Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председатель Комиссии - А.А. Кириллова, Врио заместителя руководителя - начальника аналитического отдела, начальник контрольного отдела, члены Комиссии - О.П. Чупрунова, главный специалист-эксперт, М.А. Грицай, заместитель начальника отдела (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика - ФГБОУ ВО "Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева" (далее - заказчик) с просьбой о внесении сведений об ИП Левиной Ольги Олеговне (ИНН 143321750792) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на оказание услуг по дезинфекции, дезинсекции и дератизации, извещение N 0319100025323000003, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение заказчика с просьбой о внесении сведений об ИП Левиной Ольги Олеговне (ИНН 143321750792) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта.
На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Красноярским УФАС России было принято решение о проведении проверки вышеуказанного обращения заказчика на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя).
Указанное уведомление в силу требований Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 было размещено в ЕИС. Таким образом, лица, привлеченные к рассмотрению вышеуказанного обращения, считаются надлежащим образом уведомленными о его рассмотрении и о проведении внеплановой проверки.
В установленное время на рассмотрении Комиссии присутствовал представитель заказчика, надлежащим образом подтвердивший свои полномочия. Индивидуальный предприниматель участие своего представителя в рассмотрении не обеспечил.
Рассмотрев обращение и приложенные к нему материалы, иные материалы и сведения, представленные заказчиком и содержащиеся в единой информационной системе, проведя внеплановую проверку, Комиссия по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках установила следующее.
В связи с возникшей у заказчика потребностью были совершены действия по осуществлению закупки путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по дезинфекции, дезинсекции и дератизации.
Между ФГБОУ ВО "Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева" и ИП Левиной О.О. 15.03.2023 был заключен контракт N 3-ЗК/23 на оказание услуг по дезинфекции, дезинсекции и дератизации (далее - Контракт).
В соответствии с пунктом 1.1 контракта Заказчик поручает Исполнителю, а Исполнитель принимает на себя обязательство оказать услуги по дезинфекции, дезинсекции и дератизации (далее - "услуги"), в соответствии с условиями Контракта, Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), Спецификацией (Приложение N 2 к Контракту), являющимися неотъемлемыми частями настоящего Контракта, сдать их результат Заказчику.
Пунктом 3.1. контракта предусмотрено, что услуги оказываются Исполнителем в соответствии с Техническим заданием, на основании заявки Заказчика (направляемой Исполнителю в письменной форме посредством почтовой или электронной связи в соответствии с разделом 11 Контракта не позднее чем за 3 (три) рабочих дня до конкретной требуемой даты оказания услуг, с указанием наименования, количества и места услуг, подлежащих оказанию), в период с даты заключения контракта по "31" декабря 2024 года включительно, в зданиях, сооружениях и прилегающей к ним территории Заказчика.
На основании пункта 5.15. Контракта если Исполнитель в установленный срок не устранит нарушения, Заказчик вправе предъявить Исполнителю требование о возмещении своих расходов на устранение недостатков результата оказанных услуг и (или) принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с пунктом 8.2. Контракта расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно информации, представленной заказчиком до начала рассмотрения обращения, Комиссией было установлено, что в период действия контракта индивидуальным предпринимателем не были оказаны услуги по дезинфекции, дезинсекции и дератизации.
Вместе с тем в период с 12.04.2023 по 30.04.2023 заказчиком на адрес электронной почты индивидуального предпринимателя направлялись заявки, согласно которым исполнитель обязан исполнить обязательства, предусмотренные условиями контракта.
Заказчиком были также представлены составленные в одностороннем порядке акты, отражающие тот факт, что исполнителем не были оказаны услуги по дезинфекции, дезинсекции и дератизации.
Заказчиком было указано, что 10.05.2023 в его адрес поступило обращение ИП Левиной О.О. с предложением урегулирования возникшей ситуации, при этом в указанном обращении не содержится указание на обстоятельства, послужившие причиной не исполнения условий контракта. Заказчиком 11.05.2023 было отказано индивидуальному предпринимателю в удовлетворении указанного обращения, поскольку исполнителем на протяжении апреля не исполнялись условия контракта.
Таким образом, учитывая, что индивидуальный предприниматель не оказал в срок услуги, являющиеся предметом контракта, у заказчика имелись правовые основания для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу частей 8 и 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Комиссия отмечает, что в ее адрес от индивидуального предпринимателя не поступали какие-либо сведения об обстоятельствах, препятствующих исполнению контракта. При этом Комиссией предпринимались меры для получения информации от ИП Левиной О.О. В частности, по адресу электронной почты, указанной в заключенном муниципальном контракте, направлялось уведомление о рассмотрении обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков, указанное уведомление размещено в ЕИС во вкладке закупки "Внеплановые проверки".
Вместе с тем индивидуальным предпринимателем не было представлено обоснований причин не исполнения условий контракта, хотя указанная информация была запрошена Красноярским УФАС России.
Учитывая, что индивидуальный предприниматель не осуществил все возможные меры, направленные на своевременное оказание услуг по дезинфекции, дезинсекции и дератизации, являющихся предметом контракта, которые имеют особое социальное значение, поскольку проводимые мероприятия по устранению насекомых оказывают влияние на санитарно-эпидемиологическое благополучие обучающихся и сотрудников ФГБОУ ВО "Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева", Комиссия приходит к выводу о наличии признаков недобросовестного поведения ИП Левиной О.О., что является основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем важным обстоятельством для принятия решения о включении поставщика в реестр недобросовестных поставщиков является соблюдение заказчиком процедуры уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
При этом необходимо учитывать, что в соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 указанной статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
На основании изложенного, при рассмотрении обращения необходимо установить дату надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения контракта и дату вступления соответствующего решения в силу с учетом положений части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Исходя из информации, размещенной заказчиком в единой информационной системе (далее - ЕИС), Комиссия установила, что заказчик принял решение об одностороннем расторжении контракта 02.05.2023. Решение было размещено в ЕИС - 02.05.2023 (вкладка на странице контракта в реестре контрактов "Решение об одностороннем отказе").
