Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), в составе:
рассмотрев сведения, представленные ГБУ КК "Управление по эксплуатации и капитальному строительству ГТС Краснодарского края", о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) представителей ООО "ГИДРА" по результатам проведения электронного аукциона: "Защита территории Крымского района Краснодарского края от негативного воздействия вод рек Адагум, Неберджай, Баканка" (2-й пусковой комплекс. IV участок)" (извещение: N 0818500000822006102),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступили сведения ГБУ КК "Управление по эксплуатации и капитальному строительству ГТС Краснодарского края" о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "ГИДРА" по результатам проведения электронного аукциона: "Защита территории Крымского района Краснодарского края от негативного воздействия вод рек Адагум, Неберджай, Баканка" (2-й пусковой комплекс. IV участок)" (извещение: N 0818500000822006102).
Согласно протоколу N ИЭА1 подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 03.10.2022 победителем признано ООО "ГИДРА".
31.10.2022 г. между ГБУ КК "Управление по эксплуатации и капитальному строительству ГТС Краснодарского края" и ООО "ГИДРА" заключен контракт на сумму 35 715 057,96 рублей.
02.05.2023 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Заказчиком также предоставлены сведения в соответствии с ч. 3 ст. 104 Закона о контрактной системе.
- победитель: Общество с ограниченной ответственностью "ГИДРА";
- адрес: 354055, РОССИЯ, КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ, ГОРОД-КУРОРТ СОЧИ Г.О., СОЧИ Г., КРАСНОДОНСКАЯ УЛ., Д. 40, ПОМЕЩ. 4;
- ИНН: 2312249710, КПП: 236601001.
Рассмотрев представленные сведения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно протоколу N ИЭА1 подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 03.10.2022 победителем признано ООО "ГИДРА".
31.10.2022 г. между ГБУ КК "Управление по эксплуатации и капитальному строительству ГТС Краснодарского края" и ООО "ГИДРА" заключен контракт на сумму 35 715 057,96 рублей.
В соответствии с п.1.1 Контракта Подрядчик обязуется выполнить строительство объекта "Защита территории Крымского района Краснодарского края от негативного воздействия вод рек Адагум, Неберджай, Баканка" (2-й пусковой комплекс. IV участок) (далее - Объект), согласно проектной документации "Защита территории Крымского района Краснодарского края от негативного воздействия вод рек Адагум, Неберджай, Баканка". Корректировка", получившей положительное заключение государственной экспертизы N 23- 1-1-2-0133-16 от 25 мая 2016 года, и передать их Заказчику, а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы в порядке, объёме и размере, установленном Контрактом, источник финансирования средства бюджетных учреждений (бюджет Краснодарского края на 2022 год), предусмотренный государственной программой Краснодарского края "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства", утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20 ноября 2015 года N 1057.
Подрядчик осуществляет работы по строительству Объекта, и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другими, предъявляемыми к ним требованиям, и со сметой, определяющей цену работ согласно статье 743 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Результатом выполненных работ, предусмотренных Контрактом, является построенный в соответствии с проектной и рабочей документацией Объект, с выходом на проектные технико-экономические показатели в соответствии с проектной документацией стадия "Проектная документация", разработанной на ее основе рабочей документации стадия "Рабочая документация" и результатов инженерных изысканий на строительство Объекта, определяющей объем, содержание работ другие предъявляемые к ним требования, в соответствии с описанием объекта закупки и графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 3), являющихся неотъемлемой частью Контракта с подписанием акта приемки законченного строительством Объекта по форме N КС-11, утвержденной Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 30 октября 1997 года N 71а "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве" (далее - форма N КС-11) (п.1.2 Контракта).
Подрядчик выполняет работы на основании разрешительных документов, выданных в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации на момент выполнения работ (п.1.3 Контракта).
