Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
- зам. руководителя управления - начальника отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
Членов комиссии:
- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
При участии посредством ВКС:
- директора МКУК Малмыжский краеведческий музей;
- представителя ООО "Интробин", по доверенности;
рассмотрев жалобу ООО "Интробин", и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
У С Т А Н О В И Л А:
15.05.2023 года в Единой информационной системе в сфере закупок размещена жалоба ООО "Интробин" (далее - Заявитель) на действия Заказчика - МКУК Малмыжский краеведческий музей при проведении электронного аукциона на поставку сканера цифрового (извещение N 0340200003323006667).
Заявитель сообщает, что Заказчиком не указан подлежащий применению КТРУ, в результате чего, при наличии установленных ограничений в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878, Заказчиком в Техническом задании (описание объекта закупки) в нарушение подпункта "а" пункта 5 Правил использования КТРУ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145, установлены дополнительные требования к поставляемому товару, что приводит к ограничению количества участников, является нарушением ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Рассмотрение жалобы назначено на 19.05.2023 г., откладывалось на 22.05.2023 г. Стороны о времени, дате и месте заседания Комиссии извещены, путем размещения информации в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
Заказчик представил письменные пояснения сообщает, что при подготовке описания объекта закупки заказчиком не было использовано в описании объекта закупки КТРУ, так как подходящие функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики, указанные в КТРУ, не соответствовали для данного объекта закупки. Указывает, что закупка на поставку оргтехники проводилась впервые, в связи с чем не были изучены изменения, внесенные постановлением Правительства РФ от 27 марта 2023 г. N 486 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" в п. 42 постановления Правительства РФ от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", не имел цели ограничивать конкуренцию, круг потенциальных участников электронного аукциона. В описании характеристик КТРУ отсутствует цветовая коррекция страниц. Кроме того, Заказчику требуется сканер определенных размеров. Техническое задание составлено согласно рекомендациям КОГКУ "Центр по техническому сопровождению государственных закупок".
Заявитель на заседании Комиссии поддержал доводы жалобы сообщил, что Закзчик при описании объекта закупки мог использовать КТРУ 26.20.16.150-00000013.
Представитель Заказчика на заседании комиссии пояснил, что готов внести изменение в извещение.
Заслушав пояснения Заявителя, Заказчика, изучив представленные документы, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
10.05.2023 года на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение N 0340200003323006667 о проведении электронного аукциона на поставку сканера цифрового. Начальная (максимальная) цена контракта - 750 000,00 руб.
Печатной формой извещения установлен код ОКП2 26.60.16.150, код КТРУ не установлен.
Также печатной формой извещения установлено ограничение допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств в силу Постановления Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Согласно Техническому заданию (описание объекта закупки) к поставке требуется сканер цифровой, в том числе со следующими характеристиками:
Наименование товара, единица измерения, количество товара, код ОКПД 2, код позиции каталога товаров, работ, услуг (при наличии) |
Функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара и ихзначения, которые не подлежат изменению участником закупки* |
Функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара (единицы измерения)** |
Минимальные и (или) максимальные значения характеристик товара |
Требования заказчика к указанию минимальных и (или) максимальных значений характеристик товара участником закупки*** |
Сканер цифровой, 1шт. ОКПД2: 26.20.16.150
|
Тип конструкции - книжный |
|
|
|
Тип установки - стационарный |
|
|
|
|
Высота 425 мм; длина 505 мм; ширина 520 мм |
|
|
|
|
|
Разрешение, точек/дюйм |
Не менее 300 |
Одно значение или несколько значений |
|
|
Скорость сканирования (ч/б, А4), стр./мин |
Не менее 50 |
Одно значение или несколько значений |
|
|
Глубина цвета, бит |
Не менее 24 |
Одно значение или несколько значений |
|
|
Формат бумаги |
Не более А3 |
Одно значение или несколько значений |
|
Особенность сканера: - Тип датчика CMOS - Автоподатчик (ADF) нет - Слайд-адаптер нет - Дуплекс нет - Поддержка стандартов XP, Win 7/ 8/10, 32/64-bit; macOS 10.11 и выше - Встроенная лампа, съемная лампа бокового освещения |
|
|
|
|
|
* Участник закупки не вправе изменять характеристики товара и (или) их значения или выходить за пределы их допустимых значений. Указанные характеристики товара и их значения обязательно должны содержаться в заявке на участие в закупке.
** Участник закупки указывает характеристики товара, значения которых установлены в рамках их минимальных и (или) максимальных значений. Указанные характеристики товара и их значения обязательно должны содержаться в заявке на участие в закупке.
