Комиссия Красноярского УФАС России в составе: Председатель - Врио заместителя руководителя - начальника аналитического отдела, начальник контрольного отдела А.А. Кириллова, заместитель начальника отдела М.А. Грицай, специалист-эксперт М.А. Косенко, рассмотрев жалобу ИП Стовбун С.В. на дейсвия аукционной комиссии Агентства государственного заказа Красноярского края, КГБПОУ "Красноярский колледж отраслевых технологий и предпринимательства" (далее - аукционная комиссия) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путём проведения электронного аукциона "Поставка светильников светодиодных", размещенного на электронной торговой площадке АО "ТЭК - Торг" (далее - оператор электронной площадки), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ИП Стовбун С.В. на действия аукционной комиссии при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путём проведения электронного аукциона "Поставка светильников светодиодных", номер извещения N0119200000123007038.
Существо жалобы: нарушение со стороны комиссии порядка рассмотрения заявок на участие в аукционе, предусмотренного Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Жалоба поступила в адрес Красноярского УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствует требованиям части 4 статьи 105 указанного закона, в связи с чем, подлежит принятию к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, уполномоченного органа и оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы по существу состоялось в присутствии представителя заказчика и представителя уполномоченного органа, должным образом, подтвердивших свои полномочия и
личности.
Податель жалобы явку своего представителя не обеспечил, ходатайств не направлял.
Из содержания жалобы следует, что заявка подателя жалобы была неправомерно отклонена, поскольку она заполнена в полном соответствии с требованиями инструкции по заполнению заявки.
Представитель аукционной комиссии, представитель заказчика с доводами жалобы не согласились, представили свои возражения.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проанализировав нормы позитивного права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Поставка светильников светодиодных".
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
На основании подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки: члены комиссии по осуществлению закупок: рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Комиссией установлено, что согласно протоколу подведения итогов закупки N ИЭА1 от 15.05.2023 заявка подателя жалобы была признана несоответствующей и отклонена в соответствии с пунктом 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе со следующей формулировкой: "Содержание заявки участника аукциона не соответствует требованиям, установленным извещением об аукционе: согласно Описания объекта закупки в позиции 2 "Светильник светодиодный внутреннего освещения" по параметру "Мощность, Вт" требуется указать конкретное значение которое будет одновременно больше "35" и менее или равно "40", участник закупки по параметру "Мощность, Вт" указал значение "30", что не соответствует требованиям Извещения об аукционе в электронной форме, Требованиям к содержанию и составу заявки, Инструкции по заполнению заявки. Таким образом, заявка участника подлежит отклонению в соответствии с пунктом 1 части 12 статьи 48 Закона 44-ФЗ.".
Изучив описание объекта закупки, Комиссия Красноярского УФАС России установила, что пункт 2 описания объекта закупки сформулирован следующим образом:
2 |
Светильник светодиодный внутреннего освещения |
Ширина светильника - > 50 мм < 80 мм Форма - Прямоугольная Световой поток - >3000 Лм < 4000 Лм Световая отдача, лм/Вт - > 130 Наличие светорассеивателя - да Мощность - >35 < 40 Вт Материал рассеивателя - поликарбонат Материал корпуса светильника - алюминий Коэффициент пульсаций - < 1% Коррелированная цветовая температура, min - > 2700 К Коррелированная цветовая температура, max - < 3000 К Класс защиты от электрического тока - I Индекс цветопередачи - > 70 Ra < 80 Ra Длина светильника - > 1000 мм Высота светильника - < 50 мм Взрывозащитный - да Вес нетто - < 0,5 кг Вид светильника - настенный |
Из содержания инструкции по заполнению заявки следует, что:
- Если в описании объекта закупки значения характеристик (показателей), для которых установлены минимальные значения (сопровождаются словами "не менее", "не меньше", "от", "не хуже", "не ниже", знак "", "не ранее"), участнику закупки необходимо указать конкретные значения характеристик (показателей), равные или превышающие значения, установленные описанием объекта закупки. (Например, в описании объекта закупки установлено требование "длина не менее 100 мм" участнику необходимо указать значение равное 100 мм или любое значение, превышающее установленное описанием объекта закупки).
- Если в описании объекта закупки значения характеристик (показателей), для которых установлены максимальные значения (сопровождаются словами "не более", "не больше", "до", "не выше", "не превышает", знак "", "не лучше", "не позже"), участнику закупки необходимо указать конкретные значения характеристик (показателей), равные или меньшие значений, установленных описанием объекта закупки. (Например, в описании объекта закупки установлено требование "длина не более 100 мм" участнику необходимо указать значение равное 100 мм или любое значение меньше установленного описанием объекта закупки).
- Если в описании объекта закупки значения характеристик (показателей), для которых установлены минимальные значения (сопровождаются словами "более", "выше", знак ">", "лучше", "больше", "позже"), участнику закупки необходимо указать конкретные значения показателей, превышающие значения, установленные описанием объекта закупки, т.е. установленное значение в описании объекта закупки не включительно. (Например, в описании объекта закупки установлено требование "длина более 100 мм" участнику необходимо указать значение 101 мм или любое значение, превышающее установленного описанием объекта закупки).
