Резолютивная часть объявлена: 24.05.2023 года.
Решение изготовлено в полном объеме: 26.05.2023 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Михин С.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления;
Рощупкина Ю.В. - заместитель председателя Комиссии, начальник отдела контроля закупок;
Сисева Н.И. - член Комиссии, старший государственный инспектор,
в присутствии представителей:
Заказчика - ФГБОУ ВО "Воронежский государственный технический университет": Беляева А.А. (доверенность N 06-1-14/1 от 09.01.2023 года), Тимошиловой М.Г. (доверенность N 06-1-14/86 от 22.05.2023), и Акопяна А.В. (доверенность N 06-1-14/87 от 23.05.2023),
в отсутствии представителя заявителя - ООО "Молодежно-студенческий центр "ЛИДЕР", о времени и месте рассмотрения дела, уведомленного надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Молодежно-студенческий центр "ЛИДЕР" на действия заказчика - ФГБОУ ВО "Воронежский государственный технический университет" при проведении конкурса на оказание услуг по организации и проведению выездных культурно-массовых, оздоровительных, спортивных, воспитательных мероприятий "Школа молодого лидера" для студентов ВГТУ в период летних каникул (извещение N 0331100001923000005),
у с т а н о в и л а:
17.05.2023 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - Воронежское УФАС России) поступила жалоба ООО "Молодежно-студенческий центр "ЛИДЕР" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ФГБОУ ВО "Воронежский государственный технический университет" (далее -Заказчик) при проведении конкурса на оказание услуг по организации и проведению выездных культурно-массовых, оздоровительных, спортивных, воспитательных мероприятий "Школа молодого лидера" для студентов ВГТУ в период летних каникул (извещение N 0331100001923000005).
В жалобе Заявителя содержатся следующие доводы:
1. Заявитель считает, что указание в техническом задании: место оказания услуг: Краснодарский край, Туапсинский курортный район, в экологически чистой зоне Черноморского побережья является избыточным. Полагает, что достаточно указать: Россия, Краснодарский край.
2. Заявитель считает, что условие о неразмещении в месте проживания студентов отдыхающих других возрастных категорий и социальных групп не способствует развитию коммуникативного общения.
3. Заявитель не согласен с требованием подпункта 6.1.3 технического задания о том, что не допускается наличие железнодорожного полотна и/или автомобильной магистрали /скоростной дороги между жилыми корпусами объекта размещения и пляжем в целях безопасности студентов. Считает, что можно предусмотреть альтернативные способы безопасности.
4. Заявитель не согласен с требованием п. 6.1.5 технического задания: для отдыха необходим собственный или используемый на ином законном основании, оборудованный (теневые навесы, раздевалки, лежаки, зонты, биотуалеты) бесплатный галечный пляж не более, чем в 350 м от места размещения. Считает, что такое условие приводит к ограничению количества участников.
5. Заявитель не согласен с требованием п. 6.1.7 технического задания о том, что на территории места размещения студентов должен располагаться открытый бассейн: площадь не менее 120 м2 и глубиной до 1,7-м в целях безопасности студентов. Считает такие требования избыточными.
6. Заявитель не согласен требованием о том, что на территории места размещения студентов должен быть в наличии актовый зал/дискоклуб площадью не менее 200 кв.м. Считает данное требование избыточным.
7. Заявитель не согласен с требованием п. 6.2.3 технического задания, о том, что постройка/капитальный ремонт корпуса проживания должны быть произведены не ранее 2015 года. Считает данное требование избыточным.
8. Заявитель не согласен с требованием, о том, что обеспечение питьевого режима - в открытом доступе должен находиться кулер с питьевой водой. Считает, что положения относительно питьевого режима совершеннолетних лиц нигде не регламентированы.
9. Заявитель не согласен с требованием п. 6.1.17 о том, что на территории места размещения студентов должен быть собственный или используемый на ином законном основании медицинский пункт с изолятором на территории базы отдыха, должно быть обеспечено круглосуточное дежурство медперсонала на территории базы отдыха (медицинская сестра или врач). Считает, что такое требование можно выполнить только при наличии лицензии.
