Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
*,
*,
*,
рассмотрев заявление заказчика в лице Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" Новоуральского городского округа (вх. N 10324-ЭП/23 от 12.05.2023 г.) о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "РЕ-ДОМ", исполнителе по контракту N 30/2022 от 31.03.2022 г. на строительство многоквартирных жилых домов NN 2, 5, 7 по ул. Школьная в деревне Починок НГО, включая разработку рабочей документации (извещение N 0362300162121000027) в части соблюдения требований ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 г N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее по тексту - Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078), а так же, проведя внеплановую проверку в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее по тексту - Постановление Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576), посредством использования интернет-видеоконференции, которая обеспечивает возможность участия сторон, в 10-00 в присутствии представителей:
- заинтересованного лица в лице ООО "РЕ-ДОМ", - *,
- в отсутствие представителя заказчика в лице Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" Новоуральского городского округа, уведомленного надлежащим способом о месте и времени заседания Комиссии,
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступило заявление заказчика в лице Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" Новоуральского городского округа (вх. N 10324-ЭП/23 от 12.05.2023 г.) о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "РЕ-ДОМ", исполнителе по контракту N 30/2022 от 31.03.2022 г. на строительство многоквартирных жилых домов NN 2, 5, 7 по ул. Школьная в деревне Починок НГО, включая разработку рабочей документации (извещение N 0362300162121000027).
Заявление рассмотрено Комиссией в соответствии со ст. 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576.
Изучив имеющиеся материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
24.12.2021 г. на официальном сайте в Единой информационной системе в сфере закупок в сети "Интернет" (http://zakupki.gov.ru) (далее по тексту - единая информационная система) и на сайте электронной торговой площадки АО "Сбербанк-АСТ" было размещено извещение N 0362300162121000027 на строительство многоквартирных жилых домов NN 2, 5, 7 по ул. Школьная в деревне Починок НГО, включая разработку рабочей документации.
Начальная (максимальная) цена контракт составила 186 129 447,63 рублей.
Контракт N 30/2022 от 31.03.2022 г. на строительство многоквартирных жилых домов NN 2, 5, 7 по ул. Школьная в деревне Починок НГО, включая разработку рабочей документации был подписан сторонами, сведения о заключенном контракте опубликованы на сайте о размещении заказов www.zakupki.gov.ru в порядке и сроки, установленные законодательством. Дата заключения контракта - 05.04.2022 г.
В соответствии с п. 1.1. контракта N 30/2022 от 31.03.2022 г. заказчик поручает, а Генподрядчик принимает на себя обязательство выполнить строительство многоквартирных жилых домов NN 2, 5, 7 по ул. Школьная в деревне Починок (далее - Объект), включая разработку рабочей документации (далее - работы по разработке РД) в соответствии с Контрактом и приложениями к нему, передать результаты выполненных работ по разработке РД и завершенный строительством Объект Заказчику в сроки и на условиях, предусмотренных Контрактом, а Заказчик принимает на себя обязательство производить оплату выполненных Генподрядчиком работ по разработке РД и работ по строительству, принять результаты выполненных Генподрядчиком работ по разработке РД и завершенный строительством Объект от Генподрядчика в сроки и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Пунктом 1.2 контракта N 30/2022 от 31.03.2022 г. установлены сроки выполнения работ, согласно которым:
1.2.1. Начало выполнения работ по Контракту - с даты заключения Контракта.
1.2.2. Работы по разработке РД выполняются Генподрядчиком в сроки, определенные Графиком выполнения работ по разработке рабочей документации (приложение 3 к Контракту), и должны быть полностью завершены в течение шестидесяти дней с даты заключения Контракта.
1.2.3. Окончание строительно-монтажных работ, получение разрешение на ввод объекта в эксплуатацию - не позднее 29.10.2023 года, согласно Графику выполнения строительно-монтажных работ (приложение 4 к Контракту).
Сроки выполнения отдельных этапов устанавливаются Сторонами в Графике выполнения строительно-монтажных работ (приложение 4 к Контракту).
1.2.4. Стороны вправе по соглашению изменить сроки выполнения работ, установленные Графиком выполнения работ по разработке рабочей документации (приложение 3 к Контракту) и (или) Графиком выполнения строительно-монтажных работ (приложение 4 к Контракту), в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе.
