т А Н О В И Л А:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ИП Блиновой Надежды Александровны на положения извещения о проведении конкурса в электронной форме и приложений к нему.
Согласно доводам Заявителя, Заказчиком установлен порядок оценки, который не соответствует действующему законодательству.
Кроме того, согласно доводам Заявителя, Заказчиком в извещении о проведении конкурса, приложениям к нему не установлено надлежащим образом требование об обеспечении исполнения контракта.
Также, Заявитель считает, что в проекте контракта не установлены надлежащим образом антидемпинговые меры, предусмотренные статьей 37 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении допущенных при осуществлении Закупки нарушений.
Представители от Заказчика, Уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, предоставили письменные пояснения на жалобу, запрашиваемые документы.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме, приложения к нему, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, проведя внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
Заявитель считает, что Заказчиком установлен порядок оценки, который не соответствует действующему законодательству.
Согласно части 4 статьи 24 Закона о контрактной системе, победителем конкурса признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
На основании части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Порядок оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее соответственно - закупка, заявки), предельные величины значимости критериев оценки заявок установлены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 (далее - Постановление 2604).
В пункте 16 Постановления N 2604 установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
Пунктом 17 Постановления N 2604 определено, что для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 16 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки.
В соответствии с пунктом 22 Постановления N 2604, в случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов, а также в случае, если характеристика не определяется количественным значением, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки", по шкале оценки. При этом документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются значения количества баллов, присваиваемые за предлагаемое (предлагаемые) участником закупки количественное значение (значения) характеристики объекта закупки или предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки.
На основании пункта 23 Постановления N 2604, если в случае, указанном в пункте 22 настоящего Положения, предусматривается оценка наличия или отсутствия характеристики объекта закупки, шкала оценки должна предусматривать присвоение:
а) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение о наличии характеристики объекта закупки, а при отсутствии характеристики объекта закупки - 0 баллов (если лучшим является наличие характеристики объекта закупки);
б) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение об отсутствии характеристики объекта закупки, а при наличии характеристики - 0 баллов (если лучшим является отсутствие характеристики объекта закупки).
Заказчиком в извещении об осуществлении закупки установлено:
Требования к участникам закупок в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ
Требования в соответствии с позицией 6 раздела II приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571.
Наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. Цена выполненных работ по договору должна составлять не менее 20 процентов от начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ; 3) положительное заключение экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (за исключением случаев, при которых такое заключение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности)
Вместе с тем, антимонопольным органом установлено, что сведения об опыте ИП Блиновой Надежды Алексеевны (ИНН 450145959160) в реестре контрактов, заключенных заказчиками, или в реестре договоров заключенных заказчиками, предусмотренных Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ, отсутствуют.
Заказчиком были установлены следующие критерии оценки заявок:
1. Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2. Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки.
Заказчиком установлено:
Критерий оценки: "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки":
1.1 .Показатель оценки: "Функциональные характеристики объекта закупки".
1.1.1. Детализирующий показатель по показателю оценки: "Описание технологического процесса проведения изыскательских работ".
Свойство, подлежащее оценке: "Описание процесса осуществления инженерных (геологических, геодезических, гидрометеорологических, экологических, археологических) изысканий, необходимых для выполнения работ по проектированию, в соответствии с условиями проекта государственного контракта, задания на выполнение работ и соответствующими нормативными документами".
В описании процесса осуществления инженерных (геологических, геодезических, гидрометеорологических, экологических, археологических) изысканий, необходимых для выполнения работ по проектированию, следует указать, как именно будут реализованы требования, изложенные в задании на выполнение работ (какими методами, в какой последовательности, какие содержательные результаты будут получены, для инженерных изысканий необходимо указать планируемые объемы в соответствии с действующими нормативными документами). Описание должно быть обосновано с точки зрения действующих на территории Российской Федерации нормативных документов, сводов правил и стандартов, указанных в задании на выполнение работ.
1.1.2. Детализирующий показатель по показателю оценки: "Описание технологического процесса проведения проектных работ"
Свойство, подлежащее оценке: "Описание процесса осуществления проектных работ в соответствии с условиями проекта государственного контракта, задания на выполнение работ и соответствующими нормативными документами".
