Резолютивная часть решения оглашена "18" мая 2023 года.
В полном объеме решение изготовлено "22" мая 2023 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области в составе:
председатель комиссии - заместитель руководителя-начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Мазаева С.В.,
члены комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Козлова Н.Е.,
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Четверткова Т.В.,
в присутствии представителей:
муниципального казенного учреждения "Центр развития жилищно-коммунального комплекса и социальных инвестиций г. Моршанска" (далее - МКУ "Центр развития жилищно-коммунального комплекса и социальных инвестиций г. Моршанска", Заказчик) <_>,
министерства имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской области - <_.>,
в отсутствие представителя общества с ограниченной ответственностью "Монтажпроект" (далее - ООО "Монтажпроект". Заявитель), уведомленного надлежаще,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу ООО "Монтажпроект" (далее - Заявитель) на действия МКУ "Центр развития жилищно-коммунального комплекса и социальных инвестиций г. Моршанска" проведении открытого конкурса в электронной форме N 0164200001923001389 на благоустройство Октябрьской площади города Моршанска Тамбовской области (II очередь), и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
Министерство имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской области (Уполномоченный орган) 27.04.2023 опубликовало на официальном сайте в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение N 0164200001923001389 о проведении открытого конкурса в электронной форме на благоустройство Октябрьской площади города Моршанска Тамбовской области (II очередь) (далее Конкурс).
Начальная (максимальная) цена контракта - 61 928 450 руб.
Заказчик - МКУ "Центр развития жилищно-коммунального комплекса и социальных инвестиций г. Моршанска".
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0164200001923001389 от 15.05.2023 не подано ни одной заявки на участие в электронном конкурсе. На основании п. 3 ч. 1 ст. 52 Закона о контрактной системе электронный конкурс N 0164200001923001389 признан несостоявшимся.
Заявитель считает, что Заказчиком неправомерно утвержден порядок оценки по показателю "Наличие у участников закупки опыта выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки". Согласно извещению об осуществлении закупки Заказчиком установлено, что к оценке принимается исключительно исполненный договор, предусматривающий выполнение работ на объекте благоустройство территории. Заявитель считает, что Заказчиком по данному детализирующему показателю установлены узкие рамки для подрядчиков, создающие приоритет участникам имеющим опыт выполнения работ только по благоустройству территории, лишая возможности победить в закупке участников, имеющих опыт выполнения работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта).
Заказчик и Уполномоченный орган представили письменные возражения по существу жалобы и просили отказать в её удовлетворении по основаниям, указанным в отзывах на жалобу.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев представленные материалы и пояснения Заказчика, а также проведя внеплановую проверку, установила следующее.
Согласно п.12 ч.1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Извещением о проведении Конкурса на основании ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе установлены дополнительные требования в соответствии с позицией 9 раздела II приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N2571), а именно наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ: 1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории; 2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта); 3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта). Цена выполненных работ по договорам, предусмотренных пунктами 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ; 3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации; 2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
Таким образом, из положений Постановления N 2571, устанавливающего требования к участникам закупки при закупке работ на благоустройство территорий, следует, что сопоставимыми с предметом рассматриваемого контракта работами также являются работы по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе в случае если исполнитель контракта является застройщиком).
Пунктом 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки оценка заявок производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2604).
Абз.1 п.1 Постановления N 2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
В соответствии с п. 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пп. "а" п.28 Положения для оценки заявок по показателям оценки, в случае применения показателя оценки, предусмотренного пп."в" п.24 Положения применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров; общее количество исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
Согласно п. 25 Порядка для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным п. 24 Положения, применяются детализирующие показатели.
Комиссией Тамбовского УФАС России установлено, что согласно извещению об осуществлении закупки Заказчиком определен, в том числе, следующий порядок оценки заявок по детализирующему показателю "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации; Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта; Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров":
"К оценке принимается исключительно исполненный договор, предусматривающий выполнение работ на объекте: Благоустройство территории. Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта: - исполненный договор; - акт (акты) приемки выполненных работ, составленные при исполнении такого договора. Последний акт, составленный при исполнении договора, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок. К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ. К оценке принимаются документы (исполненный договор; акт (акты) приемки выполненных работ, составленные при исполнении такого договора) в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, в том числе, если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам). При проведении открытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. Оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов".
Представитель Заказчика пояснил, что объектом закупки являются исключительно работы по благоустройству территории, что однозначно следует из положений описания объекта закупки, ввиду чего Заказчиком, в соответствии с требованиями пп."в" п.24 Положения установлены вышеуказанные положения порядка оценки в отношении характера принимаемого к учету опыта.
Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что для оценки заявок по критерию "Квалификация участников закупки" с учетом позиции 9 приложения к Постановлению N 2571 должны оцениваться контракты (договоры) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта).
На основании вышеизложенного Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что Заказчиком в нарушение п. 11 ч.1 ст. 42, ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, пп. в) п. 24 Правил N 2604 в Порядке оценки и рассмотрения заявок на участие в конкурсе установлено требование о том, что принимаются к оценке "исключительно исполненный договор, предусматривающий выполнение работ на объекте: благоустройство территории".
Данные действия Заказчика содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0164200001923001389 от 15.05.2023 не подано ни одной заявки на участие в электронном конкурсе. На основании п. 3 ч. 1 ст. 52 Закона о контрактной системе электронный конкурс N 0164200001923001389 признан несостоявшимся. Следовательно, установленный Заказчиком неправомерный порядок оценки заявок не применялся при рассматриваемой закупке.
Кроме того, установлено, что Заявитель в рассмотрении жалобы участия не принял, дополнительных пояснений и доказательств не представил, в связи с чем отсутствует подтверждение, что нарушены права и законные интересы подателя жалобы, поскольку согласно данным размещенным в единой информационной системе в сфере закупок в реестре контрактов отсутствует информация об опыте исполнения контрактов в соответствии с Позицией 9 приложения к Постановлению N2571.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия Тамбовского УФАС России принимает решение предписание не выдавать.
На основании вышеизложенного, руководствуясь чч. 6, 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Монтажпроект" обоснованной.
2. Признать в действиях МКУ "Центр развития жилищно-коммунального комплекса и социальных инвестиций г. Моршанска" нарушение п. 11 ч. 1 ст. 42, ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе при проведении закупки N0164200001923001389.
3. Предписание не выдавать.
4. Материалы дела передать уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч.1.4 ст.7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в суд, в арбитражный суд.
Председатель комиссии С.В. Мазаева
Члены комиссии Н.Е. Козлова
Т.В. Четверткова
Исп. Четверткова Т.В.,
тел. 8 (4752) 71-36-00
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 22 мая 2023 г. N 068/06/42-319/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.05.2023