1.2.5. Генподрядчик вправе с согласия Заказчика, выраженного в письменной форме, выполнить работы ранее установленного настоящим Контрактом срока, а Заказчик вправе принять и оплатить выполненные Генподрядчиком работы досрочно только при условии доведения до Заказчика как получателя бюджетных средств соответствующих лимитов бюджетных обязательств по Объекту, достаточных для оплаты выполненных Генподрядчиком работ.
При недоведении до Заказчика как получателя бюджетных средств соответствующих лимитов бюджетных обязательств по Объекту, достаточных для оплаты выполненных Генподрядчиком работ, Стороны вправе произвести сверку объемов и качества выполненных Генподрядчиком работ в согласованном Сторонами порядке. В этом случае приемка и оплата выполненных Генподрядчиком работ в установленном Контрактом порядке производится после доведения до Заказчика как получателя бюджетных средств соответствующих лимитов бюджетных обязательств по Объекту, достаточных для оплаты выполненных Генподрядчиком работ.
При недоведении до Заказчика как получателя бюджетных средств соответствующих лимитов бюджетных обязательств по Объекту, достаточных для оплаты выполненных Генподрядчиком работ, Заказчик не считается просрочившим исполнение обязательств по приемке и оплате выполненных Генподрядчиком работ, а Генподрядчик не считается просрочившим исполнение обязательства по выполнению и сдаче работы при условии достижения Сторонами согласия по объему и качеству выполненной работы по результатам сверки в соответствии с настоящим пунктом Контракта.
Согласно п. 1.3 контракта N 30/2022 от 31.03.2022 г. место выполнения работ: земельные участки с кадастровыми номерами 66:57:0303007:61, 66:57:0303007:62, 66:57:0303007:64, 66:57:0303007:67 площадью 7507 кв. метров и 66:57:0000000:86, 66:57:0303007:61, 66:57:0303007:62, 66:57:0303007:64, 66:57:0303007:67, 66:57:0303007:42, 66:57:0303008:44, 66:57:0303008:7, 66:57:0303008:8, 66:57:0303008:18, 66:57:0303011:59, площадью 3019 кв. метров, расположенный по адресу: Свердловская область, НГО, д. Починок (приложение 5 к Контракту).
Генподрядчик несет ответственность, установленную действующим законодательством Российской Федерации и разделом 12 настоящего Контракта, за выполнение работ в ненадлежащем месте либо с нарушением границ места выполнения работ. Генподрядчик также обязан в полном объеме возместить Заказчику все штрафные санкции, предъявленные контролирующими и надзорными органами Заказчику за ненадлежащее месторасположение Объекта, произошедшее по вине Генподрядчика.
На основании п. 1.4 контракта N 30/2022 от 31.03.2022 г. Работы по разработке РД должны соответствовать условиям Контракта и приложений к нему, техническим регламентам, нормам и правилам, действующим на территории Российской Федерации на момент выполнения работ по разработке РД, градостроительному плану земельного участка, техническим условиям на подключение Объекта к сетям инженерно-технического обеспечения Объекта, должны соответствовать проектной документации по Объекту "Свердловская область, НГО, д. Починок. Многоквартирные жилые дома 2, 5, 7 по ул. Школьная" (шифр 218-061), разработанной МКУ УКС, получившей положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий N 66-1-1-3-022390-2020 от 03.06.2020 г., а также должны быть выполнены в объеме, необходимом для производства работ по строительству Объекта и ввода Объекта в эксплуатацию.
Объем работ по разработке РД, технические, экономические и иные требования к работам по разработке РД определяются Сторонами в разделе I Описания объекта закупки (приложение 1 к Контракту).
Обязательства Генподрядчика по выполнению работ по разработке РД считаются выполненными в момент подписания Сторонами акта сдачи-приемки выполненных работ по разработке рабочей документации (приложение 7 к Контракту).
Результатом выполненной работы по настоящему Контракту является построенный объект капитального строительства, в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта приборами учета используемых энергетических ресурсов, и заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных ч. 7 ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Контракт предусматривает выполнение Подрядчиком работ по строительству Объекта, ввод Объекта в эксплуатацию в соответствии с действующими нормами и правилами, включая возможные работы (согласованные сторонами), определенно не упомянутые в проектной документации, но необходимые для полного сооружения Объекта, нормальной его эксплуатации и передачи объекта в муниципальную собственность.
