рассмотрев обращение (вх. N 6907/23) Управления развития инфраструктуры администрации Осинского городского Округа (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Сайлер Е.В. в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на капитальный ремонт берегоукрепления Воткинского водохранилища в г. Оса (изв. N 0356500001423000503),
УСТАНОВИЛА:
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение обращения было назначено на 15.05.2023 г. в 16:00 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 18.05.2023 г. с целью принятия решения.
Согласно извещению N 0356500001423000503 Заказчиком проводился электронный аукцион на капитальный ремонт берегоукрепления Воткинского водохранилища в г. Оса Начальная (максимальная) цена контракта - 73 592 147,36 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
01.04.2023 г. между Заказчиком и ИП Сайлер Е.В. (далее - Подрядчик, Предприниматель) заключен контракт на капитальный ремонт берегоукрепления Воткинского водохранилища в г. Оса на сумму 48 215 256,32 руб. (далее - Контракт).
В связи с тем, что Предпринимателем при определении подрядчика была представлена недостоверная информация о своем соответствии требованиям извещения о проведении закупки, что позволило ему стать победителем определения подрядчика, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно пп. "а" п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае, если поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона) и (или) поставляемому товару;
На основании пп. "б" п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона о закупках Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае, если при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) поставщик (подрядчик, исполнитель) представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара требованиям, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о закупках, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
- требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования);
Согласно ч. 2 ст. 31 Закона о закупках, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В силу ч. 3 ст. 31 Закона о закупках, перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона о закупках, в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В силу ч. 6 ст. 31 Закона о закупках, заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно извещению N 0356500001423000503 к участникам закупки установлено, в том числе, требование в соответствии с позицией 11 раздела II приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - ПП РФ N 2571).
Из поступившего обращения Заказчика следует, что в качестве подтверждения наличия опыта Предприниматель в составе заявки предоставил копию договора от 01.02.2021 N SBR028-2101150010, предметом которого является "Капитальный ремонт верхнего строения пути с заменой шпал-коротышей на железобетонные опоры на главных станционных путях станций. Реконструкция", заключенного между ИП Сайлер Е.В. и ООО "ЭкоСтройГарант", а также копии документов, подтверждающих его исполнение: акты о приемке выполненных работ по форме КС-2, справка о стоимости выполненных работ и затрат N1 от 10.05.2021 г. по форме КС-3, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N37-RU37302000-0027-2021 от 10.05.2021, выданное администрацией муниципального образования города Алапаевск. В ходе исполнения Контракта, Заказчиком было установлено, что вышеуказанный договор между ИП Сайлер Е.В. и ООО "ЭкоСтройГарант" не заключался, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию Администрацией муниципального образования города Алапаевск не выдавалось, что подтверждается письмами от 27.04.2023 г. N1996. Таким образом, Заказчик указывает, что Предприниматель в составе заявки предоставил недостоверную информацию о своем соответствии требованиям, установленным извещением о проведении электронного аукциона, что позволило ему стать победителем закупки.
Кроме того, Заказчиком в адрес Комиссии были представлены:
- письмо исх. N 288 от 17.05.2023 г. от Отдела архитектуры и градостроительства Администрации МО г. Алапаевск, а также письмо N 2036 от 28.04.2023 г. от Администрации МО г. Алапаевск, в соответствии с содержанием которых, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию N 37-RU37302000-0027-2021 от 10.05.2021 ООО "Экостройгарант" (ИНН: 5904997155) не выдавалось.
В связи с вышеизложенным на основании пп. "б" п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона о закупках, п. 8.4.1. Контракта, Заказчиком 28.04.2023 г. было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 28.04.2023 г.
Согласно ч. 13 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 09.05.2023 г.
Информация об ИП Сайлер Е.В. направлена в адрес Пермского УФАС России 11.05.2023 г. посредством функционала единой информационной системы.
В письменных пояснениях, а также в ходе заседания Комиссии представитель ИП Сайлер Е.В. указал, что представленные Заказчиком документы не подтверждают недостоверность сведений о наличии соответствующего опыта Подрядчика. Кроме того, Подрядчиком в адрес Комиссии, в качестве альтернативного подтверждения наличия опыта в соответствии с п. 11 раздела II приложения к ПП РФ N 2571 был представлен договор Б/Н от 01.06.2021 г. между ИП Сайлер Е.В. и Михайловым И.А. на реконструкцию периметрального ограждения (установка ограждений с демонтажем существующих инженерных конструкций) с ремонтом здания одноэтажного.
Комиссия, изучив материалы и документы, представленные сторонами, пришла к выводу об отсутствии оснований для включения сведений о Подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков в силу следующего.
В соответствии с положениями Письма ФАС России от 16.03.2017 N ИА/16790/17 "По вопросам о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков", расторжение контракта с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на основании пункта 1 части 15 статьи 95 Закона о закупках в связи с тем, что в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки или представил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, не является основанием для включения информации о таком поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр, поскольку не связано с существенным нарушением условий контракта.
Таким образом, с учетом положений вышеуказанного Письма ФАС России, а также на основании ч. 2 ст. 104 Закона о закупках, ввиду того, что основание принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта не связано с существенным нарушением Подрядчиком условий Контракта, информация об ИП Сайлер Е.В. не подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии с ч. 2 ст. 99 Закона о закупках, контроль в сфере закупок органами контроля, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций при осуществлении такими банками, корпорацией, гарантийными организациями действий, предусмотренных настоящим Федеральным законом (далее - субъекты контроля).
На основании ч. 2 ст. 99 Закона о закупках, у Комиссии Пермского УФАС России в рассматриваемом случае отсутствуют правовые основания осуществлять контроль за деятельностью ИП Сайлер Е.В.
При этом, Комиссией установлено, что доводы Заказчика указывают, в том числе, на наличие в действиях ИП Сайлер Е.В. признаков наличия нарушений Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Ввиду того, что вышеуказанные правоотношения не подлежат рассмотрению на заседании Комиссии по осуществлению контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в данной части обращение Заказчика подлежит передаче в отдел Контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Пермского УФАС России для проведения проверки на предмет соблюдения ИП Сайлер Е.В. требований Закона о защите конкуренции.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Не включать сведения об ИП Сайлер Е.В. в реестр недобросовестных поставщиков.
2. Передать материалы обращения Заказчика в отдел Контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Пермского УФАС России для проведения проверки на предмет соблюдения ИП Сайлер Е.В. требований Закона о защите конкуренции.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 18 мая 2023 г. N РНП-59-154
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.05.2023