Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Зам. Председателя Комиссии: |
Казакова В.Г. - начальника отдела, |
Членов Комиссии: |
Гиниятуллиной Л.Р. - главного специалиста-эксперта, |
|
Тимофеева М.А. - ведущего специалиста-эксперта, |
в присутствии представителя заказчика ГБУ "Безопасность дорожного движения" - Капитоновой Е.Н. (доверенность N54 от 16.05.2023 г.), в присутствии представителя уполномоченного органа Государственного комитета Республики Татарстан по закупкам - Гайнуллина А.И. (доверенность N2/23 от 30.12.2022 г.), в присутствии представителя заявителя ООО "Принт-К" - Каримова Д.Т. (доверенность б/н от 15.05.2023 г.), рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи жалобы заявителя ООО "Принт-К" (вх. N4705/ж от 11.05.2023 г. (посредством электронной почты); вх. N4795/ж от 12.05.2023 г. (через функционал ЕИС)) на действия уполномоченного органа Государственного комитета Республики Татарстан по закупкам, заказчика ГБУ "Безопасность дорожного движения" при проведении закупки N0111200000923000139 на предмет: "Право заключения контракта на поставку оригинальных картриджей и тонеров нужд бюджетного учреждения Республики Татарстан",
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона N0111200000923000139 размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru 13.04.2023 г.
Начальная (максимальная) цена контракта - 5 917 390,00 руб.
Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проведена с нарушениями норм действующего законодательства, а именно заказчиком неправомерно был применен понижающий коэффициент 15% при направлении проекта контракта на подписание победителю закупки - ООО "Принт-К".
Уполномоченный орган, заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласились, представили устные пояснения (уполномоченным органом представлены также письменные пояснения), а также документы по закупке, которые приобщены к материалам дела.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика, позиции заказчика, изучения извещения электронного аукциона приходит к следующим выводам.
Пунктом 15 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Приказом Минфина России от 04.06.2018 г. N 126н утверждены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Подпунктами 1.1, 1.3 пункта 1, пунктом 2 приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н установлено, что при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок в электронной форме преимущества в отношении цены контракта в размере 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 1, в размере 20 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), в соответствии с подпунктами 1.2 и 1.3 пункта 1 настоящего приказа предоставляются участникам закупки, заявки которых признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) и содержат исключительно предложения о поставке товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза, из Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики.
При проведении аукциона контракт заключается по цене:
а) сниженной на 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 1, сниженной на 20 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), от предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложениях, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики);
б) предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложениях, и происходящих исключительно из государств - членов Евразийского экономического союза, из Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики.
Положения подпунктов 1.1 - 1.3 пункта 1 настоящего приказа не применяются при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок в электронной форме в случаях, если:
а) конкурс, аукцион, запрос котировок в электронной форме признается не состоявшимся в случаях, предусмотренных Федеральным законом;
б) все заявки участников закупки, признанные в порядке, предусмотренном Федеральным законом, соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), содержат предложения о поставке товаров, указанных в Приложениях и происходящих исключительно из государств - членов Евразийского экономического союза, из Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики;
в) все заявки участников закупки, признанные в порядке, предусмотренном Федеральным законом, соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), содержат предложение о поставке указанных в Приложениях товаров, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики);
г) в отношении товаров, указанных в Приложениях, Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона.
В силу пункта 1.6 Приказа N126н подтверждением страны происхождения товаров, указанных в Приложениях, является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Федеральным законом наименования страны происхождения товара.
В извещении о проведении закупки N0311200023222000039 содержится указание на применение положений Приказа Минфина N 126н.
В соответствии с извещением, описанием объекта закупки предметом закупки является право заключения контракта на поставку оригинальных картриджей и тонеров (производства Pantum и Lexmark) для нужд бюджетного учреждения Республики Татарстан, а именно ГБУ "Безопасность дорожного движения".
03 мая 2023 в адрес ООО "ПРИНТ-К" был направлен проект контракта посредством электронной торговой площадки, цена которого снижена на 15%, т.е. была применена преференция в соответствии с приказом Минфина России от 04.06.2018 г. N126н.
Согласно позиции заявителя, принятое заказчиком решение о снижении цены контракта по правилам предусмотренным Приказом N126н, является неправомерным, т.к. учитывая, что предметом закупки является поставка исключительно оригинальных картриджей и не допускается поставка каких-либо эквивалентов, соответственно, требуемый товар (картриджи) производятся за пределами территории Российской Федерации, а один или несколько участников аукциона предоставили недостоверные сведения о стране происхождения товара.
