На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Комиссия Ульяновского УФАС России (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии |
врио руководителя управления С<_> |
членов Комиссии: |
ведущего специалиста-эксперта Г<_> специалиста-эксперта Ж<_> |
в присутствии: - от ООО "АКТИВСЕПТИК":
- К<_> (доверенность б/н от 16.01.2023 г.);
по обращению Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области (далее - заказчик) о включении сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "АКТИВСЕПТИК" (далее - ООО "АКТИВСЕПТИК") в реестр недобросовестных поставщиков в связи с расторжением в одностороннем порядке государственного контракта N 12/19 от 14.12.2021 г. "Двенадцать благоустроенных квартир в муниципальном образовании "город Ульяновск" для предоставления детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений" (извещение N 0168500000621004706),
УСТАНОВИЛА:
Вх. N 2709-ЭП/23 от 11.05.2023 г. (размещено в ЕИС - 10.05.2023 г.) в Ульяновское УФАС России поступило обращение Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области о включении сведений в отношении ООО "АКТИВСЕПТИК" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с расторжением в одностороннем порядке государственного контракта N 12/19 от 14.12.2021 г.
Вх. N 2830-ЭП/22 от 16.05.2023 г. в Ульяновское УФАС России от ООО "АКТИВСЕПТИК" поступили письменные пояснения, содержащие указание, в том числе на следующее.
ООО "АКТИВСЕПТИК" не имело намерения уклоняться от исполнения контракта.
Контракт заключался до начала специальной военной операции на Украине, после 24.02.2022 г., после введения многочисленных санкций в отношении Российской Федерации, исполнение контракта стало невозможным, так как цена за квадратный метр выросла более чем на 30%.
В указанных обстоятельствах ООО "АКТИВСЕПТИК" в досудебном порядке вели переговоры с заказчиком относительно возможности изменения существенных условий контракта.
ООО "АКТИВСЕПТИК" обратилось в Союз "Ульяновская область торгово-промышленная палата" с заявлением о выдаче заключения об отнесении невозможности исполнения контракта в связи с существенным повышением цен.
Согласно выданному заключению, специалисты сделали выводы, что в условиях ограниченных мер экономического характера исполнение государственного контракта без изменения их существенных условий приведут к убыткам ООО "АКТИВСЕПТИК".
На заседании Комиссии 16.05.2023 г. представитель ООО "АКТИВСЕПТИК" поддержал ранее представленные письменные пояснения в полном объеме, а также указал, что в рамках заключенного контракта общество передало заказчику 5 квартир.
В рассмотрении обращения объявлялся перерыв до 16 час. 15 мин. 17.05.2023 г. для анализа материалов дела.
На заседании Комиссии 17.05.2023 г. ООО "АКТИВСЕПТИК" поддержал ранее представленные пояснения в полном объеме.
Рассмотрев имеющиеся материалы, Комиссия решила сведения в отношении ООО "АКТИВСЕПТИК" в реестр недобросовестных поставщиков не включать. При этом Комиссия исходила из следующего.
14.12.2021 г. между Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области (на основании Указа Губернатора Ульяновской области N 121 от 17.12.2021 г. Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области упразднено с 15.02.2022 г. и образовано Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области) и ООО "АКТИВСЕПТИК" был заключен государственный контракт N 12/19 "Двенадцать благоустроенных квартир в муниципальном образовании "город Ульяновск" для предоставления детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений" (цена контракта - 21 204 000,00 руб.).
Пунктом 3.1 раздела 3 "Порядок передачи жилых помещений, возникновение права собственности" государственного контракта N 12/19 от 14.12.2021 г. предусмотрено, что продавец обязан до 28.10.2022 г. передать заказчику квартиру по акту приема - передачи квартиры.
Пунктом 3.2 раздела 3 "Порядок передачи жилых помещений, возникновение права собственности" указанного государственного контракта установлен перечень документов, которые должны быть переданы заказчику.
