Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев обращение ГБУ ПК "Центр информационного развития Пермского края" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Проектные поставки" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на поставку телевизоров в целях обеспечения проведения коллективных мероприятий, в том числе с использованием видеоконференцсвязи для Государственного бюджетного учреждения Пермского края "Центр информационного развития Пермского края (изв. N 0356500001723000003),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356500001723000003 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку телевизоров в целях обеспечения проведения коллективных мероприятий. Начальная (максимальная) цена контракта - 955 984,00 руб.
Уведомлением Пермского УФАС России (от 16.05.2023 N 4779/23) рассмотрение обращения было назначено на 22.05.2022 в 15:00 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 16:00 ч. 23.05.2023 г. с целью принятия решения.
Заслушав Представителей сторон, исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
15.03.2023 г. между Заказчиком и ООО "Проектные поставки" (далее - Поставщик) заключен контракт N 0356500001723000003 на поставку телевизоров в целях обеспечения проведения коллективных мероприятий на сумму 955 984,00 руб. (далее - Контракт).
В связи с неисполнением Поставщиком обязательств, указанных в Контракте, 02.05.2023 г. Заказчиком было принято и размещено в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 4 Контракта).
Согласно условиям Контракта:
1.1 Поставщик обязуется поставить телевизоры в целях обеспечения проведения коллективных мероприятий, в том числе с использованием видеоконференцсвязи для Государственного бюджетного учреждения Пермского края "Центр информационного развития Пермского края" (далее - Товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
3.1.1 Срок начала поставки Товара: 0 календарных дней с даты заключения Контракта.
3.1.2 Срок окончания поставки Товара: 50 календарных дней с даты начала поставки.
4.1. Поставщик обязан:
4.1.1. Поставить Товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных Контрактом и спецификацией.
4.4. Заказчик вправе:
4.4.1. Требовать от Поставщика надлежащего исполнения обязательств по Контракту.
4.4.2. Требовать от Поставщика своевременного устранения недостатков, выявленных как в ходе приемки, так и в течение гарантийного периода.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В силу ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
Согласно ч. 2 ст. 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным, в том числе в случае неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено следующими положениями Контракта:
4.4.6. Принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 96 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 02.05.2023 г.
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 15.05.2023 г. Информация об ООО "Проектные поставки" направлена в адрес Пермского УФАС России 16.05.2023 г. посредством функционала единой информационной системы.
Комиссией установлено, что Заказчиком соблюдены требования ч. 16 ст. 95 Закона о закупках.
Из поступившего обращения Заказчика следует, что Поставщик недобросовестно исполнил свои обязанности по контракту, так как поставленный товар не соответствует характеристикам, установленным в Приложении N1 к Контракту.
20.04.2023 г. - в адрес Поставщика был направлен мотивированный отказ от приемки товара, согласно которому в процессе приемки товара было выявлено несоответствие страны происхождения фактически поставленного товара установленным Приложением N1 к Контракту характеристикам.
В отношении принятого Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта Поставщик пояснил следующее. Перед подачей заявки Поставщиком и дистрибьютором было согласовано, что товар будет поставлен из Китая, в соответствии с Приложением N1 к Контракту. Вместе с тем, дистрибьютором был поставлен товар из Индонезии. Поставщик считает, что ошибку допустил дистрибьютор.
Также Поставщик указывает, что другая страна происхождения товара не может считаться существенным нарушением условий контракта, во всем остальном товар полностью удовлетворяет требованиям Заказчика. Также Поставщиком были предприняты меры по изменению страны происхождения товара с подписанием дополнительного соглашения на поставку товара с улучшенными характеристиками и страной происхождения товара Китай.
Таким образом, с учетом конкретных обстоятельств дела Комиссия полагает, что в действиях ООО "Проектные поставки" отсутствовало недобросовестное поведение или злонамеренное уклонение от исполнения контракта.
Так, в адрес Комиссии были представлены пояснения и возражения сторон, согласно содержанию которых, поставщиком осуществлялись действия, направленные на исполнение Контракта, в частности, велось взаимодействие с Заказчиком по изменению страны происхождения товара. Вместе с тем, Комиссией установлено, что
Комиссия отмечает, что совокупность действий Поставщика была направлена на добросовестное исполнение обязательств по Контракту.
При помощи использования функционала ЕИС, Комиссией установлено, что ООО "Проектные поставки" исполнено 38 Контрактов за период с 2019 г., следовательно, ООО "Проектные поставки" добросовестно исполняет взятые на себя обязательства и имеет положительную репутацию.
Комиссией проанализированы условия контракта, письменные пояснения и возражения, обстоятельства дела, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение Поставщика, выразившееся, например, в намеренном неисполнении условий контракта. Вместе с тем, достоверные и неоспоримые доказательства ненадлежащего исполнения обязательств Контракта в материалах дела отсутствуют.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Поставщика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, пришла к выводу о том, что Подрядчиком не были совершены действия, которые могли бы достоверно и неоспоримо свидетельствовать о его недобросовестности.
Согласно подп. б п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного ненадлежащего исполнения Исполнителя взятых на себя обязательств, сведения об ООО "Проектные поставки" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ООО "Проектные поставки" в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 23 мая 2023 г. N РНП-59-157
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.05.2023