Резолютивная часть решения оглашена 18 мая 2023 года
В полном объеме решение изготовлено 22 мая 2023 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Черенковой Е.Б. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99,статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), на основании поступившей от Общества с ограниченной ответственностью "Райфен" (далее - ООО "Райфен", заявитель) информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении Государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Районная больница г. Нязепетровск" (далее - ГБУЗ "Районная больница г. Нязепетровск", заказчик) электронного аукциона на поставку шин автомобильных (извещение N 0369300042823000035), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:
- представителя ГБУЗ "Районная больница г. Нязепетровск" Бехтеревой Натальи Павловны, действующего на основании доверенности N 253 от 10.05.2023;
- представителя ООО "Райфен" Насырова Рината Рамилевича, действующего на основании доверенности N 253 от 10.05.2023.
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 25.04.2023 поступила перенаправленная Прокуратурой Нязепетровского района информация о признаках нарушения законодательства о контрактной системе при осуществлении ГБУЗ "Районная больница г. Нязепетровск" электронного аукциона на поставку шин автомобильных (извещение N 0369300042823000035) (далее - аукцион, закупка). Проведение внеплановой проверки назначено на 10 мая 2023 года.
Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 17.03.2023 в 16:16.
Определением от 10.05.2023 в заседании Комиссии объявлен перерыв до 18.05.2023.
Начальная (максимальная) цена контракта - 402 033,22 рубля.
Протокол подачи ценовых предложений от 22.03.2022.
Снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 26%.
Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0369300042823000035 от 22.03.2023.
Гражданско-правовой договор N 35 на поставку автомобильных шин заключен с ООО "СТРОЙТОРГ" 03.04.2023.
Из обращения ООО "Райфен" следует, что на основании информации о заключенном контракте, указанной в единой информационной системе, заявитель сделал вывод о несоответствии товара, предложенного победителем электронного аукциона, требованиям заказчика, установленным в извещении о закупке.
В частности, по позиции 2 описания объекта закупки (Автошина 225/75 R16С) предлагаемый победителем закупки товар (КАМА НК 534) имеет симметричный рисунок протектора, но заказчику требовался направленный рисунок протектора. По позиции 6 описания объекта закупки (Автошина 185/75 R16C) победителем закупки предложена марка и модель шин Ф-156. Однако, по мнению заявителя, такая марка и модель фактически отсутствует, ни один из производителей шин не производит шины с соответствующими характеристиками (тип протектора: летний) и маркировкой (Ф-156).
Представитель заказчика с доводами ООО "Райфен" не согласился и пояснил, что предлагаемый победителем закупки товар по позиции 2 (автошина 225/75 R16С КАМА НК 534), согласно странице интернет сайта с рекламной информацией shina4mashina.ru, обладает симметричным направленным рисунком протектора, а информация о товаре по позиции 6 (автошина 185/75 R16C Ф-156) находит отражение на сайте avtoshina38.ru, согласно которому существует всесезонная шина Ф-156 FR 185/75R16С ТТс/к 104/102N (Барн).
Заслушав пояснения, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в случае сопровождение такого указания словами "или эквивалент".
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчику при составлении описания объекта закупки необходимо использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Пунктом 1 части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Извещение о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что, в свою очередь, позволит участникам аукциона надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.
Тем самым реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в закупках и недопустимости ограничения числа участников закупки.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона для закупки N 0369300042823000035 объектом закупки является поставка шин автомобильных. Извещением предусмотрены коды позиций с каталога товаров, работ, услуг (далее - КТРУ), определены характеристики товара в соответствии с КТРУ.
Приложением N 1 к извещению является описание объекта закупки. Так, например, по позиции 2 - Автошина 225/75 R16С установлены, в числе прочих, следующие характеристики: тип протектора шины: зимний, тип рисунка: направленный; по позиции 6 - Автошина 185/75 R16C определены такие характеристики, как, тип протектора: летний, тип рисунка: симметричный.
Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0369300042823000035 от 22.03.2023 победителем аукциона признан участник закупки с идентификационным номером заявки - 81.
При обращении к заявке победителя закупки следует, что по позициям 2 и 6 участником закупки предложен следующий товар с характеристиками: 2) автошина 225/75 R16С, марка и модель: КАМА НК 534, тип протектора шины: зимний, тип рисунка: направленный; 6) автошина 185/75 R16C, марка и модель: Ф-156, тип протектора: летний; тип рисунка: симметричный.