Цена контракта является твердой, определена на весь срок исполнения контракта и включает в себя прибыль подрядчика, уплату налогов, сборов, других обязательных платежей и иных расходов подрядчика, связанных с выполнением обязательств по контракту, при котором цена контракта (цена работ) составляет: 186 129 447 рублей 63 коп., в том числе налог на добавленную стоимость (далее - НДС) по налоговой ставке 20 (двадцать) процентов, а в случае если контракт заключается с лицами, не являющимися в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах плательщиком НДС, то цена контракта НДС не облагается.
Цена Контракта (цена работ) определяется в соответствии со Сметой Контракта (приложение 2 к Контракту), составленной на основании проекта сметы контракта и утвержденной проектной документации по Объекту, с применением коэффициента понижения начальной (максимальной) цены контракта к цене Контракта, предложенной Генподрядчиком.
Цена отдельных этапов устанавливается Сторонами в Смете Контракта (приложение 2 к Контракту) с применением коэффициента понижения начальной (максимальной) цены контракта к цене каждого этапа Контракта.
Генподрядчик подписанием настоящего Контракта подтверждает, что полностью изучил Контракт и приложения к нему, а также проектную и рабочую документацию по Объекту, на основании и в соответствии с которыми будут выполняться работы по Контракту, понимает требования Заказчика относительно предмета Контракта, поименованного в разделе 1 Контракта, согласен и гарантирует, что цена Контракта, указанная в настоящем пункте, включает в себя стоимость всех материалов, работ и расходов, необходимых и достаточных для выполнения работ по Контракта в полном объеме, создания результата, соответствующего требованиям Заказчика, ввода Объекта в эксплуатацию и его передачи конечному пользователю (эксплуатирующей организации) в установленном законом порядке.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе суммы, подлежащие уплате Заказчиком Генподрядчику (юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя), подлежат уменьшению на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой Контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации Заказчиком.
Стороны вправе по соглашению изменить цену Контракта в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе (п. 2.1 контракта N 30/2022 от 31.03.2022 г.).
Согласно п. 3.1.1 контракта N 30/2022 от 31.03.2022 г. в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента заключения Контракта предоставить Генподрядчику исходные данные, указанные в Описании объекта закупки (приложение 1 к Контракту).
На основании п. 6.1 контракта N 30/2022 от 31.03.2022 г. По окончании разработки раздела (разделов) рабочей документации в пределах сроков, установленных Графиком выполнения работ по разработке рабочей документации (приложение 3 к Контракту), Генподрядчик передает Заказчику для осуществления проверки соответствующий раздел (разделы) рабочей документации с приложением локальной сметы по данному разделу:
- в 5 (пяти) экземплярах на бумажном носителе;
- в 2 (двух) экземплярах на электронном носителе в формате, указанном в пункте 19 раздела I Описания объекта закупки (приложение 1 к Контракту).
Документация передается Генподрядчиком по накладным, в которых указываются реквизиты Контракта, передаваемый разделы (разделы) рабочей документации, количество передаваемой документации и дата и время передачи. При получении документации представитель Заказчика расписывается в накладной, один экземпляр которой хранится у Заказчика, второй - у Генподрядчика.
Дата подписания представителем Заказчика накладной не является датой приемки Заказчиком выполненных Генподрядчиком работ по разработке соответствующего раздела (разделов) рабочей документации, а лишь подтверждает получение Заказчиком соответствующего раздела (разделов) рабочей документации для проведения их проверки в соответствии с условиями Контракта.
В случае если в накладной указано, что документация была предоставлена Генподрядчиком до 12 часов 00 минут (включительно) по местному времени Заказчика, то первым днем проверки указанной документации в соответствии с пунктом 6.2 Контракта считается день предоставления указанной документации (дата передачи документации с сопроводительным письмом).
В случае если в накладной указано, что документация была предоставлена Генподрядчиком после 12 часов 00 минут по местному времени Заказчика, то первым днем проверки указанной документации в соответствии с пунктом 6.2 Контракта считается день, следующий за днем предоставления указанной документации (день, следующий за датой передачи документации с сопроводительным письмом).
