Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ИП Шлейко Л.Г. (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ПК "ПКОД" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на установку климатического оборудования (изв. N 0356200005123000173),
УСТАНОВИЛА:
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение жалобы было назначено на 15.05.2023 г. в 11:30 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 17.05.2023 г. с целью изучения документов, анализа материалов жалобы и принятия решения.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356200005123000173 Заказчиком проводился электронный аукцион на установку климатического оборудования.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 28.03.2023 г.;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 378 161,29 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 10.05.2023 г.
Заявитель считает, что Заказчиком неправомерно установлено требование к оказанию исполнителем услуг в соответствии с положениями Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - ЗЗПП).
Кроме того, по мнению Заявителя, описание объекта не позволяет надлежащим образом определить объем услуг, которые необходимо оказать исполнителю.
Заявитель указывает также, что Заказчиком неправомерно установлено требование к исполнителю о предоставлении и подготовке плана прокладки кабеля, схемы размещения оборудования, актов выполненных работ (по форме КС-2), справки о стоимости выполненных работ (по форме КС-3).
По мнению Заявителя, расчет НМЦК не включает в себя информации о уплате НДС.
Заказчик с доводами Заявителя не согласен, о чем указал в своих письменных пояснениях.
Частью 2 ст. 8 Закона о закупках предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
- наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования;
В соответствии с п. 1, п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Согласно ч. 1 ст. 702 ГК РФ, по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В соответствии с положениями ЗЗПП, указанный закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Согласно ЗЗПП, потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Согласно извещению, объектом оспариваемой закупки является монтаж сплит-системы (которому соответствует код позиции ОКПД 2 - 43.22.12.190).
Установлено также, что описание объекта закупки содержится в приложении к извещению Техническое задание.
Согласно п. 2.4 Технического задания, при выполнении работ Подрядчиком должна быть обеспечена безопасность для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях ее использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса оказания услуг Закон РФ от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей".
Согласно п. 1.1 Проекта контракта (приложение к извещению N 0356200005123000173), подрядчик обязуется выполнить установку климатического оборудования (далее - работа), а Заказчик обязуется принять и оплатить результат выполненных работ на условиях и в порядке, установленных настоящим Контрактом.
Комиссия отмечает, что Техническое задание содержит требования к качеству выполняемых подрядчиком в рамках государственного контракта на установку климатического оборудования работ, согласно которому заказчиком является ГБУЗ ПК "ПКОД".
Вместе с тем, ввиду того, что ГБУЗ ПК "ПКОД" не является потребителем в значении, используемом в ЗЗПП, требование, указанное в п. 2.4 Технического задания установлено Заказчиком неправомерно.
На основании указанного, довод Заявителя признана обоснованным, в действиях Заказчика выявлено нарушение п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
Относительно довода Заявителя, касающегося определения объема работ, Комиссией установлено следующее.
В результате анализа данных Заказчиком разъяснений положений извещения об осуществлении закупки от 31.03.2023 NРИ1 (далее - Разъяснения), Комиссией установлено, что указанный документ содержит в своем составе ответы, на вопросы, аналогичные тем, что содержатся в жалобе Заявителя.
Так, данные Заказчиком разъяснения содержат ссылки на конкретные позиции Локального сметного расчета (смета) N 1 (приложение к изв. N 0356200005123000173) (далее - Смета), а также Технического задания.
В частности, Разъяснения содержат в своем составе информацию о типе фасадов здания, толщине стен, высоте размещения сплит-систем, месте подключения электропитания, а также порядка организации выполнения работ и т.д.
