Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "МОНТАЖМОНОЛИТСТРОЙ" (далее - Заявитель) на действия Государственной ветеринарной инспекции Пермского края (далее - Заказчик), Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края (далее - Уполномоченный орган) при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по разработке и согласованию проектов санитарно-защитных зон сибиреязвенных скотомогильников, расположенных в Пермском крае (Куединский округ) (изв.N 0156200009923000388),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 15:00 ч. 22.05.2023 г. с целью принятия решения.
Резолютивная часть решения была оглашена 22.05.2023 г. в 15:00 при участии посредством ВКС представителя Государственной ветеринарной инспекции Пермского края - Дорохина-Доргелинского Е.А. (на основании доверенности).
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0156200009923000388 Уполномоченным органом проводился открытый конкурс в электронной форме на выполнение работ по разработке и согласованию проектов санитарно-защитных зон сибиреязвенных скотомогильников, расположенных в Пермском крае (Куединский округ).
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 27.04.2023 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная максимальная цена контракта - 16 345 800,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 24.05.2023 г.
Заявитель полагает, что Заказчик, Уполномоченный орган неправомерно не установили в извещении о проведении закупки требование о наличии в составе заявки лицензии на геодезическую и картографическую деятельность.
Заказчик, Уполномоченный орган с данной жалобой не согласны, в письменных пояснениях указав следующее.
Работы, указанные в п.п. 7.2 Технического задания, на которые требуется лицензия, составляют менее 10 % от всего комплекса работ, установленных контрактом и не являются самостоятельным объектом оспариваемой закупки, а входит в состав работ, являющимися объектом данной закупки. Указанный процент установлен Заказчиком из опыта аналогичных работ, сложившейся административной практикой "Обзор разъяснений законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд по состоянию на (30 апреля 2021 г.) Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России" и Письмом Минфина России от 20.07.2020 N 24-02-08/63342 "Об установлении требований к участникам закупки о наличии лицензии", устанавливать в извещении о закупки требования о наличии лицензии на геодезическую и картографическую деятельность не требуется, так как указанное приведет к ограничению количества участников закупки и нарушению ч. 6 ст. 31 Закона о закупках.
Согласно ч. 1 ст. 8 Закона о закупках контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о закупках при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В связи с ч. 3 ст. 33 Закона о закупках не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 12. ч. 1 ст. 42 Закона о закупках при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования);.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о закупках, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о закупках и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии пп. "н" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о закупках для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о закупках, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о закупках, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с ч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Исходя из положений п. 42 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" геодезическая и картографическая деятельность (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации в целях обеспечения обороны Российской Федерации, а также при осуществлении градостроительной и кадастровой деятельности, недропользования), в результате которой осуществляются создание государственных топографических карт или государственных топографических планов, государственных геодезических сетей, государственных нивелирных сетей и государственных гравиметрических сетей, геодезических сетей специального назначения, в том числе сетей дифференциальных геодезических станций, определение параметров фигуры Земли и гравитационного поля в этих целях, установление, изменение и уточнение прохождения Государственной границы Российской Федерации, установление, изменение границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований, границ населенных пунктов, границ зон с особыми условиями использования территории подлежит лицензированию.
Согласно приложению к Постановлению Правительства РФ от 28.07.2020 N 1126 "О лицензировании геодезической и картографической деятельности" лицензированию подлежат следующие виды работ:
1. Определение параметров фигуры Земли и гравитационного поля;
2. Создание и (или) обновление государственных топографических карт или государственных топографических планов;
3. Создание государственных геодезических сетей;
4. Создание государственных нивелирных сетей;
5. Создание государственных гравиметрических сетей;
6. Создание геодезических сетей специального назначения, в том числе сетей дифференциальных геодезических станций;
7. Установление, изменение и уточнение прохождения государственной границы Российской Федерации;
8. Установление и изменение границ между субъектами Российской Федерации и границ муниципальных образований, границ населенных пунктов, границ зон с особыми условиями использования территории.
