Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ИП Дорошко К.Н. (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "ФЦССХ им. С.Г. Суханова" Минздрава России (г. Пермь) (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку медицинских расходных материалов (изв. N 0356100029523000187),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 14:00 ч. 17.05.2023 г. с целью принятия решения.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356100029523000187 ФГБУ "ФЦССХ им. С.Г. Суханова" Минздрава России (г. Пермь) проводился электронный аукцион на поставку медицинских расходных материалов.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 28.04.2023 г.;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 10 000 000,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 10.05.2023 г.
Заявитель полагает, что требованиям к поставляемому товару соответствует баллон катетерный единственного производителя, а именно - Лайфтек Сайэнтифик (Шеньжень) Ко, ЛТД.
Заказчик с доводом, изложенным в жалобе, не согласен, пояснив, что потребность Заказчика является определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. В требованиях технического задания описан товар, необходимый Заказчику для выполнения поставленных задач по лечебной работе.
Частью 2 ст. 8 Закона о закупках предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Комиссия, не оспаривая право Заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в документации о закупке, не должны приводить к ограничению количества участников закупки. В данном случае, исполнением требований Закона о закупках, должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в документации.
Аналогичная позиция содержится в п. 2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г.).
Согласно извещению, описание объекта закупки указано в Описании объекта закупки.
Согласно позиции N 6 Описания объекта закупки, к поставке требуется: баллон катетерный, обладающий, в том числе следующими характеристиками:
Назначение |
Баллон катетерный для измерения размера дефекта межпредсердной перегородки |
Показатель описывает назначение |
Мембрана катетера изготовлена из термопластичного полиуретана с высокой податливостью |
наличие |
параметр необходим для понимания высокоэффективности материала |
Баллононесущий сегмент располагается под углом 45° |
наличие |
обеспечивает оптимальное расположение по отношению к межпредсердной перегородке |
Три рентгеноконтрастные метки, расположенные с интервалом в 10, 5 и 2 мм |
наличие |
параметр обеспечивает точное позиционирование и визуальный контроль |
Варианты диаметра баллона, мм |
не менее перечисленного 24; 34 |
показатель определяется различными клиническими ситуациями, на выбор по заявке Заказчика |
Длина баллона, мм |
не менее 40 |
показатели необходимые для правильной работы |
Длина баллонного катетера, мм |
не менее 750 |
показатели необходимые для правильной работы |
Размер шафта, Fr |
не более 7 |
показатели необходимые для правильной работы |
Заявитель в адрес Комиссии представил сравнительную таблицу, а также инструкции к баллонам катетерным: Acumark, Cocoon, Amplatzer, PTS-X, которые, по мнению Заявителя, не подходят под характеристики, установленные в Описании объекта закупки.
Вместе с тем, Заявителем не представлено достаточных доказательств, свидетельствующих, что позиции N 6 Описания объекта закупки не подходит товар других производителей.
Заявитель также направил в адрес Комиссии регистрационные удостоверения на баллоны катетерные. Вместе с тем, исходя из анализа представленных регистрационных удостоверений, не представляется возможным установить, что баллоны катетерные обладают характеристиками, отличными от требований Технического задания.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.05.2023 NИЭА1 на участие в электронном аукционе подано 2 заявки, обе соответствуют требованиям извещения и приложения к нему. Победителем электронного аукциона признана ИП Дорошко К.Н.
15.05.2023 г. - Заказчик направил в адрес Победителя проект Контракта.
Проанализировав проект Контракта, Комиссией установлено, что ИП Дорошко К.Н. по спорной позиции Технического задания (п. 6) предлагает к поставке баллон катетерный AcuMark для измерения размера дефекта межпредсердной перегородкии производителя "Лайфтек Сайэнтифик (Шэньчжэнь) Ко., Лтд.", РУ N ФСЗ 2011/09498 от 21.04.2011.
Следовательно, Заявитель подавал заявку на участие в электронном аукционе, был признан победителем, таким образом, установленные в извещении требования к поставляемому товару положения никак не нарушили и не ограничили права Заявителя на участие в закупке.
Комиссия отмечает, что объектом закупки является поставка товара, а не его изготовление, следовательно, принять участие в данной закупке может любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, дилеры, дистрибьюторы, поставщики, производители, готовые поставить товар, отвечающий требованиям описания объекта закупки и удовлетворяющий потребности Заказчика.
Потребность Заказчика не может рассматриваться как вторичные по отношению к интересам и возможностям участников размещения заказа.
Заказчик не обязан формировать описание объекта закупки таким образом, чтобы под установленные Заказчиком характеристики подходили все без исключения товары всех имеющихся производителей
Более того, Заявителем в соответствии ч. 4 ст. 106 Закона о закупках не представлены доказательства в подтверждение обоснованности доводов жалобы.
Таким образом, в данном конкретном случае Комиссия не усматривает факт ограничения количества участников. Доказательства обратного в материалы жалобы не представлены.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Дорошко К.Н. на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на поставку медицинских расходных материалов (изв. N 0356100029523000187) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 17 мая 2023 г. N 6763/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.05.2023