Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев обращение (вх. N 7051/23) ГБУЗ "ГКБ N 2 им.Ф.Х.Граля" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "ТТ" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на поставку медицинских изделий (простыня) (изв. N 0356300059122000209),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356300059122000209 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку медицинских изделий (простыня). Начальная (максимальная) цена контракта - 610 740,00 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
26.09.2022 г. между Заказчиком и ООО "ТТ" (далее - Поставщик) заключен контракт на поставку медицинских изделий (простыня) на сумму 235 134, 90 руб. (далее - Контракт).
В связи с невыполнением условий контракта, 02.05.2023 г. Заказчиком было сформировано решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 4, 7 Контракта).
Согласно условиям Контракта:
1.1. Поставщик обязуется поставить медицинские изделия (простыня) (далее - товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить поставленный товар.
1.2. Количество, наименование и страна происхождения поставляемого товара указаны в Спецификации (Приложение N 1 к Контракту), требования к поставляемому товару установлены Техническим заданием (Приложение N 2 к Контракту), иными приложениями к настоящему Контракту, являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта.
1.3. Срок начала поставки товара: с даты заключения контракта.
1.4. Срок окончания поставки товара: 31.08.2023 г.
1.5. Поставка товара осуществляется по заявкам Заказчика в течение 5 календарных дней с направления заявки.
4.4. Поставщик обязан:
4.4.2. Поставить товар (партию товара), соответствующий требованиям Контракта и приложениями к нему, в полном объеме, надлежащего качества и в установленные сроки.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В силу ч. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
В ч. 2 ст. 523 ГК РФ обозначено, что нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Данное право Заказчика также предусмотрено следующими положениями Контракта:
4.1.6. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации
7.3. Настоящий Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством, в порядке, установленном статьей 95 Закона о контрактной системе.
7.4. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
7.4.1. если в ходе исполнения Контракта установлено, что:
- Поставщик и (или) поставляемый товар перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке (если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе) и (или) поставляемому товару);
- при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) Поставщик представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара требованиям, указанным в абзаце втором настоящего подпункта, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
7.5. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
7.5.1. по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа Сторон от исполнения отдельных видов обязательств.
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия Заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления подрядчика является 02.05.2023 г.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 15.05.2023 г.
Информация об ООО "ТТ" направлена в адрес Пермского УФАС России 15.05.2023 г.
Комиссией установлено, что требования, обозначенные выше, Заказчиком соблюдены.
Согласно решению об одностороннем отказе Заказчика от исполнения Контракта, ГБУЗ "ГКБ N 2 им.Ф.Х.Граля" приняло данное решение ввиду следующих обстоятельств:
07.02.2023 в адрес ООО "ТТ" была направлена заявка о поставке товара.
Согласно п. 1.5 Договора, поставка товара осуществляется по заявка Заказчика в течении 5 календарных дней со дня направления заявки. Соответственно, товар ООО "ТТ" должно было поставки в срок, не позднее 13.02.2023.
Вместе с тем, по состоянию на 13.02.2023, товар по указанной заявке поставлен не был.
В адрес ООО "ТТ" также было направлено 2 претензии (N 533 от 14.03.2023 и N 564 от 20.04.2023), однако, необходимый товар Обществом так и не был поставлен.
На основании вышеизложенного, Заказчик 02.05.2023 принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Поставщик в предоставленных пояснениях сообщает следующее.
07.02.2023 ООО "ТТ" произвело заказ и оплату необходимого к поставке товара у производителя ООО "Профмедика", с которым ранее во исполнение Контракта был заключён договор N78/09-22 от 13.09.2022 о поставке требуемого Заказчику товара.
В период с 07.02.2023 по 20.03.2023 ООО "ТТ" неоднократно пыталось выяснить причины длительной задержки поставки продукции, однако, предметного ответа от ООО "Профмедика" так и не получило.
21.03.2023 ООО "Профмедика" расторгло договор с ООО "ТТ".
Также ООО "ТТ" сообщает, что в период с 21.03.2023 по 09.04.2023 Обществом предпринимались попытки найти альтернативного производителя с улучшенными характеристиками, однако, найти альтернативного производителя ООО "ТТ" не удалось.
В подтверждение своей позиции, ООО "ТТ" предоставило договор N 78/09-22 от 13.09.2022 с ООО "Профмедика" о поставке медицинских изделий, платежное поручение N 17 от 07.02.2023 об оплате поставки медицинских изделий, а также материалы переписки с ООО "Профмедика" и Заказчиком.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, документы представленные сторонами, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия обращает внимание на то, что согласно информации, размещенной в ЕИС, ООО "ТТ" исполнило 167 контрактов.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о намерении Исполнителя исполнить обязательства, предусмотренные Контрактом.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно п. 14 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в ходе проведения внеплановой проверки поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Поставщика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений сторон, с учетом обстоятельств данного конкретного дела пришла к выводу о том, что Исполнителем не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о недобросовестности Исполнителем.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Исполнителем взятых на себя обязательств, сведения об ООО "ТТ" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ООО "ТТ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 22 мая 2023 г. N РНП-59-152
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.05.2023