На основании ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
при проведении электронного аукциона: "Приобретение неисключительных прав на использование программного обеспечения (Пакет офисных программ)" (извещение N 0118100008223000037) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю из ФАС России поступило обращение АНО "ЦКИТ", согласно которому Заказчиком не был установлен запрет в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11. 2015 года N1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальный нужд".
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - Управлением Роспотребнадзора по Краснодарскому краю проведён электронный аукцион: "Приобретение неисключительных прав на использование программного обеспечения (Пакет офисных программ)" (извещение N 0118100008223000037).
Начальная (максимальная) цена контракта - 109 200,00 руб.
Объектом закупки является услуга по предоставлению лицензионных (неисключительных) прав на использование программного обеспечения.
В силу ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно ч.3 ст.14 Закона о закупках в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.15) ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Согласно п.2 Постановления N 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
В соответствии с п.2(1) Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 для целей применения пункта 2 настоящего постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
Согласно п.2.) Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в ЕР программ для Евразийского экономического союза, за исключением РФ), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд Постановления N 1236 обоснование подготавливается заказчиком при осуществлении закупки программного обеспечения в следующих случаях:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 20.12.2017 N 1594)
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
В обосновании невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, размещённом в составе Извещения о проведении закупки в форме электронного аукциона, установлены требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам программного обеспечения и указаны 4 вида офисных приложения, включённых в реестр, которые не могут удовлетворить требование совместимости.
Упомянутый заявителем ПКМ "Циркон-офис" создан на базе Libre Office и работает только под операционными системами семейства Linux, о чем есть информация на официальном сайте.
Для функционирования ПК "Циркон-офис" необходимо выполнение следующих системных требований:
- операционная система не ниже ОС CentOS 6 (не младше 6.5); не менее 512Мб RAM на пользователя; не менее 2Gb дискового пространства;
- разрешение терминала пользователя - не менее 1024x768 не менее 256 цветов. Закупка программного обеспечения MS Office, обусловлена тем, что в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, отсутствуют эквиваленты совместимые со специализированными программами Заказчика, которые бы отвечали требованиям Заказчика.
Прежде всего, программный продукт должен быть совместим и взаимодействовать с уже имеющимися у Заказчика программными продуктами: "Профессиональная заболеваемость в.4.1", "Гигиеническое заключение 2000", "Анализ популяционной заболеваемости", "Прививки", "АС Статистика Роспотребнадзор", "Персонифицированный учет заболеваемости" (АРМ-2000), "Социально-гигиенический мониторинг".
Перечисленные программные продукты использует библиотеки MS Windows и MS Office, для конвертации и выгрузки данных редактируемые в офисном пакете формата (Системные требования некоторых из вышеперечисленных программ приложена к данному пояснению). Применение офисных пакетов отличных от MS Office приводит к ошибке и невозможности выгрузки данных. А также у сотрудников имеются сложные табличные документы, использующие макросы. Документы были изначально разработаны в MS Excel с применением макросов на языке VBA (Visual Basic for Applications). При открытии таких документов в Open Office, Alter Office, Libre Office, P7, Мой Офис, макросы не работают, документы отображаются не корректно, VBA- собственная технология Microsoft, применение которой ограничено лицензионными условиями, поэтому она не может использоваться в продуктах других компаний.
Таким образом, обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, подготовленное Заказчиком соответствует требованиям постановления Правительства N 1236 .
Комиссия, руководствуясь ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. В указанных действиях Заказчика - Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю нарушения Закона о контрактной системе не подтверждены.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 17 мая 2023 г. N ВП-283/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.05.2023