По мнению заявителя, автошина 225/75 R16С КАМА НК 534 имеет ненаправленный рисунок протектора.
Заявителем в материалы дела представлен ответ ООО "ТД "КАМА" б/н, б/д, в котором до сведения неопределенного адресата доведено, что зимняя ошипованная шина 225/75R16С Kama Alga LT (НК-534) имеет симметричный ненаправленный рисунок протектора.
Комиссия Челябинского УФАС России критически относится к указанному доводу ООО "Райфен", поскольку у заявителя отсутствуют сведения, что ООО "ТД "КАМА" является производителем, либо лицом, уполномоченным от имени производителя давать разъяснения относительно характеристик автомобильных шин. Кроме того, заявителем не подтверждено, что автошина 225/75 R16С КАМА НК 534 обладает исключительно ненаправленным рисунком протектора, тогда как из скриншота, представленного заказчиком следует, что протектор автошины Kama Alga LT (НК-534) характеризуется, в том числе, симметричным направленным рисунком протектора.
В отношении позиции 6 описания объекта закупки представитель заявителя поянил, что марки и модели автошины Ф-156 не существует, существует Forward Professional. Вместе с тем, скриншот представленный заказчиком свидетельствует о наличии на рынке предложений по продаже всесезонной шины Ф-156 FR 185/75R16c.
Принимая во внимание, что заявка победителя электронного аукциона соответствовала требованиям извещения о закупке, у комиссии по осуществлению закупок отсутствовали основания для отклонения такой заявки. Кроме того, ни комиссией по осуществлению закупок, ни заказчиком не установлено предоставление победителем закупки в заявке недостоверных сведений относительно товара, предлагаемого к поставке. Доказательств обратного заявителем не представлено.
Комиссия антимонопольного органа отмечает, что из сведений, размещенных в ЕИС следует, что по состоянию на 18.05.2023 в разделе карточки контракта "Электронные документы об исполнении" поставщиком подписан и заказчиком получен "Документ о приемке N ЦБ-558 от 10.05.2023", заказчиком отказано при рассмотрении 11.05.2023.
В связи с тем, что согласно пункту 5 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе) контроль в отношении соблюдения предусмотренных Законом о контрактной системе требований к исполнению, изменению контракта, а также соблюдения условий контракта, в том числе в части соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, заявитель вправе обратиться с соответствующим заявлением в Главное контрольное управление.
1. Описание объекта закупки в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе содержит наименование страны происхождения товара по позициям 1, 5.
2. В нарушение части 2 статьи 34, пункта 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе проект контракта, а также заключенный контракт не содержит указания, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта.
3. Обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком не нашло отражение в контракте, что указывает на допущенное заказчиком нарушение пункта 2 части 13 статьи 34, пункта 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
4. Учитывая, что разделом 9 контракта предусмотрено предоставление поставщиком обеспечения исполнения контракта, проект контракта в нарушение части 30 статьи 34, пункта 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе не содержит обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставить новое обеспечение исполнения контракта, в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего независимую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций, в срок не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя).
5. Принимая во внимание, что определенные извещением о закупке коды позиции: 22.11.11.000-000000006/7/12 (шина пневматическая для легкового автомобиля) относятся к коду по ОКПД 2 "ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности" 22.11.11.000 "шины и покрышки пневматические для легковых автомобилей новые", включенный в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 616) и соответствует пункту 14 перечня (22.11.1 - "шины, покрышки и камеры резиновые новые", неустановление в извещении о закупке запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств является нарушением части 3 статьи 14, пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, пункта 1 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616.
Действия должностного лица заказчика могут быть квалифицированы по главе 7 КоАП РФ.
Принимая во внимание, что контракт заключен, Комиссия антимонопольного органа считает возможным предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений",
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях заказчика нарушение части 3 статьи 14, части 2, пункта 2 части 13, части 30 статьи 34, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 15 части 1, пунктов 1,5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, пункта 1 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616.
2. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, поскольку контракт заключен.
3. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Н.В. Фадеева
Е.Б. Черенкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 23 мая 2023 г. N 074/06/100-1035/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.05.2023