*** Участник закупки указывает следующие значения или диапазонные значения характеристик товара:
"Одно значение или несколько значений" - участник закупки указывает одно значение или несколько значений из установленного диапазона, допускается диапазон значений;
"Диапазонное значение" - участник закупки указывает диапазон значений (минимальное и максимальное значения) в рамках допустимых пределов.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Вместе с тем, в силу части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правила формирования и ведения единого реестра российской радиоэлектронной продукции, порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд и перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждены Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее в редакции, действовавшей на момент размещения извещения о закупке - Постановление N 878).
Пунктом 4 Постановления N 878 установлено, что ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не устанавливается, если в реестре отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
Подтверждением случая, установленного пунктом 4 настоящего постановления, является обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, подготовленное заказчиком в соответствии с Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным настоящим постановлением, и размещенное заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок одновременно с размещением извещения об осуществлении закупки (пункт 5 Постановления N 878).
Таким образом, в случае применения ограничений, установленных Постановлением N 878, заказчик не вправе указывать дополнительные функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги при закупке радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (Письмо ФАС России от 14.12.2020 N МЕ/109921/20).
Указанный Заказчиком код ОКПД2 26.60.16.150 содержится в Постановлении N 878.
Из письма Минфина России от 14.09.2020 N 24-06-05/80634 также следует, что описание закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд товаров, работ, услуг осуществляется в соответствии с содержащимися в позициях каталога техническими (функциональным) характеристиками, а также дополнительными техническими (функциональными) характеристиками, указываемыми заказчиком самостоятельно при наличии соответствующей потребности, за исключением закупки радиоэлектронной продукции, включенной в Перечень.
Согласно ч. 5 ст. 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ N 145 от 08.02.2017 г. утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок КТРУ и Правила использования КТРУ (далее - Правила).
Согласно п. 4 Правил Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Подпунктом "а" пункта 5 Правил установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случая осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением N 878, при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Таким образом, в случае применения ограничений, установленных Постановлением N 878, Заказчик не вправе указывать дополнительные функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги при закупке радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Согласно пункту 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
По смыслу пункта 7 Правил его применение обусловлено отсутствием в каталоге кода закупаемого товара как такового. Иное толкование по своей сути исключает целесообразность классификации товаров в принципе, поскольку предметом каждой закупки выступает конкретный товар (работа, услуга), обусловленный потребностями заказчика, тогда как классифицирование призвано унифицировать его характеристики и предъявляемые требования с целью рационализации как процедуры закупок в целом, так и обеспечения доступа к таковой максимального количества потенциальных претендентов и обеспечить конкурентные условия ее проведения (Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2022 N 19АП-266/2022 по делу N А48-9099/2021). Аналогичная позиция изложена в письме ФАС России от 19.06.2019 N МЕ/51304/19.
Установлено, что в КТРУ имеется 13 позиций соответствующих вышеуказанному коду ОКПД2.
Заявитель в ходе рассмотрения указал, что в Заказчик при описании объекта закупки должен был руководствоваться позицией КТРУ 26.20.16.150-00000013, которая, по его мнению, соответствует потребности Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы Заказчик не представил документы и сведения, подтверждающие потребность в сканере определенных размеров, кроме того, в Техническом задании не указано требование к "цветовой коррекции страниц".
Из всего вышеуказанного Комиссия пришла к выводу, что Заказчиком допущено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, ответственность за совершения которого предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Таким образом, довод Заявителя обоснован.
Устранение допущенного нарушения возможно путем выдачи предписания.
Довод жалобы о возможном нарушении Заказчиком антимонопольного законодательства образует самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", вследствие чего выходит за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Кировского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать обоснованной жалобу ООО "Интробин" на действия Заказчика - МКУК Малмыжский краеведческий музей при проведении электронного аукциона на поставку сканера цифрового (извещение N 0340200003323006667).
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание.
4. Передать материалы соответствующему должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
5. Обязать Заказчика обеспечить уведомление должностного лица о необходимости представить в срок до 06.06.2023 г. в адрес Кировского УФАС России представить следующую информацию:
- паспортные данные (серия и номер паспорта, дата и наименование органа, выдавшего паспорт, дата и место рождения, место регистрации, место фактического проживания);
- приказ о назначения на должность, должностную инструкцию;
- объяснения должностного лица.
Составление протокола об административном правонарушении в отношении должностного лица назначается на 08.06.2023 г. в 09 час. 30 мин., по адресу: по адресу: г. Киров, ул. К.Либкнехта, д.55, каб. 9.
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В случае невозможности обеспечить явку на составление протокола об административном правонарушении должностным лицам необходимо уведомить об этом Кировское УФАС России 8(8332) 23-16-46; e-mail: to43@fas.gov.ru).
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 22 мая 2023 г. N 043/06/106-492/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.05.2023