В подтверждение своей позиции заявителем представлены информационное письмо официального представителя производителя картриджей и тонеров Pantum "Pantum International Limited", согласно которому картриджи и тонеры Pantum производятся исключительно на территории Китая, и письмо официального представителя производителя картриджей и тонеров Lexmark ООО "Ф-Плюс Имэджинг" о том, что оригинальные расходные материалы Lexmark и F+Imaging на территории России и стран ЕАЭС не производятся.
Согласно пояснениям уполномоченного органа, заявка заявителя содержит предложение о поставке товара, происходящего из Кита (КНР), сделано в Европейском Союзе, Мексика. Вместе с тем, заявка участника закупки ООО "ВВМ-Принт", занявшего 5 место в ходе проведения аукциона, содержит предложение о поставке товаров, происходящих из Российской Федерации.
Таким образом, уполномоченный орган, учитывая положения пункта 1.6 Приказа N126н, направил заявку победителя закупки в адрес заказчика с указанием применения преференций в соответствии с названным приказом.
Согласно позиции уполномоченного органа, заявки участников закупки проверяются уполномоченным органом исключительно на соответствие требованиям извещения, и у уполномоченного органа отсутствует обязанность проверять достоверность сведений, представленных участниками в составе заявок.
Кроме того, в ходе рассмотрения жалобы, уполномоченный орган пояснил, что рекомендовал заказчику обратить внимание на тот факт, что один из участников закупки в заявке задекларировал (указал) страну происхождения предлагаемого к поставке товара как Российская Федерация.
Комиссия Татарстанского УФАС России отмечает, что несмотря на то, что Закон о контрактной системе и Приказ N126н не содержат указание на конкретный документ, который должен быть представлен в подтверждение происхождения товара на территории Российской Федерации, само по себе указание участником аукциона в заявке на то, что товары произведены в Российской Федерации, не подтверждает соответствие предлагаемых товаров условиям, запретам, ограничениям, установленным уполномоченным органом в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
В рассматриваемом случае, учитывая требования описания объекта закупки о необходимости поставки оригинальных картриджей и тонеров производства Pantum и Lexmark, указание участником закупки ООО "ВВМ-Принт" в заявке на то, что поставляемый товар произведен в Российской Федерации, нельзя признать соблюдением требования о предоставлении документа, позволяющего идентифицировать товар как происходящий на территории определенного географического объекта.
В этой связи простое указание в заявке, что поставке подлежат товары из Российской Федерации, не является надлежащим подтверждением страны происхождения товара в соответствии с Законом о контрактной системе для целей Приказа N 126н.
Указанное соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23.06.2021 N Ф04-1996/2021 по делу N А46-9712/2020, Постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 04.02.2021 по делу N А46-4164/2020.
При таких обстоятельствах, Комиссия отмечает, что снижение в результате действий заинтересованного лица цены контракта на 15% в отсутствие достоверных сведений о том, что оригинальные картриджи и тонеры Pantum и Lexmark производятся на территории Российской Федерации, а также в отсутствие предоставленного участником закупки документа в подтверждение названных обстоятельств, напрямую нарушают права и интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
На основании изложенного, Комиссия по результатам анализа приходит к выводу, что в рассматриваемом случае заказчиком неправомерно были применены предусмотренные подпунктом 1.3 пункта 1 Приказа N126н понижающие коэффициенты в отношении предложенной обществом цены контракта при проведении аукциона.
Довод заявителя признан обоснованным.
Заказчиком нарушены требования частей 3, 4 статьи 14 Закона о контрактной системе, пунктов 1.1 и 1.3 Приказа Минфина России от 04.06.2018 г. N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу заявителя ООО "Принт-К" (вх. N4705/ж от 11.05.2023 г. (посредством электронной почты); вх. N4795/ж от 12.05.2023 г. (через функционал ЕИС)) на действия уполномоченного органа Государственного комитета Республики Татарстан по закупкам, заказчика ГБУ "Безопасность дорожного движения" при проведении закупки N0111200000923000139 на предмет: "Право заключения контракта на поставку оригинальных картриджей и тонеров нужд бюджетного учреждения Республики Татарстан" обоснованной.
2. Признать заказчика ГБУ "Безопасность дорожного движения" нарушившим требования частей 3, 4 статьи 14 Закона о контрактной системе, пунктов 1.1 и 1.3 Приказа Минфина России от 04.06.2018 г. N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику ГБУ "Безопасность дорожного движения" предписание об устранении нарушений действующего законодательства о контрактной системе.
4. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства о контрактной системе.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Зам. Председателя Комиссии |
В.Г. Казаков |
Члены Комиссии |
Л.Р. Гиниятуллина |
|
М.А. Тимофеев |
Исп.: Гиниятуллина Лейсан Рустамовна
Тел. (843) 238-24-86
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 18 мая 2023 г. N 016/06/14-713/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.05.2023