Контрактом предусмотрен этап его исполнения:
1 этап: начало работ с даты заключения Контракта, окончание не позднее 23.11.2022, Заказчик осуществляет приемку и оплату надлежаще выполненных работ Подрядчиком в срок до 30.12.2022 (включительно), стоимость этапа 35 715 057 (тридцать пять миллионов семьсот пятнадцать тысяч пятьдесят семь) рублей 96 копеек, в том числе НДС 20 % (двадцать процентов) в размере 5 952 509 (пять миллионов девятьсот пятьдесят две тысячи пятьсот девять) рублей 66 копеек, аванс, подлежащий выплате Подрядчику, в размере 30 % (тридцати процентов) от стоимости этапа, что составляет 10 714 517 (десять миллионов семьсот четырнадцать тысяч пятьсот семнадцать) рублей 39 копеек, в том числе НДС 20 % (двадцать процентов) в размере 1 785 752 (один миллион семьсот восемьдесят пять тысяч семьсот пятьдесят два) рубля 90 копеек (п.2.1.1 Контракта).
Срок выполнения работ: начало с даты заключения Контракта; окончание не позднее 23 ноября 2022 года (включительно) (п.3.1 Контракта).
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В обращении о включении ООО "ГИДРА" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Заказчик указывает на следующие обстоятельства.
Между государственным бюджетным учреждением Краснодарского края "Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений Краснодарского края" (далее - Учреждение, Заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "Гидра" (далее - Подрядчик) заключен контракт от 31.10.2022 N ЕП-35/2022 на выполнение работ по строительству объекта согласно проектной документации "Защита территории Крымского района Краснодарского края от негативного воздействия вод рек Адагум, Неберджай, Баканка" (2-й пусковой комплекс. IV участок) (далее - Объект, Контракт).
В соответствии с пунктом 2.1. Контракта (цена работ) составляет: 35 715 057 (тридцать пять миллионов семьсот пятнадцать тысяч пятьдесят семь) рублей 96 копеек, в том числе налог на добавленную стоимость 20 % (двадцать процентов) в размере 5 952 509 (пять миллионов девятьсот пятьдесят две тысячи пятьсот девять) рублей 66 копеек, что соответствует ведомости твердой договорной цены (Приложение N 1).
Согласно пункта 3.1 Контракта начало работ с даты заключения Контракта, окончание не позднее 23.11.2022 года (включительно). Обязательства по контракту, Подрядчик, не исполняет. По состоянию на 02.05.2023 нарушены сроки выполнения работ по Контракту, установленные графиком выполнения этапа строительно-монтажных работ (Приложение 2 к Контракту).
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 и пункту 1 статьи 708 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) начальный и конечный сроки выполнения работы являются существенными условиями договора подряда, Подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Согласно пункта 4.1.1. Контракта Подрядчик, к окончанию срока, установленного п. 3.1 Контракта, должен передать Заказчику результат выполненных работ.
В установленный пунктом 3.1 Контракта срок (23.11.2022) работы Подрядчик не выполнил, результат работ Заказчику не представил.
Пунктом 3.3. Контракта предусмотрена выплата аванса. Заказчик 14.11.2022 на основании счета, выставленного Подрядчиком, перечислил Подрядчику аванс в размере 10 714 517, 39 руб.
Сумма аванса, не подтвержденная выполненными работами, составила 10 714 517 рублей 39 копеек.
По состоянию на 02.05.2023 Подрядчик не выполнил следующие обязательства по Контракту:
- в соответствии с п. 4.1.3. Контракта Подрядчик не оформил, решение о предоставлении водного объекта в пользование в течение 35 (тридцати пяти) дней с даты заключения Контракта, и в течение 5 (пяти) дней со дня получения решения, не предоставил копию Заказчику.