Согласно сведениям, представленным сторонами, 15.06.2022 г. сторонами был подписан акт приема-передачи квартир в количестве 5 шт.
Вместе с тем, контракт в полном объеме ООО "АКТИВСЕПТИК" исполнен не был.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Раздел 6 "Порядок изменения и расторжения контракта" государственного контракта N 12/19 от 14.12.2021 г., заключенного между Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области и ООО "АКТИВСЕПТИК", предусматривает возможность расторжения контракта в одностороннем порядке.
27.04.2023 г. заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта N 12/19 от 14.12.2021 г. в связи с нарушением условий контракта и неисполнением ООО "АКТИВСЕПТИК" принятых на себя обязательств.
Пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе.
В соответствии с требованиями пункта 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчиком 27.04.2023 г. в 16 час. 31 мин. (МСК) решение размещено в ЕИС.
Согласно пункту 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель).
В силу пункта 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании изложенного, а также в соответствии с информацией, размещенной в ЕИС, датой надлежащего уведомления ООО "АКТИВСЕПТИК" о принятом заказчиком решении является 27.04.2023 г.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 статьи 95 Закона о контрактной системе. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Из положений части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе следует, что указанные действия, связанные с устранением нарушений условий контракта, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе заказчика от исполнения, должны были быть совершены подрядчиком в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта, то есть до 23 час. 59 мин. 09.05.2023 г.
Вместе с тем, семь квартир, предусмотренные контрактом ООО "АКТИВСЕПТИК" до 23 час. 59 мин. 09.05.2023 г. заказчику переданы не были.
Таким образом, в течение установленного частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе срока ООО "АКТИВСЕПТИК" нарушения не устранены, в связи с чем решение вступило в законную силу и контракт считается расторгнутым 10.05.2023 г.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выражающееся в намеренном нарушении условий государственного контракта.
Размещение сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт недобросовестного уклонения участника закупки от исполнения контракта.
При этом ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Под недобросовестностью понимается совершение умышленных действий, направленных на неисполнение либо уклонение от исполнения контракта.
В данном случае Комиссия Ульяновского УФАС России не может ограничиваться формальным установлением факта нарушения законодательства о контрактной системе, поскольку из анализа представленных материалов следует, что ООО "АКТИВСЕПТИК" часть обязательств по контракту надлежащим образом исполнило. Указанный факт подтверждается подписанным актом приема-передачи квартиры от 15.06.2022 г.
Заключение специалиста Союза "Ульяновская Областная торгово-промышленная палата" N 0218/22 от 19.12.2022 г. не может быть принято во внимание Комиссией Ульяновского УФАС России, поскольку данное заключение содержит вывод об убыточности контракта для ООО "АКТИВСЕПТИК", а не о невозможности его исполнения.
При этом ООО "АКТИВСЕПТИК" при заключении контракта должно было осознавать возможное наступление предпринимательского риска при исполнении контракта и вопросы, связанные с убыточностью контракта, никаким образом не влияют на заказчика.
Кроме того, представленное ООО "АКТИВСЕПТИК" Заключение специалиста Союза "Ульяновская Областная торгово-промышленная палата" N 0218/22 от 19.12.2022 г. не содержит подписей специалистов, а также не скреплено печатью, соответственно, не имеет юридического значения.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия антимонопольного органа пришла к выводу о том, что при указанных обстоятельствах включение сведений об ООО "АКТИВСЕПТИК" в реестр не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности и является несоразмерным характеру допущенного нарушения.
Учитывая изложенного ООО "АКТИВСЕПТИК" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Сведения в отношении ООО "АКТИВСЕПТИК" (адрес: 127411, г. Москва, Вн.тер.г. Муниципальный округ Дмитровский, ш. Дмитровское, д. 157, стр. 9, этаж 03, помещение N 93-031 А, оф. В; ИНН 9703031295) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Председатель Комиссии: |
<_> |
Члены Комиссии: |
<_> |
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 17 мая 2023 г. N 073/10/104-272/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.05.2023