В соответствии с приказом Тульского УФАС России от 02.05.2023 N 58/23 "О проведении внеплановой проверки", на основании поручения ФАС России от 13.06.2019 МЕ/49839-ПР/19 комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Измайлова О.В. - заместитель руководителя Тульского УФАС России,
Заместитель председателя Комиссии:
Член Комиссии:
Курская М.В. - начальник отдела Тульского УФАС России,
Щетинский А.А. - главный специалист-эксперт Тульского УФАС России,
в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), проведена внеплановая проверка деятельности министерства здравоохранения Тульской области (ИНН 7107006311) (далее - Заказчик), государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" (ИНН 7107541446) (далее - Уполномоченное учреждение), комиссии по осуществлению закупок государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" (далее - Аукционная комиссия) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку медицинских изделий (система рентгеновской компьютерной томографии), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия в рамках национального проекта "Здравоохранение" (закупка N 0366200035622006308) (далее - Электронный аукцион, Закупка).
Проверка начата 04.05.2023, окончена 18.05.2023.
Изучив материалы настоящего дела, Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Извещение о Закупке со всеми электронными документами (приложениями), предусмотренными Законом (далее - Извещение о Закупке) 10.11.2022 размещены в единой информационной системе в сфере закупок.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 112 929 856,00 рублей.
Предметом Закупки является поставка медицинских изделий (система рентгеновской компьютерной томографии), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия в рамках национального проекта "Здравоохранение".
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
На основании части 5 статьи 31 Закона информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
При этом в силу части 6 статьи 31 Закона заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Таким образом, действующим законодательством установлено императивное требование о необходимости наличия у участника закупки лицензии (свидетельства, разрешения) и т.п.
Применительно к требованию пункта 1 части 1 статьи 31 Закона, очевидно, что указанное требование вызвано необходимостью в ряде случаев осуществления поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, являющихся объектом закупки, в рамках правоспособности хозяйствующего субъекта, обусловленной наличием лицензии (свидетельства) на осуществление деятельности, относящейся к предмету закупки. И указанное требование предъявляется непосредственно к такому участнику закупки.
В пункте 3 "Требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ" раздела "Преимущества и требования к участникам" Извещения о закупке установлено следующее требование: "Наличие действующего регистрационного удостоверения на предлагаемые к поставке медицинские изделия, выданного в установленном порядке Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор)".
В соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению.
На основании пункта 2 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий" (далее - Правила государственной регистрации медицинских изделий), государственной регистрации подлежат любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем (изготовителем) для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека (далее - медицинские изделия).
Согласно пункту 6 Правил государственной регистрации медицинских изделий документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие.
С учетом вышеизложенного, действующим законодательством предусмотрено, что обязательным документом, подтверждающим возможность оборота на территории Российской Федерации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение.
В свою очередь, учитывая положения Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона N 323-ФЗ, Правил государственной регистрации медицинских изделий, требование о наличии действующего регистрационного удостоверения на предлагаемые к поставке медицинские изделия, выданного в установленном порядке Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор), применительно к положениям как пункта 1 части 1 статьи 31 Закона, так и части 1 статьи 31 Закона в целом, не может рассматриваться как требование, относящееся к участнику закупки. Иное толкование приведенных выше положений законодательства Российской Федерации является абсурдным.
Следовательно, сформированное подобным образом требование к участникам закупки, изложенное в Извещении о Закупке, свидетельствует о несоответствии такого Извещения положениям части 6 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Закона.
В соответствии с пунктом 1 постановления правительства Тульской области от 23.12.2013 N 788 (ред. от 28.12.2021) "О централизации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Тульской области" (далее - Постановление N 788) на государственное казенное учреждение Тульской области "Центр организации закупок" возложены полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для:
1) государственных заказчиков, государственных бюджетных учреждений, государственных унитарных предприятий;
2) муниципальных заказчиков, муниципальных бюджетных учреждений,
муниципальных унитарных предприятий и (или) уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, действующих от имени муниципальных заказчиков, соответствующих бюджетных учреждений, муниципальных унитарных предприятий и (или) уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, полномочия которых определены решениями органов местного самоуправления, при условии предоставления из бюджета Тульской области межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, финансовое обеспечение которых частично или полностью осуществляется за счет указанных межбюджетных трансфертов;
3) автономных учреждений, осуществляющих закупки за счет субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности Тульской области (в том числе приобретение недвижимого имущества в государственную собственность Тульской области);
4) бюджетных, автономных учреждений, унитарных предприятий, осуществляющих закупки в пределах, переданных им государственными заказчиками полномочий в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 15 Закона.
Приложением к Постановлению N 788 утверждено Положение о порядке взаимодействия заказчиков, а также уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, полномочия которых определены решениями органов местного самоуправления, с государственным казенным учреждением Тульской области "Центр организации закупок" (далее - Положение).
В соответствии пунктом 6 Положения заказчики, в том числе исполняют следующие функции: устанавливают требования к участникам закупки.
Из материалов рассматриваемого дела следует, что требование к участникам закупки, изложенное в Извещении о закупки, установлено Заказчиком.
Следовательно, в действиях должностного лица Заказчика, утвердившего (определившего содержание в указанной выше части) извещение о Закупке, содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи.
На участие в Закупке подано 2 заявки.
В соответствии с протоколом подачи ценовых предложений от 18.11.2022 наименьшее ценовое предложение сделал участник закупки с идентификационным номером заявки 113009047 (ООО "МНК МЕДИКАЛЪ").
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.11.2022 по результатам рассмотрения заявок Аукционной комиссией принято решение о соответствии всех участников Закупки и поданных ими заявок требованиям Закона и Извещения об Электронном аукционе.
05.12.2022 по итогам Закупки между Заказчиком и ООО "МНК МЕДИКАЛЪ" заключен контракт N 03662000356220063080001 на поставку медицинских изделий (система рентгеновской компьютерной томографии), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия в рамках национального проекта "Здравоохранение".
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99 Закона, Правилами, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать Заказчика нарушившим часть 6 статьи 31, пункт 12 части 1 статьи 42 Закона.
2. В связи с тем, что 01.12.2022 по итогам Электронного аукциона между Заказчиком и ООО "МНК МЕДИКАЛЪ" заключен контракт 03662000356220063080001, обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.
3. Передать материалы внеплановой проверки соответствующему должностному лицу Тульского УФАС России для рассмотрения в рамках административного производства.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 18 мая 2023 г. N 071/10/99-530/2023 (ключевые темы: изделия медицинского назначения - участники закупок - электронный аукцион - регистрационное удостоверение - товар. работа. услуга.)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.05.2023