- в соответствии с п. 4.1.7. Контракта Подрядчик не обеспечил, за свой счет, ограждение строительной площадки, не осуществил содержание и уборку строительной площадки и прилегающей непосредственно к ней территории;
- в соответствии с п. 4.1.9. Контракта Подрядчик не застраховал за свой счет, в течение 30 (тридцати) дней с даты подписания Контракта, риск случайной гибели или случайного повреждения Объекта, материала, оборудования и другого имущества, используемого при строительстве, за причинение при осуществлении строительства вреда другим лицам и соответствующие риски.
- в соответствии с п. 4.1.11. Контракта Подрядчик не обеспечил наличие на строительной площадке проектной и рабочей документации, организационно-технологической документации и разрешительной документации, необходимой для выполнения работ, в том числе общего и специальных журналов работ и иной предусмотренной законодательством Российской Федерации документации, а также не обеспечил свободный доступ к такой документации представителям Заказчика, лицу, осуществляющему государственный строительный надзор;
- в соответствии с п. 4.1.19. Контракта Подрядчик не ведет постоянный общий журнал работ и специальные журналы работ;
- в соответствии с п. 4.1.25. Контракта Подрядчик представил Заказчику в течение 20 (двадцати) дней с даты заключения Контракта заверенную копию договора на вывоз твердых коммунальных отходов с территории Объекта.
- в нарушение требований пункта 17 части 7 СП 48.13330.2019 "Организация строительства", отсутствуют ограждения строительной площадки и опасных зон работ за ее пределами в соответствии с требованиями документов по стандартизации и нормативных правовых актов, допускающие свободный проход посторонних граждан;
- в нарушение пункта 16 части 7 СП 48.13330.2019 "Организация строительства", в соответствии с которым на территории строительной площадки должны выделяться опасные зоны (опасные зоны дорог, монтажные зоны объектов, зона возможного падения груза с кранового механизма с учётом радиуса разлета) для работающих с установкой предохранительных защитных ограждений и знаков безопасности, предупреждающие знаки отсутствуют;
- в нарушение условий проектной документации N 01018404-02/ПС(5266)- 2015-ПОС.ПЗ Раздела 5 уборка строительного, бытового и иного мусора, покос сорной растительности с территории прилегающей к строительным площадкам не ведется;
- в нарушение условий проектной документации N 01018404-02/ПС(5266)- 2015-ПОС.ПЗ Раздела 5 в местах выезда строительной техники на автомобильные дороги и со строительной площадки не установлены пункты мойки колес;
- в нарушении п 4.1.8. Контракта на строительной площадке Подрядчика отсутствует паспорт объекта;
В нарушение пункта 4.1.12 Контракта Подрядчик не обеспечил наличие удостоверяющих документов на материал, используемый при строительно-монтажных работах по Объекту. В отсутствие удостоверяющих документов на материал, используемый при строительно-монтажных работах по Объекту, подтвердить качество материала не предоставляется возможным.
Учреждением в адрес Подрядчика неоднократно направлялись письма об увеличении темпов производства работ и необходимости исполнения обязательств по Контракту от 10.11.2022 N 01-12/2141, от 18.11.2022 года N 01-12/2225, от 25.11.2022 N 01-12/2270, от 28.11.2022 N 01-12/2281, от 05.12.2022 N 01-12/2345, от 19.12.2022 01-12/2492, от 20.12.2022 N 01-12/2506, от 20.02.2023 N 01-12/316, от 28.02.2023 N 01-12/343, от 23.03.2023 N 01-12/508, однако Подрядчик игнорирует указанные письма-претензии.
На основании вышеизложенного Учреждением направлены Подрядчику требования по оплате неустоек, штрафов.
- Требование от 13.01.2023 N 01-12/37 (претензия) об уплате неустойки (штрафов) и возврате аванса, сумма штрафа составляет 30 000,00 руб.
- Требование от 26.04.2023 N 01-12/795 (претензия) об уплате неустойки (штрафов) и возврате аванса, сумма штрафа составляет 2 146 817,46 руб.
