Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Председатель комиссии:
- и.о. руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области;
Членов комиссии:
- ведущего специалиста-эксперта отдела КЗ Кировского УФАС России;
- ведущего специалиста-эксперта отдела КЗ Кировского УФАС России;
в присутствии:
- представителя министерства социального развития Кировской области по доверенности;
при участии посредством ВКС:
- представителей ООО "Аудиотехник" по доверенностям;
рассмотрев жалобу ООО "Аудиотехник",
У С Т А Н О В И Л А:
12.05.2023 года в Единой информационной системе размещена жалоба ООО "Аудиотехник" на действия Заказчика - Министерство социального развития Кировской области при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (Кресло-коляска, с электродвигателем, управляемая пациентом/сопровождающим лицом, с электронным управлением, складная) (извещение 0340200003323006479).
Заявитель сообщает, что Заказчиком нарушены требования ст. 6, 8, 12 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при формировании извещения об осуществлении закупки, поскольку включение заказчиком в извещение требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют об указании несуществующих на рынке РФ товаров, является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе. Надлежащим исполнением требований Федерального закона о контрактной системе при описании объекта закупки является наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в извещении об осуществлении закупки. В рассматриваемом случае Заказчиком в извещение включены такие требования к закупаемому товару, которые не позволяют осуществить поставку какого-либо технического средства реабилитации, существующего в настоящее время на рынке.
Сообщает, что наиболее сопоставимо с требованиями технического задания только одно техническое средство реабилитации - кресло-коляска электрическая ЕК-6035С, но при этом даже вышеназванное техническое средство реабилитации не может быть поставлено в рамках данной закупки, поскольку ширина рамы кресла-коляски составляет 660 мм, а в техническом задании установлено требование о наличии габаритной ширины в рабочем состоянии - не менее 680 мм, диаметр заднего колеса - 530 мм, техническим заданием установлено наличие диаметра ведущего заднего колеса - не менее 535 мм.
Рассмотрение жалобы назначено на 18.05.2023 г., информация размещена в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru. В соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе стороны о времени, дате и месте заседания Комиссии извещены надлежащим образом.
Заказчик направил письменные пояснения, которые подтвердил при рассмотрении материалов жалобы, сообщил, что указанные заказчиком технические характеристики товара позволяют любому лицу (юридическому или физическому) принять участие в аукционе, если это лицо обладает товаром с названными функциональными свойствами и желает принять участие в аукционе. Требования заказчика, указанные в документации об аукционе, требования к качеству, техническим характеристикам и свойствам товара, которые ему необходимы для осуществления деятельности в силу своих потребностей не противоречат положениям Закона о контрактной системе, так как при формировании требований к техническим и функциональным характеристикам товара заказчик учитывал необходимость конечного результата - обеспечение министерства необходимыми товарами для оказания качественной и своевременной социальной помощи гражданам.
Указал, что при подаче запросов о предоставлении ценовой информации получено 4 коммерческих предложения, что опровергает довод Заявителя об отсутствии на рынке товаров, соответствующих техническому заданию. Сведения на сайте, представленные производителями товаров, не являются окончательными техническими заданиями, а реально поставляемый товар имеет какие-либо расхождения с данными на сайте.
Сообщил, что товар, соответствующий потребности Заказчика, существует на рынке, в подтверждение приложены информационное письмо ООО "Торговый Дом МедМос", паспорт товара, руководство по эксплуатации. Считает жалобу необоснованной.
Представители Заявителя на рассмотрении материалов жалобы дополнительно пояснили, что наиболее сопоставимо с требованиями технического задания только одно техническое средство реабилитации - кресло-коляска электрическая ЕК-6035С, о чем свидетельствуют следующие характеристики: "Система рулевого управления - Дифференциальное управление с усилением руля"; "Тип основного устройства управления - Джойстик 360 градусов с встроенным контроллером"; "Тип шин передних колес - Спрошные из литого ПВХ"; "Рисунок протектора передних колес - Продольные канавки"; "Тип шин задних колес - Резиновые пневматические"; "Рисунок протектора задних колес - симметричный рельефный"; "Дизайн кресла-коляски с высокой спинкой".
Указали, что характеристика "Наличие ободов ручного привода на задних колесах для самостоятельного передвижения кресла-коляски пользователем" противоречит объявленному в извещении коду позиции товара 30.92.20.000-00000017.
Сообщили, что характеристики товара, указанные в Техническом задании, не имеют отношения к тем показаниям (как и противопоказаниям), которые установлены в Приказе Минтруда от 5 марта 2021 г. N 106н.
В соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе проводится внеплановая проверка.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
04.05.2023 года на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (Кресло-коляска, с электродвигателем, управляемая пациентом/сопровождающим лицом, с электронным управлением, складная). Начальная (максимальная) цена контракта - 7 055 000,00 руб.