10. Заявитель не согласен с требованием о наличии сведений об участнике закупки в Едином федеральном реестре туроператоров. Считает данное требование невыполнимым.
Также заявитель считает, что Заказчиком неправомерно установлены следующие критерии оценки заявок:
Пункт 2.1. Подтверждением наличия у участников закупки на праве собственности или ином законом основании являются в том числе:
- выписка из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающая право собственности на объект недвижимого имущества, выданная не ранее чем за 90 дней до дня окончания срока подачи заявок (при наличии объекта недвижимого имущества в собственности участника закупки); или выписка из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающая право аренды на объект недвижимого имущества и выданная не ранее чем за 90 дней до дня окончания срока подачи заявок.
Пункт 2.2. Опытом оказания услуг, связанной с предметом контракта, являются контракты/договоры на оказание услуг по организации и проведению выездных культурно-массовых, оздоровительных, физкультурных, спортивных и/или воспитательных мероприятий для студентов, осваивающих образовательные программы высшего и среднего профессионального образования в образовательных организациях высшего образования, заключенные с высшими учебными заведениями.
Представители Заказчика считают доводы, изложенные в жалобе необоснованными, действия заказчика соответствующими законодательству о закупках.
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, а также принимая во внимание результаты внеплановой проверки, проведеной в соответствии с ч. 15 ст 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Воронежского УФАС России установила следующее.
04.05.2023 года в единой информационной системе в сфере закупок Заказчиком размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации и проведению выездных культурно-массовых, оздоровительных, спортивных, воспитательных мероприятий "Школа молодого лидера" для студентов ВГТУ в период летних каникул (извещение N 0331100001923000005).
Объект закупки: Услуги по организации отдыха и развлечений прочие, не включенные в другие группировки. Код позиции 93.29.19.000.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 6 570 000,00 рублей.
Пунктом 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом. Кроме того, общие принципы организации и порядка проведения торгов установлены статьей 448 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе, электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее , в том числе информацию о критериях оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе электронный документ - описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при составлении описания объекта закупки необходимо использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из смысла содержания статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик вправе определить в описании объекта закупки такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам услуги, качественным характеристикам объекта закупки, которые являются значимыми для заказчика, отвечают его потребности с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.
На заседании Комиссии, Заказчик пояснил, что сформировал описание товара и выбрал соответствующий код позиции, исходя из фактических потребностей того, чтобы организация мероприятия была максимально адаптирована для отдыха и оздоровления, а также являлась безопасной и комфортной для отдыха.
Заказчик пояснил, что место отдыха Краснодарский край, Туапсинский курортный район, в экологически чистой зоне Черноморского побережья было выбрано из сложившего опыта по организации отдыха студентов.
Установление требований к месту, обеспечению безопасности, а также к размещению студентов обусловлено потребностью Заказчика.
Также Комиссией Воронежского УФАС России было установлено, что согласно выписке из ЕГРЮЛ, Заявитель осуществляет деятельность туристических агентств и туроператоров.
Заявитель на заседании Комиссии не предоставил доказательств, подтверждающих невозможность выполнения требования о наличии сведений об участнике закупки в Едином федеральном реестре туроператоров.
Кроме того, указанная закупка (конкурс) направлена, в том числе на "организацию оздоровления студентов" в связи с чем, в конкурсе имеют право участвовать как туроператоры, так и сами оздоровительные учреждения, что также не ограничивает количество участников (конкурентов) закупки и допускает к участию большее их количество.
Для возможности открытия медицинского кабинета на территории любого оздоровительного учреждения неообходимо наличие медицинской лицензии у оздоровительного учреждения для оказания первой медицинской помощи и в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2021 N 852 "О лицензировании медицинской деятельности" является обязательной.
Таким образом, при наличии у Заказчика потребности в получении определенных услуг, факты необоснованного ограничения им количества потенциальных участников не находят своего подтверждения.
Относительно доводов Заявителя о неправомерности установления критериев оценки, Комиссией Воронежского УФАС России было установлено, следующее.
