На основании части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) проведена внеплановая проверка соблюдения ГБУЗ "ДГКБ им. З.А. Башляевой ДЗМ" в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Предмет проверки:
- контракт на поставку системы мониторинга нейрофизиологических показателей (контракт N 2773302408323000189).
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) провела внеплановую проверку посредством видеоконференцсвязи в составе:
Заместителя председателя Комиссии Управления:
А.С. Спиряковой - заместителя начальника отдела проверок государственных закупок;
Членов Комиссии Управления:
И.А. Полякова - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок,
Н.А. Гришиной - специалиста 1 разряда отдела проверок государственных закупок,
в присутствии представителей ГБУЗ "ДГКБ им. З.А. Башляевой ДЗМ": М.М. Ищенко (доверенность N 4 от 01.02.2023), ООО "Моснейро": А.В. Петрашкевича (доверенность N б/н от 01.06.2023),
ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКОЙ УСТАНОВЛЕНО:
Московским УФАС России проведена внеплановая проверка на предмет нарушений, допущенных государственным заказчиком - ГБУЗ "ДГКБ им. З.А. Башляевой ДЗМ" (далее - Заказчик) при заключении контракта на поставку системы мониторинга нейрофизиологических показателей (контракт N 2773302408323000189) (далее - Контракт).
1. В составе обращения Заявитель указывает, что Заказчиком неправомерно проведена закупка на поставку системы мониторинга нейрофизиологических показателей посредством закупки у единственного поставщика без применения конкурентного способа.
Комиссией Управления установлено, что 07.04.2023 Заказчиком на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе заключен контракт с ООО "Хайнеманн-Медицинтехник", предметом которого является закупка системы мониторинга нейрофизиологических показателей. Цена контракта - 9 700 000,00 руб.
Согласно п. 9 ч.1 ст. 93 Закона о контрактной системе осуществление закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае закупок товаров, работ, услуг при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств
непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи. При этом заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для оказания такой медицинской помощи либо вследствие таких аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи, если применение конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.
В соответствии с ч.1 ст.24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что В соответствии с п. 20.1 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" распространение новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) является в сложившихся условиях чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством, повлекшим ведение режима повышенной готовности в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", который является обстоятельством непреодолимой силы.
Такая же позиция сформирована в письмах Минфина России, МЧС России, ФАС России по мнению которых распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, носит чрезвычайный и непредотвратимый характер, в связи с чем является обстоятельством непреодолимой силы (Письмо Минфина России от 15.04.2020 N 24-05-05/30387, Совместное письмо Минфина России, МЧС России, ФАС России от 03.04.2020 N 24-06-05/26578/219-АГ-70/МЕ/28039/20).
Вместе с этим, согласно приказу Минздрава России от 19.03.2020 N 198н "О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19", приказу Департамента здравоохранения города Москвы от 27.03.2020 года N 300 "О мероприятиях по организации госпитализации больных с ОРВИ, гриппом и внебольничными пневмониями, а также пациентов и с подтвержденным диагнозом коронавирусная инфекция COVID-19 в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы" согласно которым утверждены схема маршрутизации больных с ОРВИ, гриппом и внебольничными пневмониями 19 в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы и схема перепрофилирования медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы стационарного типа для госпитализации пациентов с подтвержденным диагнозом коронавирусная инфекция COVID-19, где в приложениях к приказу Департамента перечислены медицинские организации государственной системы здравоохранения города Москвы, в том числе ГБУЗ "ДГКБ им. З.А. Башляевой ДЗМ".
Кроме того, согласно приказу Департамента здравоохранения города Москвы от 27.03.2020 года N 304 "Об организации отделений в ГБУЗ "ДИКБ N 6 ДЗМ" и ГБУЗ "ДГКБ им. З.А. Башляевой ДЗМ" для госпитализации новорожденных от матерей, больных и контактных, прибывших с территории стран, в которых зарегистрированы случаи заболевания коронавирусной инфекцией COVID-19" Главному врачу ГБУЗ "ДГКБ им. З.А. Башляевой ДЗМ" Османову И.М. надлежало обеспечить работу отделения для госпитализации новорожденных, требующих специализированной медицинской помощи от матерей без симптомов и с симптомами ОРВИ с подтвержденным COVID-19, а также работу отделения для госпитализации новорожденных, требующих специализированной медицинской помощи в секцию для новорожденных от матерей с неизвестным статусом COVID-19.
Для госпитализации пациентов с признаками гриппа, ОРВИ, новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) ГБУЗ "ДГКБ им. З.А. Башляевой ДЗМ" был выделен коечный фонд и регулярно проводился анализ и оценка показателей коечного фонда в целях его эффективного использования.
Согласно документу "Обоснование _для_нейромонитора, рdf" Заказчиком приведено следующее обоснование: "Аппарат будет использоваться для нейромониторинга пациентов, поступающих с диагнозом ковид в сочетании нейрохирургической, хирургической, урологической, неврологической и лор патологий. В настоящее время инфекционный корпус больницы является единственным в Москве, который принимает детей с короновирусной инфекцией, в том числе с сочетанной патологией, большинство из которых для дальнейшего лечения переводятся из других детских стационаров г. Москвы".
Это еще раз доказывает, что указанный контракт заключался в период распространения коронавирусной инфекции COVID-19, которая является обстоятельством непреодолимой силы.