Согласно Техническому заданию (описание объекта закупки) к поставке требуется кресло-коляска, с электродвигателем, управляемая пациентом/сопровождающим лицом, с электронным управлением, складная. Количество 83 шт. ОКПД2: 30.92.20.000. КТРУ: 30.92.20.000-00000017, с указанием спорных характеристик: "Габаритная ширина в рабочем состоянии, мм - не менее "680"; "Диаметр ведущего заднего колеса, мм - не менее 535"; "Система рулевого управления - Дифференциальное управление с усилением руля"; "Тип основного устройства управления - Джойстик 360 градусов с встроенным контроллером"; "Тип шин передних колес - Спрошные из литого ПВХ"; "Рисунок протектора передних колес - Продольные канавки"; "Тип шин задних колес - Резиновые пневматические"; "Рисунок протектора задних колес - симметричный рельефный"; "Дизайн кресла-коляски с высокой спинкой"; "Наличие ободов ручного привода на задних колесах для самостоятельного передвижения кресла-коляски пользователем".
Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу ч. 5 ст. 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ N 145 от 08.02.2017 г. утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок КТРУ и Правила использования КТРУ (далее - Правила).
Согласно п. 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В силу п.п. а) п. 5 Правил вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, в том числе осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Согласно п. 6 Правил использования КТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной п. 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно коду по КТРУ 30.92.20.000-00000017 "Кресло-коляска, с электродвигателем, управляемая пациентом/сопровождающим лицом, с электронным управлением, складная" не содержит описание объекта закупки, в связи с чем описание объекта закупки осуществляется в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе (в ред. N 95 от 28.12.2022 г.) Заказчик в описании объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Техническое задание электронного аукциона содержит функциональные, технические и качественные характеристики закупаемого товара, максимальные и (или) минимальные значения показателей, не противоречат характеристикам ГОСТ, позволяют определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиком требованиям. В нем отсутствуют требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, что свидетельствует о соблюдении Заказчиком требований ст. 33 Закона о контрактной системе.
Исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженной в Постановлениях от 28.12.2010 N 11017/10, от 29.01.2013 N 11604/12, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого крута участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Как указано в Обзоре судебной практики, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (пункт 1) ровно до того момента, пока включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару не станет свидетельствовать о его конкретном производителе в отсутствие специфики использования такого товара (пункт 2).
Согласно Определению Верховного Суда РФ от 30.12.2021 N 306-ЭС21-25954 по делу N А65-29493/2020 возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом заказчика, а потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Заказчик вправе включить в документацию об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок.
Специфика каждой закупки определяет необходимые требования к товару, работам, услугам, в связи с чем правомочие на их установление законодательством Российской Федерации о контрактной системе предоставлено заказчикам.
Предметом закупки является поставка товара, а не его производство. В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса РФ в качестве поставщика по договору поставки может выступать как непосредственно сам производитель, так и иное лицо, закупающее товары для дальнейшей передачи. Невозможность отдельных участников закупок по каким-либо причинам конкурировать с иными участниками рынка не является поводом учитывать данные обстоятельства заказчиком при формировании описании объекта закупки.
При этом антимонопольный орган не наделен полномочиями проверять потребность Заказчика для решения возложенных на него задач.
Заказчик при планировании и осуществлении закупок должен исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Указанная выше позиция подтверждается сложившейся судебной практикой (дела N А11-15561/2019, N А11-955/2019, Постановления Арбитражного суда Волго-Вятского округа по делам N А29-11764/2020, N А11-15561/2019, N А43-15300/2020).
Заказчиком в материалы дела представлено информационное письмо ООО "ТД МедМос", согласно которому кресло-коляска с электроприводом в составе с принадлежностями, модель EK6035С соответствует заявленным техническим характеристикам, паспортные и фактические данные соответствуют регистрационному досье и не превышают допустимые предельные отклонения. В подтверждение приложен паспорт на конкретную партию товара, содержащий спорные характеристики "Габаритная ширина в рабочем состоянии - 680 мм; "Диаметр ведущего заднего колеса - 535 мм", что опровергает довод Заявителя о невозможности поставки товара с установленными Заказчиком характеристиками.
При этом, при подготовке извещения об осуществлении закупки Заказчиком было получено 4 коммерческих предложения от различных юридических лиц для формирования НМЦК, на участие в закупке, согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.05.2023 NИЭА1, подано 2 заявки, которые признаны соответствующими требованиям извещения о закупке, что свидетельствует об отсутствии ограничения количества участников закупки.
Таким образом, описание объекта закупки составлено Заказчиком в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, с учетом потребности и специфики оказания социальных услуг.
На основании ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
В силу вышеуказанной нормы обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы. Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих отсутствие возможности поставки товаров, удовлетворяющих потребностям Заказчика.
Представленная Заявителем сравнительная таблица, не позволяет Комиссии Кировского УФАС России прийти к однозначному выводу о нарушении Заказчиком требований к описанию объекта закупки, поскольку Заявителем не представлены документы (инструкции, сертификаты и пр.), подтверждающие отсутствие изложения иными производителями спорных характеристик.
Доказательств того, что установленные Заказчиком в извещении о закупке требования привели к ограничению количества участников закупки, Заявитель не представил, в связи с чем доводы Заявителя не обоснованы.
На основании изложенного, в соответствии со ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Кировского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу ООО "Аудиотехник" на действия Заказчика - Министерство социального развития Кировской области при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (Кресло-коляска, с электродвигателем, управляемая пациентом/сопровождающим лицом, с электронным управлением, складная) (извещение 0340200003323006479).
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 18 мая 2023 г. N 043/06/106-489/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.05.2023