Согласно п. 8 Технического задания необходимо выполнить следующие виды работ:
1. Подготовка характеристики скотомогильника.
2. Разработка и проектное сокращение санитарно-защитной зоны (далее - СЗЗ) 1 класса, в том числе:
2.1 Сбор необходимой документации для проведения оценки факторов риска.
2.2 Территориальный анализ и картографическая проработка.
2.3 Описание основной деятельности.
2.4 Оценка существующего воздействия.
2.5 Подготовка материалов обоснования размера СЗЗ скотомогильника, включая обоснование возможности сокращения СЗЗ.
2.6 Построение расчетной СЗЗ с учетом потенциального сокращения границ.
2.7 Подготовка графических материалов (ситуационный план, генеральный план) с нанесением уточненных границ скотомогильника, границ СЗЗ, определенных требованиями санитарных правил и устанавливаемых (предлагаемых к установлению) размеров СЗЗ скотомогильника.
2.8 Подготовка программы исследований с учетом потенциального сокращения границ СЗЗ.
3. Разработка раздела проекта СЗЗ "Оценка риска для здоровья населения".
4. Проведение метеорологических изысканий и получение справок установленной формы по климатическим характеристикам объектов.
5. Получение гидрогеологического заключения о характере гидрологических и гидрогеологических условий в месте расположения скотомогильника.
6. Отбор и исследование проб почвы, воды, ила на наличие возбудителя сибирской язвы, а также выборочное исследование проб почвы на физико-химические, санитарно-бактериологические и паразитологические показатели:
6.1 Отбор проб с проведением дезинфекционных мероприятий, направление и доставка их на лабораторное исследование в аккредитованную лабораторию.
6.2 Получение результатов лабораторных исследований.
6.3 Получение экспертного заключения о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении результатов исследований.
7. Разработка и экспертиза проекта СЗЗ:
7.1 Разработка проекта СЗЗ.
7.2 Подготовка документа о границах СЗЗ (с текстовым и графическим описанием, перечнем координат характерных точек границ СЗЗ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного кадастра недвижимости, в том числе в формате xml).
7.3. Получение экспертного заключения на проект СЗЗ по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы, проведенной организацией, аккредитованной на право проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок.
8. Получение санитарно-эпидемиологического заключения Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю о соответствии проекта СЗЗ государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам на каждый объект.
9. Получение решения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека об установлении СЗЗ скотомогильника на каждый объект.
Вместе с тем, работы, подлежащие лицензированию указаны в подпункте 7.2 п. 8 Технического задания, данные работы в совокупности составляют менее 10% от общего объема работ, которые требуется выполнить. Доказательств обратно в материалы жалобы не представлено.
Комиссия отмечает, что в случае если работы, требующие наличия лицензии, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ, являющихся объектом закупки, то установление требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. При исполнении контракта подрядчик может привлечь к их выполнению субподрядчика, имеющего соответствующую лицензию.
При этом Заказчик вправе установить в контракте требование о наличии указанной лицензии у исполнителей, которые будут осуществлять такие работы в качестве субподрядчиков после заключения государственного контракта.
Аналогичная позиция содержится в Письме Минфина России от 20.07.2020 N 24-02-08/63342.
Таким образом, Заказчик, Уполномоченный орган правомерно не установили требование о предоставлении в составе заявки лицензии на осуществление геодезической и картографической деятельности.
Кроме того, Комиссия отмечает, что Заявитель жалобы обладает лицензией на осуществление геодезической и картографической деятельности.
Следовательно, довод жалобы не нашел своего подтверждения. Доказательств иного в материалы жалобы не представлено.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "МОНТАЖМОНОЛИТСТРОЙ" на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по разработке и согласованию проектов санитарно-защитных зон сибиреязвенных скотомогильников, расположенных в пермском крае (Куединский округ) (изв.N 0156200009923000388) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 22 мая 2023 г. N 7040/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.05.2023