Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
в присутствии представителя Государственного казенного учреждения Пермского края "Центр организации закупок" - Кустова М.Д. (на основании доверенности), в отсутствие представителей ООО "Монтажпроект", Управления развития инфраструктуры администрации Ильинского городского округа сторон (уведомлены надлежащим образом).
рассмотрев жалобу ООО "Монтажпроект" (далее - Заявитель) на действия Управления развития инфраструктуры (далее - Заказчик), Государственного казенного учреждения Пермского края "Центр организации закупок" (далее - Уполномоченный орган ), при проведении электронного аукциона на выполнение работ по нанесению горизонтальной дорожной разметки в Ильинском ГО (изв. N 0356500001423001694),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии с "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356500001423001694, Заказчиком проводился электронный аукцион на выполнение работ по нанесению горизонтальной дорожной разметки в Ильинском ГО.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 03.05.2023 г.;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 6 793 630,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 15.05.2023 г.
Заявитель полагает, что объект данного электронного аукциона: "Выполнение работ по нанесению горизонтальной дорожной разметки в Ильинском ГО" относится к отдельным видам товаров, работ, услуг, указанным в Постановлении правительства Российской Федерации от 29.12.2021 г. N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившим силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - ПП РФ N 2571).
Указанное выше дополнительное требование, предусмотренное п. 18 ПП РФ N 2571, применяется в случаях, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей, о чем свидетельствует абз. 4 п. 3 ПП РФ N 2571.
Вместе с тем, начальная максимальная цена контракта в данном аукционе составляет 6 793 630,00 руб.
Таким образом, по мнению Заявителя, Заказчик неправомерно не установил данное дополнительное требование, предусмотренное позицией 18 приложения к ПП РФ N 2571.
Уполномоченный орган с доводами жалобы не согласен. Сообщает, что работы, предусмотренные данным контрактом, не относятся к работам по ремонту, содержанию автомобильных дорог, предусмотренным ПП РФ N 2571.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о закупках.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о закупках, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о закупках, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В силу ч. 2 ст. 31 Закона о закупках Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В силу ч. 3 ст. 31 Закона о закупках перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в ч. 2 и 2.1 ст. 31 Закона о закупках, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 31 Закона о закупках в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о закупках дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
На основании ч. 6 ст. 31 Закона о закупках Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о закупках.
В силу п. 1 ПП РФ N 2571 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к настоящему постановлению.
Позицией 18 приложения ПП РФ N 2571 в отношении работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории установлено требование о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги;
3) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;
4) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги.
Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1, 2 или 3 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 4 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно абз. 4 п. 3 ПП РФ N 2571, позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. руб., для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. руб.
Комиссией установлено, что в соответствии с материалами извещения, Заказчиком не установлено требование в соответствии с позицией 18 раздела II приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571.
Комиссия обращает внимание на то, что в позиции 18 раздела II приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571 указано следующее наименование отдельных видов товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки: работы по ремонту, содержанию автомобильной дороги.
В соответствии с приложением к извещению о проведении электронного аукциона под наименованием "Техническое задание", подрядчику требуется выполнить работы по нанесению горизонтальной дорожной разметки в Ильинском ГО.
В соответствии с п. 12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" под содержанием автомобильных дорог понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Приказом Минтранса России N 402 от 16.11.2012 г "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" (далее Приказ N 402) утверждена классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с пп. "б" п. 4 ч. 6 раздела 4 Приказа N 402 в состав работ по содержанию автомобильных дорог входят работы по элементам обустройства автомобильных дорог, в частности, работы по уходу за разметкой, нанесение вновь и восстановление изношенной вертикальной и горизонтальной разметки, в том числе на элементах дорожных сооружений, с удалением остатков старой разметки.
Комиссия также отмечает, что НМЦК указанного контракта составляет 6 793 630,00 руб.
Таким образом, ввиду того, что указанный в описании объекта закупки вид работ отражен в ПП РФ N 2571, а также того, что размер НМЦК превышает 5 000 000,00 руб., в данном случае позиция 18 приложения к ПП РФ N 2571 подлежит применению.
На основании всего вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что в действиях Заказчика, неправомерно не установившего данное требование к участникам закупки, содержится нарушение п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Монтажпроект" на действия Управления развития инфраструктуры администрации Ильинского городского округа, Государственного казенного учреждения Пермского края "Центр организации закупок", при проведении электронного аукциона на выполнение работ по нанесению горизонтальной дорожной разметки в Ильинском ГО (изв. N 0356500001423001694) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. Предписание не выдавать, так как предписание по аналогичным доводам было выдано по жалобе ИП Тожибаева З.П. (вх. N 7038/23 от 15.05.2023).
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика, Уполномоченного органа к административной ответственности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 22 мая 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.05.2023