Как следует из п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
На основании ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
При этом, как установлено ч. 4 ст. 32 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2604) утверждено положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Пунктом 3 Положения установлено, что для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
На основании п. 8 Положения, в случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным подпунктами "в" и "г" пункта 3 настоящего Положения:
а) применяются детализирующие показатели;
б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;
в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.
Согласно п. 24 Положения, для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с п. 25 Положения, для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели.
Исходя из п. 28 Положения, в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктом 20 настоящего Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
Как следует из Приложения N 5 к извещению о проведении электронного конкурса "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе", Заказчиком установлены следующие критерии оценки заявок участников конкурса:
- Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
- Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
При этом, по вышеуказанным критериям установлены показатели оценки и показатели оценки, детализирующего показатель оценки, в том числе детализирующий показатель (признак N 2) "Общее количество исполненных участником закупки договоров".
При этом, Заказчик установил, что в рамках данного показателя оценивается общее количество исполненных участником закупки договоров, предусматривающих оказание услуг по организации и проведению выездных культурно-массовых, оздоровительных, физкультурных, спортивных или воспитательных мероприятий для студентов, осваивающих образовательные программы высшего и среднего профессионального образования в образовательных организациях высшего образования, заключенные с высшими учебными заведениями, с учетом положений, предусмотренных п.2.2 раздела 3 настоящего порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.
При отсутствии у участника открытого конкурса в составе заявки документов и информации по данному детализирующему показателю, предусмотренных п.2.2 раздела 3 настоящего порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, участнику открытого конкурса по данному показателю присваивается 0 баллов.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что установленный Приложением N 5 к Извещению о проведении конкурса порядок оценки заявки, согласно которому к оценке принимаются контракты, заключенные исключительно с высшими учебными заведениями, нарушает положения ч. 8 ст. 32, п. 11 ч. 1, п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, так как установленный порядок оценки заявок приводит к субъективности конкурсной комиссией при оценки заявок участников конкурса, а также не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, что в свою очередь, не соответствует целям проведения электронного конкурса и принципам законодательства о контрактной системе, направленных на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.
Кроме того, Комиссия Воронежского УФАС России принимает во внимание тот факт, что осуществляемая Заказчиком закупка направлена на организацию и проведение культурно-массовых, оздоровительных, спортивных, воспитательных мероприятий для студентов, которые могут успешно оказывать участники у которых есть опыт работы с такими мероприятиями, где заказчиками выступали не только высшие учебные заведения.
При таких обстоятельствах, в действиях заказчика усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод Заявителя о неправомерности установления показателя по критерию "квалификация участников закупки", где участнику предоставить выписку из ЕГРН в отношении объекта недвижимости не нашел своего подтверждения, в связи с тем, что согласно п. 2.1 порядка оценки участник вправе предоставить иные документы, подтверждающие нахождение у участника закупки в течение срока исполнения контракта объекта недвижимого имущества на ином законном основании.
Следовательно, участник закупки, готовый оказывать услуги вправе, в том числе предоставить выписку из ЕГРН на объект недвижимости того оздоровительного учреждения, с которым он планирует сотрудничать для оказания услуг Заказчику.
Таким образом, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок,
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ФГБОУ ВО "Воронежский государственный технический университет" при проведении конкурса на оказание услуг по организации и проведению выездных культурно-массовых, оздоровительных, спортивных, воспитательных мероприятий "Школа молодого лидера" для студентов ВГТУ в период летних каникул (извещение N 0331100001923000005) частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - ФГБОУ ВО "Воронежский государственный технический университет" нарушения ч. 8 ст. 32, п. 11 ч. 1, п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику - ФГБОУ ВО "Воронежский государственный технический университет" предписание об устранении нарушений ч. 8 ст. 32, п. 11 ч. 1, п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Резолютивная часть объявлена: 24.05.2023 года.
Решение изготовлено в полном объеме: 26.05.2023 года.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии С.В. Михин
Заместитель председателя Комиссии Ю.В. Рощупкина
Член Комиссии Н.И. Сисева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 24 мая 2023 г. N 036/06/48-833/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.05.2023