В описании процесса осуществления проектных работ следует указать, как именно будут реализованы требования, изложенные в задании на выполнение работ (детализированный порядок выполнения работ от этапа подготовки проектной документации до выдачи заказчику каждого вида работ, описание технологической последовательности подготовки проектной документации, общие правила по контролю качества, общий порядок согласования, выдачи, внесения изменений в проектную документацию). Описание должно быть обосновано с точки зрения действующих на территории Российской Федерации нормативных документов, сводов правил и стандартов, указанных в задании на выполнение работ.
Отсутствие характеристики объекта закупки - 0 баллов.
Характеристика считается не представленной в случаях:
отсутствие предложения и/или предоставление предложения без привязки к Объекту, т.е. представленные сведения, информация не относятся либо не соответствуют Объекту закупки и/или в предложении содержатся противоречия, несоответствия требованиям нормативных документов в соответствующей области, условиям проекта государственного контракта, требованиям задания на выполнение работ.
Наличие характеристики объекта закупки - 100 баллов: подробное и обоснованное описание характеристики в соответствии с требованиями нормативных документов в соответствующей области, условиями проекта государственного контракта, требованиями задания на выполнение работ с привязкой к Объекту закупки.
Таким образом, установленный Заказчиком критерий оценки: "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" отражает все необходимые характеристики, отвечает требованиям объективности и определенности.
Установление настоящего критерия оценки основано на принципах ответственности за результативность, эффективности осуществления закупки, профессионализма заказчика.
Критерий оценки определен Заказчиком исходя из существующих нужд и потребностей, представлений о сопоставимых характеристиках деятельности хозяйствующих субъектов в целях выбора наиболее квалифицированного исполнителя работ, соблюдая при этом принцип профессионализма заказчика.
Предоставление участником "Предложения в отношении объекта закупки" не является обязательным условием для участия в конкурсе, не может служить основанием для принятия решения об отказе участнику закупки в допуске к участию в конкурсе, а служит лишь одним из критериев оценки, в то время как к участию в закупке и оценке заявок может быть допущено любое лицо независимо от того, представило оно данное предложение или нет.
Данный критерий оценки не препятствует участию в конкурсе, не создает преимуществ конкретному лицу, направлен на определение победителя конкурса, наиболее соответствующего потребностям Заказчика.
Согласно доводам Заявителя, Заказчиком в извещении о проведении конкурса, приложениям к нему не установлено надлежащим образом требование об обеспечении исполнения контракта.
Частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе определено, что Заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
В извещении о проведении электронного конкурса Заказчиком установлено следующее: "Требуется обеспечение исполнения контракта. Размер обеспечения исполнения контракта 30.00%. Порядок обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению - в соответствии с требованиями статьи 11 Проекта государственного Контракта. Платежные реквизиты: "Номер расчётного счёта" 00000000000000000000, "Номер лицевого счёта" См. прилагаемые документы, "БИК" 000000000, "Наименование кредитной организации", "Номер корреспондентского счета"".
В разделе 11 проекта контракта Заказчиком установлен порядок обеспечения контракта, требования к обеспечению контракта.
На основании вышеизложенного довод Заявителя признан необоснованным.
Согласно доводам Заявителя, в проекте контракта не установлены надлежащим образом антидемпинговые меры, предусмотренные статьей 37 Закона о контрактной системе.
Начальная (максимальная) цена контракта - 11 424 000,00 рублей.
Частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе определено, что если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника в соответствии с частью 3 настоящей статьи, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Пунктом 11.1 проекта контракта предусмотрено, что настоящий Контракт заключается только после предоставления Подрядчиком независимой гарантии или передачи Заказчику денежных средств в качестве обеспечения исполнения настоящего Контракта в размере, указанном в пункте 11.2. настоящего Контракта (далее - обеспечение исполнения настоящего Контракта).
Пунктом 11.2 проекта контракта определено, что Обеспечение исполнения настоящего Контракта предоставляется на сумму _______________.
Следовательно, при установлении требования обеспечения исполнения контракта Заказчик не нарушил положений Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.
Согласно Протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 23.05.2023 NПРОII1 подано 8 заявок. Все заявки признаны соответствующими извещению о проведении конкурса, приложениям к нему Закону о контрактной системе.
Учитывая вышеприведенные обстоятельства, комиссия антимонопольного органа не усматривает в действиях заказчика нарушений норм Закона о контрактной системе.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ИП Блиновой Надежды Александровны необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 25 мая 2023 г. N 239-14942-22/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.05.2023