- Если в описании объекта закупки значения характеристик (показателей), для которых установлены максимальные значения (сопровождаются словами "менее", "хуже", "ниже", знак "<", "ранее", "меньше"), участнику закупки необходимо указать конкретные значения показателей меньшие значений, установленных описанием объекта закупки, т.е. установленное значение в описании объекта закупки не включительно. (Например, в описании объекта закупки установлено требование "длина менее 100 мм" участнику необходимо указать значение 99 мм или любое значение, которое является меньше установленного описанием объекта закупки).
Комиссия установила, что в заявке подателя жалобы характеристика мощности предлагаемого к поставке светодиодного светильника составляет 30 Вт, однако заказчику требуется характеристика мощности светильника в диапазоне >35 < 40 Вт.
Ввиду изложенного, Комиссия пришла к выводу, что аукционная комиссия правомерно приняла решение об отклонении заявки подателя жалобы.
В связи с чем, довод подателя жалобы является необоснованным.
Вместе с тем в рамках проведенной внеплановой проверки установлено следующее.
Закон о контрактной системе прямо устанавливает принципы регулируемого законодательства, которые являются его основой, и каждая из его норм, фактически, корреспондирует к какому-либо из принципов, позволяя обеспечить возможность их соблюдения. При этом согласно статьям 6,8,12 Закона о контрактной системе заказчику, в том числе при описании объекта закупки надлежит руководствоваться принципами обеспечения конкуренции и эффективности осуществления закупок. Вместе с тем заказчику надлежит соблюсти баланс: с одной стороны - не допускать факты необоснованного ограничения конкуренции, с другой - исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Действующее законодательство о контрактной системе не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами, спецификой деятельности и обеспечивающие эффективное использование бюджетных средств.
Однако описание объекта закупки должно отражать реальную, обоснованную, объективную потребность заказчика, в том числе для целей:
- закупки заказчиком товаров, которые в полной мере удовлетворят нужду заказчика;
- обеспечения заказчиком исполнения принципа эффективности осуществления закупок;
- не допуска нерационального расходования бюджетных средств заказчиком;
- обеспечения заказчиком исполнения принципа обеспечения конкуренции;
- не допуска необоснованного сокращения заказчиком числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки размещается в ЕИС и должно содержать, в том числе документ, содержащий требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Положения описания объекта закупки должны обеспечивать возможность достижения вышеуказанных целей, а не приводить к необоснованному отклонению заявок, необоснованному признанию их соответствующими или к заключению контракта на заведомо неисполнимых условиях, что фактически приводит к одному неблагоприятному итогу для заказчика: им нарушаются принципы обеспечения конкуренции, удовлетворение потребности затягивается или не обеспечивается в целом.
Кроме того, наличие в извещении о закупке пробелов, противоречий, условий, соблюдение которых нарушает иные требования извещения или требования законодательства о контрактной системе либо неоднозначных условий не является допустимым и приводит, в том числе нарушению принципов контрактной системы, установленных статьями 7,8 Закона о контрактной системе.
Комиссия установила, что согласно ГОСТ 34819-2021, выражение для световой отдачи имеет следующий вид:
Таким образом, в соответствии с установленными заказчиком требованиями, взяв за световой поток максимально возможное значение 4000 ЛМ и минимально возможное значение мощности 36 Вт, световая отдача согласно формуле будет составлять 111Лм/Вт, что противоречит установленному требованию "Световая отдача > 130".
На заседании Комиссии заказчик пояснил, что описании объекта закупки, в разделе 2 ошибочно указан знак световой отдачи светильника светодиодного больше или равно 130.
Таким образом, Комиссия Красноярского УФАС России приходит к выводу, что изложение характеристики объекта закупки, содержащейся в пункте 2 являются противоречивыми, неоднозначными и вводящим в заблуждение участников закупки.
На заседании Комиссии представитель заказчика пояснил, что данная характеристика не является обязательной согласно установленным характеристикам, однако заказчиком было принято решение внести данную характеристику в описании объекта закупки.
Таким образом, ошибка, допущенная заказчиком при описании объекта закупки, могла привести к тому, что поставленный товар в рамках заключенного контракта не в полной мере удовлетворял бы потребности заказчика.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях заказчика нарушения статьи 42 Закона о контрактной системе при формировании описания объекта закупки, поскольку включение в состав извещения документа "описание объекта закупки", которое не описывает реальную потребность заказчика и вводит участников закупки в заблуждение не может считаться надлежащим исполнением требований пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ИП Стовбун С.В необоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем внесения изменений в извещение о закупке.
4. Аукционной комиссии, заказчику, оператору электронной площадки отменить все протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона.
5. Продлить срок подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме не менее, чем на 3 дня, начиная со дня размещения извещения о закупке.
6. Передать материалы по жалобе и результатам внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административной ответственности в отношении должностного лица заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: А.А. Кириллова
Члены Комиссии: М.А. Грицай
М.А. Косенко
Исп.Косенко М.А.
тел.(391)2110144
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 22 мая 2023 г. N 024/06/106-1349/2023 (ключевые темы: характеристика - участники закупок - аукционная комиссия - товар. работа. услуга. - государственные и муниципальные нужды)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.05.2023