Статус контракта на "Исполнение прекращено" был изменен заказчиком 16.05.2023, что свидетельствует о вступлении решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в силу.
Таким образом, заказчиком в полном объеме был предоставлен десятидневный срок для устранения исполнителем нарушений обязательств по контракту, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссия отмечает, что индивидуальный предприниматель, принимая решение об участии в процедуре определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к неудовлетворению потребности заказчика.
Также на момент рассмотрения обращения у Комиссии отсутствовали доказательства того, что индивидуальным предпринимателем были совершены активные действия по устранению причин, послуживших основанием принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Нарушение хозяйствующим субъектом существенных условий контракта предполагает его недобросовестное, виновное поведение.
Оценив все имеющиеся документы и сведения, Комиссия пришла к выводу о том, что у индивидуального предпринимателя отсутствовали правовые основания и уважительные причины для неисполнения обязательств по контракту.
Таким образом, Комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о наличии достаточных оснований считать индивидуального предпринимателя нарушившим существенные условия контракта.
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 указанных Правил, если:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Вместе с тем Комиссией при рассмотрении обращения не было установлено, что заказчиком были допущены нарушения установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его исполнителю, размещения в единой информационной системе, Кроме того Комиссией не установлено, что индивидуальным предпринимателем были приняты меры для надлежащего исполнения условий контракта, либо надлежащее исполнение было невозможным в силу обстоятельств непреодолимый силы.
Изложенное свидетельствует об отсутствии у Комиссии оснований для принятия решения об отказе во включении информации об индивидуальном предпринимателе в реестр недобросовестных поставщиков.
Частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации закреплен обязательный для применения на территории Российской Федерации принцип соблюдения законов.
Вместе с тем руководствуясь положениями Гражданского Кодекса РФ, а именно пунктом 2 статьи 405, пунктом 3 статьи 708 срок выполнения работ по указанному контракту является существенным условием, в случае нарушения срока выполнения работ заказчик вправе мотивированно отказаться от исполнения контракта. Не устранение подрядчиком своевременно недостатков, что влечет не получение того результата, на который мог рассчитывать заказчик также может являться основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем расторжении контракта (пункт 3 статьи 715 ГК РФ).
Таким образом, принимая решение об участии в государственной или муниципальной закупке, участники такой закупки (а впоследствии исполнители контрактов) обязаны соблюдать требования законодательства о контрактной системе и должны осознавать, что за несоблюдение таких требований указанное законодательство предусматривает санкции, в том числе заключающиеся во внесении в РНП сведений об уклоняющемся от заключения или исполнения контракта лице. Порядок применения такой санкции закрытым не является (открыто предусмотрен нормами законодательства о контрактной системе) и также предусмотрен законодательством о контрактной системе. Ввиду изложенного лицо, принявшее участие в государственной и муниципальной закупке должно было предвидеть возможность наступления негативных последствий своих действий (бездействия) выразившихся в уклонении от заключения или исполнения (в том числе надлежащим образом) контракта.
При этом факт того, что лицо уклоняется от заключения или исполнения (в том числе надлежащим образом) контракта такому лицу также известен. Изложенное, в случае если такое уклонение не является недобросовестным, обуславливает необходимость осуществления совершения им действий, направленных на установления фактов (если по каким-либо причинам такое лицо не получило официального уведомления): принятия заказчиком решения о признании его уклонившемся от заключения контракта, решения о расторжении контракта в одностороннем порядке, о рассмотрении контрольным органом обращения заказчика о включении сведений РНП. Не совершение таких действий не может свидетельствовать о добросовестности лица и должно быть принято во внимание контрольным органом при принятии решения (при условии, что заказчиком и контрольным органом направлялись соответствующие уведомления, которые не были получены таким лицом по причинам, не зависящим от заказчика и контрольного органа).
Кроме того, тот факт, что лицо не осуществляло самостоятельных действий, направленных на устранение негативных последствий своего нарушения требований законодательства о контрактной системе, лишь дополнительно свидетельствует, что такое лицо не готово и не может надлежащим образом осуществлять свою деятельность в рамках законодательства о контрактной системе, поскольку такое законодательство предъявляет к своим субъектам более строгие требования, чем гражданское законодательство.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Красноярского УФАС России решила включить сведения об индивидуальном предпринимателе Левиной О.О. (ИНН: 143321750792, ул. Пролетарская, 118, кв. 71, г. Тюмень, Тюменская область, 625001) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года, с учетом сведений, приведенных в нижеизложенной таблице.
Дата события* |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
16.05.23 |
19.05.23 |
16.05.23 |
0 |
16.05.23 |
23.05.23 |
22.05.23 |
0 |
25.05.23 |
25.05.23 |
0 |
0 |
* дата признания участника закупки уклонившимся, дата вступления в силу решения заказчика об одностороннем расторжении контракта или дата вступления в силу судебного акта
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде Красноярского края в течение трех месяцев с даты принятия в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии |
А.А. Кириллова |
Члены Комиссии |
О.П. Чупрунова |
|
М.А. Грицай |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 22 мая 2023 г. N 024/10/104-1378/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.05.2023