Резолютивная часть решения оглашена 22 мая 2023 года
Решение изготовлено в полном объеме 25 мая 2023 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 10.02.2023 N 9 в составе:
<_>
в присутствии представителей:
от уполномоченного учреждения - Казенного учреждения Чувашской Республики "Региональный центр закупок Чувашской Республики" - <_>, представителя по доверенности,
от заказчика - Бюджетного образовательного учреждения высшего образования Чувашской Республики "Чувашский государственный институт культуры и искусств" Министерства культуры - <_>, представителей по доверенности,
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "АРМТЭКС" (далее - Заявитель, Общество, ООО "АРМТЭКС") - <_>, представителя по доверенности,
рассмотрев путем видео-конференц-связи жалобу ООО "АРМТЭКС" (далее - заявитель) на действия Бюджетного образовательного учреждения высшего образования Чувашской Республики "Чувашский государственный институт культуры и искусств" Министерства культуры (далее - Заказчик), Казенного учреждения Чувашской Республики "Региональный центр закупок Чувашской Республики" (далее - Уполномоченное учреждение), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Чувашское УФАС России 16.05.2023 поступила жалоба ООО "АРМТЭКС" на положения извещения о закупке при проведении электронного аукциона на поставку системных блоков для оснащения школы креативных индустрий (изв. N0815500000523004748) (далее - электронный аукцион).
Заявитель считает, что при описании объекта закупки не применены коды КТРУ, установлены требования с излишней детализацией закупаемых товаров, в нарушение постановления N 145 товар описан не по КТРУ.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении допущенного нарушения.
Представители заказчика и уполномоченного учреждения считают свои действия законными и полностью соответствующими действующему законодательству.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с пунктом 1
2023-3560
части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.
05.05.2023 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0815500000523004748 о проведении электронного аукциона на поставку системных блоков для оснащения школы креативных индустрий, с начальной (максимальной) ценой контракта 17 820 500,00 руб. Одновременно на официальном сайте размещено извещение об электронном аукционе с описанием объекта закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Из части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе следует, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Согласно части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
- перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
- на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются, в том числе:
- функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости);
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к оказываемым услугам, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в аукционе.
Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности осуществления закупки, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Каталог, Правила), заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения.
В соответствии с пунктом 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о закупке N 0815500000523004748 Заказчиком установлено ограничение допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 878 от 10.07.2019).
Предметом закупки является поставка системных блоков для оснащения школы креативных индустрий, с установленным кодом ОКПД 2 - 26.20.13.000 - "Машины вычислительные электронные цифровые, содержащие в одном корпусе центральный процессор и устройство ввода и вывода, объединенные или нет для автоматической обработки данных".
Согласно письму Министерства экономического развития РФ от 18.04.2016 г. N Д28и- 1033, заказчик вправе самостоятельно определять код ОКПД 2, максимально объективно описывающий объект закупки.
Из жалобы Заявителя следует, что при формировании описания объекта закупки Заказчик должен был использовать каталог КТРУ, т. к. на момент размещения извещения о проведении электронного аукциона были обязательные к применению позиции каталога с описанием системных блоков.
Во время рассмотрения представитель Заявителя к примеру привел позицию КТРУ - 26.20.15.000-00000031 "Системный блок".
Из пояснений Заказчика следует, что Извещение об осуществлении закупки Заказчиком было размещено 05.05.2023 г., тогда как размещенная на момент публикации извещения позиция КТРУ (версия 31 от 10.04.2023) была обязательна к применению с 10.05.2023 г. (https://zakupki.gov.ru/epz/ktru/ktruCard/commonInfo.html?itemId=28315&it emVersionId=l 53571), в свою очередь актуальная версия КТРУ появилась 12.05.2023 г. с началом обязательного применения позиции КТРУ с 11.06.2023 г.
Комиссия Чувашского УФАС России, изучив информацию, содержащуюся в КТРУ , отмечает, что на момент размещения извещения по данной закупке обязательное применение указанной заявителем позиции КТРУ установлено с 06.05.2023. На момент рассмотрения жалобы обязательное применение - с 11.06.2023.
Из Каталога следует, что коду ОКПД2 26.20.15.000 - "Машины вычислительные электронные цифровые прочие, содержащие или не содержащие в одном корпусе одно или два из следующих устройств для автоматической обработки данных: запоминающие устройства, устройства ввода, устройства вывода" соответствуют следующие действующие позиции КТРУ на 05.05.2023: 26.20.15.000-00000001, 26.20.15.000-00000024, 26.20.15.000-00000025, 26.20.15.000-00000026, 26.20.15.000-00000027, 26.20.15.000-00000028, 26.20.15.000-00000029, 26.20.15.000-00000030, 26.20.15.000-00000031 "Системный блок".
Вместе с тем, обязательное применение на 05.05.2023 позиции КТРУ 26.20.15.000-00000001 - 10.05.2023, по остальным вышеуказанным позициям - 06.05.2023.
Согласно пункта 4 Правил использования КТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ N 145, заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Таким образом, на момент объявления извещения в ЕИС в КТРУ отсутствовали обязательные позиции для их применения.