ГБУЗ "ДГКБ им. З.А. Башляевой ДЗМ" не могло воспользоваться иными способами закупки (конкурентными процедурами) из-за длительности сроков их проведения.
Вместе с тем представитель Заказчика также пояснил, что ранее Заказчик проводил закупки конкурентным способом.
В свою очередь Комиссия Управления отмечает, что в рассматриваемом случае представитель Заказчика подтвердил, что ранее процедуры по закупке вышеуказанных товаров осуществлялись в виде конкурентных процедур, что свидетельствует о том, что данные закупки были спланированы заранее (например, закупка N 0373200005822000448).
Более того, данный контракт заключен 07.04.2023, в то время как Указом Мэра Москвы от 14.03.2022 N 14-УМ "О признании утратившими силу отдельных положений указа Мэра Москвы от 8 июня 2020 г. N 68-УМ" отменены требования в отношении соблюдения требований, направленных на недопущение распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), установленных уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы на основании предписаний Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве, выданных на основании рекомендаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Комиссия Управления приходит к выводу, что при указанных обстоятельствах у Заказчика отсутствовали основания для заключения Контракта с единственным поставщиком на основании п.9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Из вышеизложенного следует, что в рассматриваемом случае Заказчик при осуществлении закупки должен был использовать конкурентные способы определения поставщика, что свидетельствует о нарушении ч.1 ст.24 Закона о контрактной системе, и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст.7.29 КоАП Кодекса административных правонарушений.
2. Также в составе обращения Заявитель указывает, что в заключенном контракте содержится указание на применение при описание товара позиции КТРУ 26.60.12.129-00000190, однако помимо обязательных характеристик Техническое задание содержит дополнительные характеристики, что, по мнению Заявителя, является неправомерным, поскольку при наличии КТРУ товаров в перечне радиоэлектронной продукции, утвержденном Постановлением N878, Заказчик не вправе указывать в описании товара дополнительные характеристики.
Ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 5 ст. 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На основании п. 14 ч. 3 ст. 4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пп. "б" п. 2 Правил использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
На основании п. 4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" п. 10 Правил формирования КТРУ.
В соответствии с пп. "г" п. 10 Правил формирования КТРУ в позицию каталога включается информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с п. 13 Правил формирования КТРУ.
Согласно п. 6 Правил использования КТРУ в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 Правил использования КТРУ, Заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В соответствии с п. 7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, Заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.9 Правил в случае размещения извещения об осуществлении закупки, направления приглашения, а также заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) до наступления даты начала обязательного применения соответствующей позиции каталога заказчик до завершения закупки вправе руководствоваться пунктом 7 Правил.
В рассматриваем случае Комиссией Управления установлено, что в описании объекта закупки Заказчиком указана позиция КТРУ 26.60.12.129-00000190, при этом в составе описания товара содержатся, в том числе дополнительные характеристики, не предусмотренные позицией КТРУ, например: год изготовления.
Вместе с тем контракт заключен 07.04.2023, согласно КТРУ датой начала обязательного применения данной позиции применения позиции каталога - 16.05.2022, которая содержит следующие обязательные характеристики: Максимальное число каналов, Принтер, Тележка для размещения комплекса, Тип исследования, а также содержит указание на запрет использования дополнительных характеристик в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 (ред. от 25.07.2020) "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами формирования и ведения единого реестра Российской радиоэлектронной продукции", "Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд").
Комиссия Управления также отмечает, что Правила использования каталога исключений в отношении закупок, предусмотренных пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, не устанавливают, в связи с чем Заказчику необходимо использует каталог, в том числе при осуществлении закупок у единственного поставщика, ввиду чего Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком ст.33 Закона о контрактной системе, поскольку помимо обязательных характеристик Техническое задание содержит дополнительные характеристики, и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1.4 ст.7.30 КоАП Кодекса административных правонарушений.
3. Также в составе обращения Заявитель указывает, что товар, необходимый к поставке, включен в реестр радиоэлектронной продукции, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 (ред. от 25.07.2020) "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами формирования и ведения единого реестра Российской радиоэлектронной продукции", "Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд") (далее - Постановление N878), однако Заказчиком не установлены ограничения в соответствии с Постановлением N878.
В силу ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.3 Постановления N878 при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, за исключением установленного пунктом 3(1) постановления случая, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае если Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрена документация о закупке) заявка, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, страной происхождения которой являются только государства - члены Евразийского экономического союза.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что из положений п. 3 Постановления N 878 следует, что требования этого постановления применяются только при определении поставщика (подрядчика, исполнителя, далее также - контрагент) конкурентными способами. Аналогичные разъяснения даны также в письме Минфина России от 27.12.2019 N 24-03-07/102831.
Комиссия Управления отмечает, что механизм применения положений, предусмотренных Постановлением N878 не распространяет свое действия на закупки у единственного поставщика, поскольку в данном случае заявки отсутствуют.
На основании вышеизложенного, Комиссией Управления нарушения в действиях Заказчика не установлены при не установлении ограничений, предусмотренных Постановлением N878.
На основании вышеизложенного, изучив представленные документы и материалы, в соответствии с частями 15 и 22 ст. 99 Закона о контрактной системе Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения требований ч.1 ст.24, ст.33 Закона о контрактной системе.
2. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель комиссии |
|
А.С. Спирякова |
Члены комиссии: |
|
|
|
|
Н.А. Гришина |
|
|
И.А. Поляков |
Исп.Спирякова А.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 25 мая 2023 г. N 077/06/99-6728/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.05.2023