Резолютивная часть решения оглашена 22 мая 2023 года
Решение изготовлено в полном объеме 25 мая 2023 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 10.02.2023 N9 в составе:
<_>
в присутствии от:
уполномоченного учреждения - казенного учреждения Чувашской Республики "Региональный центр закупок Чувашской Республики" - <_>, представителя по доверенности,
заказчика - Управления по благоустройство и развитию территорий администрации Шумерлинского муниципального округа Чувашской Республики - <_>, первого заместителя главы администрации - начальника Управления по благоустройству и развитию территорий,
в отсутствие представителей заявителя - индивидуального предпринимателя <_> (далее - Заявитель, ИП <_>), надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев путем видео-конференц-связи жалобу ИП <_> на действия Заказчика - Управления по благоустройство и развитию территорий администрации Шумерлинского муниципального округа Чувашской Республики при проведении электронного аукциона на выполнение работ по установке станций биологической очистки, предназначенной для сбора и очистки хозяйственно-бытовых сточных вод МБОУ "Юманайская СОШ им. С.М. Архипова" и д. 59 по ул. Мира, дошкольной группы МБОУ "Юманайская СОШ им. С.М. Архипова" и д. 5 по ул. Мира с. Юманай Шумерлинского муниципального округа Чувашской Республики (изв. N0815500000523004708) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Чувашское УФАС России 16.05.2023 поступила жалоба ИП <_> на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по установке станций биологической очистки, предназначенной для сбора и очистки хозяйственно-бытовых сточных вод МБОУ "Юманайская СОШ им. С.М. Архипова" и д. 59 по ул. Мира, дошкольной группы МБОУ "Юманайская СОШ им. С.М. Архипова" и д. 5 по ул. Мира с. Юманай Шумерлинского муниципального округа Чувашской Республики (изв.
2023-3561
N0815500000523004708).
Заявитель считает, что положения аукционной документации нарушают требования законодательства о контрактной системе, в связи с неверным установлением дополнительных требований в соответствии с позицией 15 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ), поскольку установка станций очистки требует принятия проектных решений.
На основании изложенного, Заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.
05.05.2023 уполномоченным учреждением - казенным учреждением Чувашской Республики "Региональный центр закупок Чувашской Республики" на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0815500000523004708 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по установке станций биологической очистки, предназначенной для сбора и очистки хозяйственно-бытовых сточных вод МБОУ "Юманайская СОШ им. С.М. Архипова" и д. 59 по ул. Мира, дошкольной группы МБОУ "Юманайская СОШ им. С.М. Архипова" и д. 5 по ул. Мира с. Юманай Шумерлинского муниципального округа Чувашской Республики, с начальной (максимальной) ценой контракта 5 824 357,20 руб. Одновременно на официальном сайте размещено извещение об электронном аукционе с описанием объекта закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
На основании п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.
Согласно позиции 15 Постановления Правительства РФ N 2571 если объектом закупки является выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений, то к участникам закупки устанавливаются дополнительные требования:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства.
Приложением N 3 к извещению об осуществлении закупки установлены дополнительные требования к участникам закупки на основании позиции 15 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571, а именно:
"Работы по текущему ремонту зданий, сооружений
наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства.
Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" позиции 15, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ."
Из письменных пояснений представителя Заказчика следует:
"1. В с. Юманаи Шумерлинского муниципального округа отсутствует централизованная система канализации.
2. Устанавливаемые септики не подключены к централизованной системе канализации (ее просто нет).
3. Устанавливаемые септики монтируются в рамках текущего ремонта, взамен старых, исчерпавших свой ресурс самодельных выгребных ям.
4. Установка производится согласно рекомендации Производителя, указанным в монтажной схеме, настоящем техническом паспорте и Приложения к нему, с учетом требований строительных норм и правил СНиП 2.04.03-85."
Вместе с тем, Комиссией Чувашского УФАС России установлено, что электронный аукцион на установку станций биологической очистки, предназначенной для сбора и очистки хозяйственно-бытовых сточных вод МБОУ "Юманайская СОШ им. С.М. Архипова" и д. 59 по ул. Мира, дошкольной группы МБОУ "Юманайская СОШ им. С.М. Архипова" и д. 5 по ул. Мира с. Юманай Шумерлинского муниципального округа Чувашской Республики проводится в рамках кода бюджетной классификации - 9940502A6201S6570244.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24.05.2022 N 82н "О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения" утвержден Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуру и принципы назначения (далее - Порядок) согласно приложению к настоящему приказу. Приложением 3 к Порядку формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципам назначения, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24.05.2022 N 82н определены коды видов (групп, подгрупп, элементов) расходов классификации расходов бюджетов (далее - Приложение). Согласно указанному Приложению, код 244 имеет наименование вида расходов - прочая закупка товаров, работ и услуг, а код 243 - закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества. Соответственно признание объекта объявленной закупки капитальным ремонтом в данном случае, не представляется возможным.
Кроме того, в соответствии с подпунктом "а" пункта 3 Постановления Правительства РФ N 2571 положения настоящего постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом позиция 15 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млн. рублей.
Доказательств обратного заявитель не представил.
Механизм защиты прав участников закупки в административном порядке путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок, установленный главой 6 Закона, в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения вышеуказанных публичных интересов (пункт 33 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 10.06.2020).
Согласно части 9 статьи 105 Закона к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, при рассмотрении жалобы в антимонопольном органе бремя доказывания Законом возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие положения документации об электронном аукционе.
Необходимо также отметить, что в заседании Комиссии представитель Заявителя не участвовал, документы, в обоснование заявленных доводов не предоставил.
В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.
С учетом установленных обстоятельств, Комиссия Чувашского УФАС России признает жалобу ИП <_> необоснованной.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП <_> на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по установке станций биологической очистки, предназначенной для сбора и очистки хозяйственно-бытовых сточных вод МБОУ "Юманайская СОШ им. С.М. Архипова" и д. 59 по ул. Мира, дошкольной группы МБОУ "Юманайская СОШ им. С.М. Архипова" и д. 5 по ул. Мира с. Юманай Шумерлинского муниципального округа Чувашской Республики (изв. N0815500000523004708) необоснованной.
<_>
Примечание: Согласно части 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 25 мая 2023 г. N 021/06/33-397/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.05.2023