Пунктом. 6.2 контракта N 30/2022 от 31.03.2022 г. В течение 10 (десяти) рабочих дней с момента получения раздела (разделов) рабочей документации по накладным Заказчик осуществляет его проверку на предмет соответствия указанного раздела Контракту и приложениям к нему.
В случае выявления Заказчиком мотивированных замечаний к разделу (разделам) рабочей документации Заказчик в установленный абзацем 1 настоящего пункта срок направляет Генподрядчику перечень таких замечаний на электронную почту Генподрядчика, указанную в разделе 17 Контракта. Основанием для замечаний является несоответствие раздела (разделов) рабочей документации условиям Контракта и приложений к нему, ранее принятым Заказчиком разделам рабочей документации, государственным стандартам, требованиям СНиП, СП, технических регламентов, требованиям действующего законодательства и нормативных документов, в том числе в части состава, содержания и оформления раздела (разделов) рабочей документации в соответствии с разделом I Описания объекта закупки (приложение 1 к Контракту).
После устранения замечаний Генподрядчик представляет Заказчику соответствующий раздел (разделы) рабочей документации в порядке, установленном пунктом 6.1 Контракта.
В соответствии с Решением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта N 01-11/604 от 26.04.2023 г. основанием расторжения контракта заказчиком послужило то обстоятельство, согласно которому на момент 25.04.2023 г. генподрядчик не выполнил в полном объеме работы по разработке РД, акт сдачи-приемки выполненных работ сторонами не подписан.
Согласно Графику выполнения строительно-монтажных работ (приложение 4 к Контракту) на Объекте уже должно быть выполнено:
- устройство теплосети на участке N2 от УТ 7 до УТ 7/2;
- устройство теплосети на участке N3 от УТ 7/1 до МКД N2;
- устройство теплосети на участке N4 от УТ 7/1 до МКД N7.
Вместе с тем, указанные работы на Объекте не выполнены, акты выполненных работ (по форме КС-2) сторонами не подписаны.
Заказчиком в адрес ООО "РЕ-ДОМ" неоднократно направлялись уведомления и требования (от 14.10.2022 г. N 01-11/1252, от 28.10.2022 N° 01-11/1316, от 15.11.2022 г. N° 01- 11/1408, от 16.11.2022 N 01-11/1425, от 20.01.2023 N° 01-11/82, от 31.01.2023 N° 01-11/132, от 03.02.2023 N° 01-11/155, от 03.02.2023 N° 01-11/156, от 29.03.2023 N 01-11/409, от 04.04.2023 N° 01-11/445), но Генподрядчик так и не исполняет взятые на себя обязательства.
Представитель заинтересованного лица на заседании Комиссии пояснил, что просрочка была вызвана бездействием со стороны заказчика, так как в нарушение п. 3.1.1 контракта N 30/2022 от 31.03.2022 г. заказчик не предоставил генподрядчику полный объем исходных данных в срок до 14.04.2022 г.
21.04.2022 г. заказчик передал контракта N 30/2022 от 31.03.2022 г. лишь часть исходно-разрешительных материалов.
19.05.2022 г. и 20.05.2022 г. заказчик передал ООО "РЕ-ДОМ" разрешение МКД и теплосети.
Также представитель заинтересованного лица на заседании Комиссии пояснил, что заказчик неоднократно нарушал сроки согласования разработанной рабочей документации
ООО "РЕ-ДОМ" направлялись разделы рабочей документации. 10.08.2022 г. генподрядчик направил заказчику все разработанную рабочую документацию, далее проводилась работа по устранению замечаний заказчика, вызванных отсутствием у генподрядчика полного объема исходных данных.
Исходя из письменных пояснений заинтересованного лица, заказчик неоднократно уклонялся от согласования подготовленной ООО "РЕ-ДОМ" рабочей документации, в связи с чем, генподрядчик не мог приступить к выполнению следующих этапов работ по контракту.
Также согласно пояснениям ООО "РЕ-ДОМ", срок выполнения работ по устройству теплосети на участке N 3 от УТ 7/1 до МКД N 2 и по устройству теплосети на участке N 4 от УТ 7/1 до МКД N 7 оканчивается лишь в июне 2023 г., в связи с этим, генподрядчик не мог нарушить срок выполнения указанных работ, поскольку на момент принятия решения об одностороннем отказе данные сроки еще не только не истекли, но и не начались.