Так, например, п. 3 Сметы содержит указание на Прил. п.16 Приказа N 812/пр от 21.12.2020, в соответствии с которым сборником, к которому применяются нормативы накладных расходов для сантехнических работ: внутренние (трубопроводы, внутренние устройства водопровода, канализации, отопления, газоснабжения, вентиляция и кондиционирование воздуха) является, в том числе, Сметные нормы на строительные работы сборника 20. Вентиляция и кондиционирование воздуха ("ГЭСН-2020. ГЭСН 81-02-20-2020. Государственные сметные нормативы. Сметные нормы на строительные работы. Государственные элементные сметные нормы на строительные и специальные строительные работы. Сборник 20. Вентиляция и кондиционирование воздуха" (утв. Приказом Минстроя России от 26.12.2019 N 871/пр)) (далее - ГЭСН).
Согласно п. 1.20.18. ГЭСН, установка агрегатов пылеулавливающих, фильтров, скрубберов и циклонов предусмотрена на высоте до 1 м от пола; прокладка воздуховодов и установка воздухораспределительных устройств, вентиляторов, калориферов, воздушно-отопительных агрегатов, кондиционеров, сплит-систем и мульти сплит-систем - на высоте до 3 м. При работе с подмостей, лесов и лестниц на большой высоте к нормам применяются коэффициенты, приведенные в приложении 20.1.
Таким образом, потенциальный участник закупки, являясь профессиональным участником соответствующего рынка, исходя из всей совокупности информации, содержащейся в приложениях к извещению о проведении закупки N 0356200005123000173, обладает возможностью сделать вывод об объеме необходимых к выполнению работ.
Доказательств обратного в адрес Комиссии представлено не было.
Кроме того, согласно п. 1.1 Технического задания, сдача объекта Заказчику с составлением акта (по согласованию с Заказчиком, сдача работ может происходить поэтапно).
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что указанное требование носит диспозитивный характер, а порядок его исполнения определяется согласованием между Заказчиком и подрядчиком.
Заявитель указывает также, что Заказчиком неправомерно установлено требование к исполнителю о предоставлении и подготовке плана прокладки кабеля, схемы размещения оборудования, актов выполненных работ (по форме КС-2), справки о стоимости выполненных работ (по форме КС-3).
Согласно п. 1.1 Технического задания, подрядчику необходимо подготовить план прокладки кабеля, схемы размещения оборудования, актов выполненных работ (по форме КС-2) и справки о стоимости выполненных работ (по форме КС-3).
Как было указано ранее, при формировании описания объекта закупки заказчик руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Вместе с тем, в адрес Комиссии не представлено доказательств, свидетельствующих о неправомерности оспариваемых положений Технического задания.
Кроме того, согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 12.05.2023 NИЭА2, на участие в закупке было 10 заявок, 6 из которых были признаны соответствующими требованиям извещения о проведении закупки, снижение относительно НМЦК составило 21 %.
Указанное выше обстоятельство свидетельствует о наличии конкуренции между участниками закупки.
На основании указанного довод Заявителя признан необоснованным, в действиях Заказчика признаков нарушения законодательства о закупках выявлено не было.
Комиссией установлено также, что часть доводов Заявителя касается порядка определения Заказчиком начальной максимальной цены контракта.
В соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок осуществляется контроль в сфере закупок за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 настоящей статьи.
Согласно п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона о закупках органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного ч. 10 настоящей статьи) в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
В силу п. 2 ч. 9 ст. 99 Закона о закупках контроль в сфере закупок в соответствии с ч. 8 настоящей статьи осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации.
Исходя из совокупности изложенного, у Комиссии отсутствуют полномочия для рассмотрения доводов жалобы относительно формирования начальной (максимальной) цены контракта.
Поскольку выявленное в ходе анализа доводов жалобы нарушение не повлияло на результат закупки, а также с учетом п. 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия решила предписание не выдавать.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Шлейко Л.Г. на действия ГБУЗ ПК "ПКОД" при проведении электронного аукциона на установку климатического оборудования (изв. N 0356200005123000173) обоснованной в части довода об установлении требований к выполнению работ в соответствии с положениями ЗЗПП.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. Предписание не выдавать, так как выявленное нарушение не повлияло на результаты закупки.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 17 мая 2023 г. N 6764/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.05.2023