Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Председателя комиссии:
- и.о. руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области;
Членов комиссии:
- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
В присутствии:
- представителя КОГБУ "Кировская областная станция по борьбе с болезнями животных", по доверенности;
- начальника КОГБУ "Кировская областная станция по борьбе с болезнями животных";
При участии посредством ВКС:
- представителя ООО "Камский агроснаб", по доверенности;
рассмотрев жалобу ООО "Камский агроснаб", и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
У С Т А Н О В И Л А:
12.05.2023 года в Единой информационной системе в сфере закупок размещена жалоба ООО "Камский агроснаб" (далее - Заявитель) на действия Заказчика - КОГБУ "Кировская областная станция по борьбе с болезнями животных" при проведении электронного аукциона на поставку дезинфицирующих средств (извещение N 0340200003323005857).
Заявитель сообщает, что Заказчиком нарушены требования ст. 33 Закона о контрактной системе, поскольку Заказчиком неправомерно установлены излишние требования к дезинфицирующему средству, в том числе требование к наличию отчета профильного института, что приводит к ограничению количества участников, является нарушением ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Рассмотрение жалобы назначено на 18.05.2023 г., стороны о времени, дате и месте заседания Комиссии извещены, путем размещения информации в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
Представители Заказчика подтвердили письменные пояснения, сообщили, что при описании объекта закупки руководствовались своими потребностями, а также методическими указаниями "Алгоритм действия государственной ветеринарной службы субъекта Российской Федерации при угрозе возникновения африканской чумы свиней" (далее - Методические указания), ветеринарными правилами, утвержденными приказом Минсельхоза России от 28 января 2021 года N 37 (далее - Ветеринарные правила N 37). Описание объекта закупки в техническом задании не противоречит Закону о контрактной системе, а содержат уточняющее значение характеристик. Указывают, что дезинфицирующее средство закупается на случай возникновения чрезвычайной ситуации (вспышки особо опасных заболеваний). При возникновении чрезвычайной ситуации ветеринарные мероприятия включают в себя не только обработку помещений, но и всей карантинной территории, транспорта, одежды. Заказчику необходимо дезинфицирующее средство, прошедшее все необходимые испытания, в том числе дезинфицирующую активность дезинфицирующего средства в отношении возбудителя африканской чумы свиней. Так как, карантинные мероприятия проводятся ветеринарными врачами в разное время года, в помещениях и на улице, Заказчику необходимо средство с доказанной эффективностью в осенне - зимний период при низких температурах окружающей среды, поэтому указаны требования об отчетах. Сообщают, что Заказчиком учитывалась необходимость конечного результата - защита жизни животных и человека. Просят признать жалобу необоснованной.
Заслушав пояснения Заявителя, Заказчика, изучив представленные документы, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
21.04.2023 года на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение N 0340200003323005857 о проведении электронного аукциона на поставку дезинфицирующих средств. Заказчиком в извещении указан КТРУ - 20.20.14.000-00000005. Начальная (максимальная) цена контракта - 750 000,00 руб.
Согласно Техническому заданию (описание объекта закупки), требуется поставить "дезинфицирующее средство", в том числе, со следующими дополнительными характеристиками:
- класс опасности по степени воздействия на организм теплокровных: при введении в желудок не выше 3 класса умеренно опасных веществ; при нанесении на кожу, введении в брюшную полость не выше 4-ого класса малоопасных веществ. ****;
- криопротекторы (соль техническая, пропиленгликоль) не влияют на эффективность рабочего раствора дезинфицирующего средства (согласно отчету ФГБНУ ФИЦВиМ) ****;
-комплекс ЧАС (алкилдиметилбензиламмония хлорид, дидецилдиметиламмония хлорид, диоктилдиметиламмония хлорид), % **** не менее 15,00;
- глутаровый альдегид, % **** не менее 10,00;
- полигексаметилетиленгуанидин гидрохлорид, % **** не менее 2,50;
- концентрация средства в растворе по режиму против вируса Африканской чумы свиней (согласно отчёту от ГНУ ВНИИВВиМ; биопроба на животных), % **** не более 0,20;
- время экспозиции по режиму против вируса Африканской чумы свиней (согласно отчёту от ГНУ ВНИИВВиМ; биопроба на животных, шероховатые поверхности из бетона) при концентрации рабочего раствора не более 0,20%, минут **** не более 15,00;
- эффективность и стабильность рабочих растворов в дезинфекционных барьерах, в том числе при отрицательных температурах окружающей среды (согласно отчету ФГБНУ ФИЦВиМ), суток **** не менее 15.