Следовательно, при описании объекта закупки Заказчик в соответствии со своей потребностью в товаре руководствовался требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе, с установлением показателей, позволяющих определить соответствие закупаемых товаров установленным Заказчиком требованиям. При этом указывая максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссия Чувашского УФАС России отмечает, что, исходя из положений Правил, если описание закупки (содержащее характеристики) не сформировано и не включено в позицию каталога, заказчик при использовании такой позиции каталога самостоятельно осуществляет описание объекта закупки в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе (самостоятельно устанавливает в извещении об осуществлении закупки все характеристики закупаемого товара, работы, услуги). Предусмотренные пунктом 5 Правил использования каталога запреты на указание дополнительных характеристик не применяются.
При этом под отсутствием товара в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд следует понимать не только отсутствие соответствующего наименования товара, но и отсутствие в каталоге товара с необходимыми для Заказчика характеристиками.
Вышеуказанная позиция нашла свое отражение в письме Минфина России от 24.01.2022 N 24-03-08/4090 "О направлении информации о применении каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Таким образом, Комиссия Чувашского УФАС России признала данный довод необоснованным.
Относительно довода Заявителя о том, что описание объекта закупки излишне детализировано, а именно в пп.5 п.3 "Системная плата" Приложения N 1 к извещению установлены требования - "Тип поддерживаемой памяти DDR 5-го поколения", представитель Заказчика пояснил следующее.
Предметом контракта является поставка системных блоков для оснащения школы креативных индустрий. Закупаемое оборудование должно максимально подходить для решения специализированных задач, в том числе иметь запас мощности для ресурсоемких приложений, планируемых к использованию (редактирование звука, фото, видео, электронной музыки, дизайна, анимации и 3D графики, интерактивных технологий VR и AR и оборудования обеспечивающей модули) для обеспечения функционирования шести студий по типовому проекту школы креативных индустрий, утвержденному Министерством культуры Российской Федерации (письмо Минкультуры России от 06.03.2023 No 111-01.1-39@-НП).
Заказчиком получено согласование технической характеристики всего приобретаемого оборудования в Министерство цифрового развития, информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики.
Так, оперативная память стандарта DDR 5, которую должна поддерживать системная плата на текущий момент является самым передовым стандартом имеющая самые высокие характеристики по быстродействию. Вместе с тем, одним из принципов контрактной системы является также - принцип стимулирования инноваций (ст. 6 Закона о контрактной системе).
Детальное описание Заказчиком комплектующих системного блока не противоречит требованиям Закона о контрактной системе, а установленные требования к конфигурации оборудования Заказчик имеет возможность идентифицировать (проверить) на стадии приемки товара.
По доводу заявителя, что российские системные блоки, имеющие реестровое происхождения, не имеют такой характеристики - DDR 5-го поколения пояснили следующее.
В извещение об осуществлении закупки Заказчиком установлено ограничение допуска радиоэлектронной продукции по постановлению Правительства No878. Требования настоящего нормативного акта не влекут запрета допуска для участников закупок предлагающих к поставке товары радиоэлектронной продукции не находящихся в реестре (так было ранее до 20.04.2023 г. когда системные блоки находились в перечне постановления Правительства РФ N 616.).
Таким образом, ограничений в принятии участии фактически были не установлены и каждый, заинтересованный участник, мог принять участие в отборе поставщиков.
Комиссией Чувашского УФАС России также установлено, что в характеристиках позиций КТРУ 26.20.15.000-00000001, 26.20.15.000-00000024, 26.20.15.000-00000025, 26.20.15.000-00000026, 26.20.15.000-00000027, 26.20.15.000-00000028, 26.20.15.000-00000029, 26.20.15.000-00000030, 26.20.15.000-00000031 предусмотрено указание по показателю "Тип оперативной памяти" - DDR 5.
Вместе с тем, Заказчик вправе включать в техническое задание дополнительные требования, отражающие специфику применения системного блока с учетом конкретных потребностей и особенностей Получателя.
При отсутствии дополнительного описания объекта закупки, у Заказчика не будет возможности определить и приобрести оборудование, соответствующее его потребностям, что, в свою очередь, может повлечь за собой недостижение результативности осуществления закупки, а также не эффективное и не целевое расходование бюджетных средств.
Согласно Определению Верховного Суда РФ от 30.12.2021 N 306-ЭС21-25954 по делу N А65-29493/2020 возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом заказчика, а потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Заказчик вправе включить в описание объекта закупки такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок.
Кроме того, исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженной в Постановлениях от 28.12.2010 N 11017/10, от 29.01.2013 N 11604/12, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого крута участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Указание Заказчиком в извещении особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы Заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (п. 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)).
Таким образом, учитывая представленные от заказчика пояснения и документы, Комиссия приходит к выводу, что потребность заказчика в оборудовании, является объективной и обусловленной.
Ввиду изложенного в рассматриваемом случае в описании объекта закупки установлены требования к закупаемому товару с учетом собственной потребности заказчика, исходя из специфики осуществляемого им вида деятельности, что не противоречит требованиям действующего законодательства.
На основании изложенного, Комиссия УФАС приходит к выводу, что доводы Заявителя не нашли своего подтверждения, следовательно, жалоба признана необоснованной.
В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.
С учетом установленных обстоятельств, Комиссия признает жалобу ООО "АРМТЭКС" необоснованной.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "АРМТЭКС " на положения извещения о закупке заказчика Бюджетного образовательного учреждения высшего образования Чувашской Республики "Чувашский государственный институт культуры и искусств" Министерства культуры на поставку системных блоков для оснащения школы креативных индустрий (изв. N0815500000523004748) необоснованной.
<_>
Примечание: Согласно части 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 25 мая 2023 г. N 021/06/33-399/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.05.2023