Вместе с тем, заказчик отказался от исполнения контракта в период переговоров расторжении контракта по соглашению сторон в связи с существенным возрастанием стоимости материалов.
В соответствии с п. 2 ст. 328 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) в случае непредоставления обязанной стороной предусмотренного договором исполнения обязательства либо при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков.
Согласно п. 2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с п. 1 ст. 450.1 ГК РФ предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В силу п. 2 ст. 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе у заказчика есть право принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 14.3. контракта N 30/2022 от 31.03.2022 г. расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с Законом о контрактной системе, Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно п. 14.4. контракта N 30/2022 от 31.03.2022 г. заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств. До принятия такого решения Заказчик вправе провести экспертизу поставленных товаров (выполненной работы, оказанной услуги) с привлечением экспертов, экспертных организаций.
На основании п. 14.4. контракта N 30/2022 от 31.03.2022 г. заказчик вправе отказаться от исполнения настоящего Контракта в одностороннем порядке в случаях:
- если Генподрядчик в случае использования общераспространенных полезных ископаемых не предоставит до начала выполнения работ Заказчику копию договора поставки таких материалов с недропользователем или документы, свидетельствующие о приобретении таких материалов поставщиком (поставщиками) у недропользователя, либо копию лицензии на геологическое изучение, разведку и добычу или разведку и добычу соответствующих общераспространенных полезных ископаемых, полученную на Генподрядчика;
- если Генподрядчик не приступает своевременно к исполнению Контракта или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным;
- если отступления в работе от условий Контракта или иные недостатки результата работы в установленный Заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми;
- в случае существенных нарушений сроков выполнения отдельных этапов работ, в том числе сроков разработки разделов рабочей документации, установленных Графиком выполнения работ по разработке разделов рабочей документации. Стороны установили, что существенным нарушением сроков в настоящем пункте признается их нарушение более чем на 1 (один) месяц;
- в иных случаях, установленных гражданским законодательством.
Если Заказчиком проведена экспертиза поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) с привлечением экспертов, экспертных организаций, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта может быть принято Заказчиком только при условии, что по результатам экспертизы поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий Контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта.
Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 26.04.2023 г.
В случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик разместил в единой информационной системе 26.04.2023 13:10 (МСК).
Таким образом, в соответствии с п. 3 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе датой надлежащего уведомления считается 26.04.2023 13:10 (МСК).
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение заказчика об одностороннем отказе вступило в силу 11.05.2023 г.
В силу ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе).
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, в том числе с учетом государственного/муниципального контракта.
Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, данное обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (п. 1 ст. 314 ГК РФ).
Согласно ст. 401 ГК РФ:
1. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
2. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
3. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
В соответствии со ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное (п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Согласно п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Таким образом, контрольным органом в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности контрольного органа в сфере закупок включать представленные заказчиком сведения о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) без всесторонней соответствующей оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание общества недобросовестным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения сведений об подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Проанализировав имеющиеся доказательства по делу, учитывая, что заинтересованное лицо предпринимало попытки для надлежащего исполнения обязательств по контракту, Комиссия полагает, что включение сведений об ООО "РЕ-ДОМ" в реестр недобросовестных поставщиков будет несоизмеримо с имеющимся неисполнением обязательств по контракту, повлечет для заинтересованного лица с учетом всех обстоятельств значительные неблагоприятные последствия, что не отвечает целям ведения реестра недобросовестных поставщиков, не соизмеримо с негативными для заказчика последствиями, связанными с неисполнением заинтересованным лицом обязательств по контракту.
При этом, заказчик на рассмотрение заявления своих представителей не направил, каких-либо документов, опровергающих позицию заинтересованного лица, на заседание Комиссии не представил.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Не включать сведения об ООО "РЕ-ДОМ" в реестр недобросовестных поставщиков
2. В действиях заказчика в лице Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" Новоуральского городского округа, его комиссии нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
* |
Члены Комиссии |
*
* |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 17 мая 2023 г. N РНП-N
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.05.2023