В связи с тем, что Подрядчик не исполняет свои обязательства по Контракту и это привело к нарушению исполнение контракта, руководствуясь статьей 450, частью 2 статьи 715 Гражданского Кодекса Российской Федерации, а также в соответствии с пунктами 11.5, 11.6 Контракта, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения государственного Контракта.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств (п. 11.5 контракта).
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
02.05.2023 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
02.05.2023 г. информация о расторжении контракта размещена в ЕИС.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе).
Таким образом, у Исполнителя имеется десятидневный срок с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении, об одностороннем отказе от исполнения контракта для устранения нарушений условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
Представитель Общества пояснил следующее.
Исполнению контракта в сроки помешал ряд выявленных в ходе работы фактов, а именно:
Низкое качество проекта, а также локальных сметных расчетов, что повлияло на потраченный дополнительно временной промежуток для полного понимания проектных решений.
На данном участке работ уже были произведены частично некоторые виды работ, в частности по устройству армирующего каркаса, который к моменту, когда мы приступили к проведению работ пришел практически весь в негодность что повлияло на скорость наших работ, которая значительно уменьшилась в связи с восстановлением данного армирующего каркаса.
Срок выполнения работ по данному контракту 23 календарных дня. Согласно проекта нам необходимо было осуществить заливку 2112 м3 бетона. В нынешних условиях дефицита и значительного удорожания арматуры, в связи с санкциями Европейского союза, данное количество бетона наша организация могла бы условно залить в течении 21 дня. Но это бы не являлось полным выполнением, что повлияло бы на подписание закрывающих форм КС- 2 и КС-3, а также исполнительную документацию, которые не были бы подписаны в связи с тем, что в исполнительной документации должны были быть приложены документы о прочности бетона на 28 день. То есть данный срок контракта 23 дня заранее не было возможности выполнить в срок. Данное обстоятельство Общество учитывало до проведения аукциона, и просчитав возможные штрафы и пени за просрочку выполнения контракта, пришли к единому мнению что данный контракт можно выполнить на таких условиях.
К концу 2022 года Общество не смогло согласовать с Заказчиком решение о продлении договора.
ООО "Гидра" оплатило штрафы и пени, а также предоставило продление Банковской Гарантии. Продленная Банковская Гарантия действовала до 30 апреля этого года.
Однако, работать в зимне-весенний период не представлялось возможным по ряду причин: во- первых, это дождливая погода и поднятие уровня воды в реках, что подтверждается так же предупреждающими письмами самого Заказчика "об обеспечении безопасности в связи с ухудшением погодных условий, ожидаемыми обильными осадками и поднятием уровней воды в руслах рек на территории Краснодарского края до неблагоприятных отметок" N 01- 12/668 от 07.04.2023 г., N 01-12/729 от 18.04.2023 г., N 01-12/322 от 21.02.2023 г, и во-вторых это начало нерестового периода в весенний период.
Таким образом, Общество предприняло все попытки для надлежащего исполнения контракта, однако в связи с обстоятельствами непреодолимой силы и с санкциями Европейского союза привели к тому, что Общество не смогло в установленный контрактом срок исполнить контракт.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
По общему правилу части 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
На основании изложенного, учитывая то, что Исполнителем в период исполнения контракта осуществлялись действия, направленные на надлежащее исполнение контракта и урегулирования возникших обстоятельств, Комиссия Краснодарского УФАС не усматривает факт намеренного уклонения ООО "ГИДРА" от исполнения принятых обязательств.
Согласно ч.2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные ГБУ КК "Управление по эксплуатации и капитальному строительству ГТС Краснодарского края" в отношении ООО "Гидра" (354055, РОССИЯ, КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ, ГОРОД-КУРОРТ СОЧИ Г.О., СОЧИ Г., КРАСНОДОНСКАЯ УЛ., Д. 40, ПОМЕЩ. 4; ИНН: 2312249710, КПП: 236601001), не включать в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 19 мая 2023 г. N РНП-23-353/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.05.2023