Согласно ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в описании объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Техническое задание электронного аукциона N 0340200003323005857 содержит функциональные, технические и качественные характеристики закупаемого товара, максимальные и (или) минимальные значения показателей, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиком требованиям. В нем отсутствуют требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, что свидетельствует о соблюдении Заказчиком требований ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 5 ст. 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - постановление Правительства РФ N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
В соответствии с п. 4 Правил использования КТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" п. 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В силу п. 5 Правил использования КТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Согласно п. 6 Правил использования КТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной п. 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно коду по КТРУ 20.20.14.000-00000005 "Средство дезинфицирующее" в описание объекта товара включена обязательная для применения характеристики - "Форма выпуска". Указанная позиция не содержит запрета на включение дополнительных характеристик.
Техническое задание содержит обоснование включения дополнительных характеристик, а именно: "****В соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и правил использования указанного каталога" (далее - КТРУ), для описания закупаемого товара, отвечающего требованиям Заказчика, и в целях улучшения качества выполнения своих функциональных обязанностей, помимо показателей которые применялись Заказчиком из КТРУ, были использованы показатели с дополнительными функциональными, техническими и качественными характеристиками, не внесенными в КТРУ. Наличие дополнительных характеристик обусловлено отсутствием сведений о характеристиках необходимых для выполнения функций возложенных на Заказчика при профилактике и ликвидации особо опасных заболеваний животных".
Правилами и Законом о контрактной системе не определена форма либо критерии допустимости к обоснованию указания дополнительных характеристик в описание объекта закупки.
Согласно п. 3.11.1. Методических указаний все препараты, предполагаемые для использования в очаге африканской чумы свиней, должны быть обеспечены следующей документацией: сертификат соответствия (добровольный) или декларация о соответствии; инструкция по применению, утвержденная профильной организацией; отчет по эффективности препарата в отношении возбудителя африканской чумы свиней, утвержденный ГНУ ВНИИВВиМ Россельхозакадемии, г.Покров. Рекомендуется наличие протоколов, актов о проведении дезинфекции в очаге африканской чумы свиней с подтверждением удовлетворительного качества дезинфекции сертифицированной лабораторией.
Таким образом, Заказчик вправе определить в извещении о закупке такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям Заказчика с учетом специфики его деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При подготовке извещения об осуществлении закупки Заказчиком было получено 3 коммерческих предложения от различных юридических лиц для формирования НМЦК, согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 16.05.2023 г. N 0340200003323005857, на участие в аукционе подано 2 заявки, признаны соответствующими требованиям извещения о закупке и требованиям законодательства, что свидетельствует об отсутствии ограничения количества участников закупки.
В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса РФ в качестве поставщика по договору поставки может выступать как непосредственно сам производитель, так и иное лицо, закупающее товары для дальнейшей передачи.
Таким образом, отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников торгов.
Заказчик при планировании и осуществлении закупок должен исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Указанная выше позиция подтверждается сложившейся судебной практикой (дела N А11-15561/2019, N А11-955/2019, Постановления Арбитражного суда Волго-Вятского округа по делам N А29-11764/2020, N А11-15561/2019, N А43-15300/2020).
Таким образом, описание объекта закупки составлено Заказчиком в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Довод Заявителя не обоснован.
Довод жалобы о возможном нарушении Заказчиком антимонопольного законодательства образует самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", вследствие чего выходит за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Кировского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу ООО "Камский агроснаб" на действия Заказчика - КОГБУ "Кировская областная станция по борьбе с болезнями животных" при проведении электронного аукциона на поставку дезинфицирующих средств (извещение N 0340200003323005857).
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 18 мая 2023 г. N 043/06/106-490/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.05.2023