Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Камакиной Т.Н. - заместителя руководителя - начальника отдела финансовых рынков и рекламы Астраханского УФАС России (далее - Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Родиной К.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в отсутствие представителя Заявителя ИП Стромова Д.В., надлежащим образом уведомленного, в присутствии представителя государственного заказчика Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Володарская районная больница" - Беккуловой Н.С. (действующая по доверенности N342 от 24.05.2023 года), надлежащим образом уведомленной, рассмотрев жалобу ИП Стромова Д.В. на действия государственного заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Володарская районная больница" при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключить контракт на оказание услуг по монтажу системы наружного видеонаблюдения ГБУЗ АО "Володарская районная больница" по адресу: Астраханская область Володарский район п. Володарский ул. Садовая 24 (реестровый N 0325300032423000024), на основании ст.99, ст.105, ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 22.05.2022 поступила жалоба ИП Стромова Д.В. (далее - Заявитель) на действия государственного заказчика Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Володарская районная больница" (далее также - Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключить контракт на оказание услуг по монтажу системы наружного видеонаблюдения ГБУЗ АО "Володарская районная больница" по адресу: Астраханская область Володарский район п. Володарский ул. Садовая 24 (реестровый N 0325300032423000024) (далее - запрос котировок).
Податель жалобы полагает, извещение Заказчика составлено с нарушением требований Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу и принять меры в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Рассмотрение жалобы назначено на 25.05.2023 года в 10 часов 00 минут по адресу: г.Астрахань, ул.Шаумяна, 47, каб.402.
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
12.05.2023 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме (далее также - извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 2 001 362,04 рублей.
1. По мнению Заявителя, Заказчик в файле "Описание объекта закупки" установил такие характеристики закупаемого оборудования, что под такое описание подходит товар производителя Hiwatch, и оборудование иных производителей не отвечают требованиям, включенным в описание объекта закупки.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в т.ч. описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Объектом закупки является оказание услуг по монтажу системы наружного видеонаблюдения ГБУЗ АО "Володарская районная больница" по адресу: Астраханская область Володарский район п. Володарский ул. Садовая 24.
При этом, исходя из описания объекта закупки, помимо оказания услуг по монтажу системы наружного видеонаблюдения, Заказчику будет поставлять товар.
Так, Заказчик в "Описании объекта закупки" установил требования к поставляемому товару.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика не опровергал довод Заявителя о том, что описание объекта закупки соответствует товар единственного производителя, в следствие чего, в материалы дела не представлено доказательств того, что предъявляемые Заказчиком требования к закупаемому оборудованию отвечают требованиям оборудования иных производителей.
Указанные действия Заказчика не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33, часть 3 статьи 33, части 2 статьи 8, пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Данная позиция подтверждается Определением Верховного суда РФ N 309-КГ17-20389 от 15.01.2018 по делу NА50-9033/2017.
Довод Заявителя нашел свое подтверждение.
2.В своей жалобе Заявитель указывает, что Заказчик необоснованно не применил ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств согласно Постановлению Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Комиссия Управления соглашается с данным доводом Заявителя по следующим основаниям.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Вместе с тем, в силу части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства РФ устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства РФ предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в ЕИС обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 года N 878 установлены ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также - Постановление N878), а также утвержден Порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Порядок подготовки обоснования невозможности закупки радиоэлектронной продукции).
Пунктом 2 Постановления N 878 утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
Объектом закупки является не только оказание услуг по монтажу системы наружного видеонаблюдения ГБУЗ АО "Володарская районная больница" по адресу: Астраханская область Володарский район п. Володарский ул. Садовая 24, но и поставка оборудования, например: камера уличная, видеорегистратор, жесткий диск, блок питания, монитор, батарея аккумуляторная.
В соответствии с Перечнем радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878, коды ОКПД 2 - 26.20.2 (устройства запоминающие и прочие устройства хранения данных), 26.20.17 (мониторы и проекторы, преимущественно используемые в системах автоматической обработки данных), 26.20.4 (блоки, части и принадлежности вычислительных машин) и 26.70.1 (оборудование фотографическое и его части), 26.40.33 (видеокамеры для записи и прочая аппаратура для записи или воспроизведения изображения) входят в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При этом согласно извещению о проведении запроса котировок Заказчиком не установлены ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Постановлением N 878.
Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в не установлении ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Постановлением N878 нарушают требования пункта 15 части 1 статьи 42, части 3 статьи 14 и образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Кроме того, в ходе внеплановой проверки Комиссией Управления установлено следующее.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронный документ - описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования каталога), Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно сведениям из КТРУ закупаемое Заказчиком оборудование "камера видеонаблюдения" отнесено к следующим кодам КТРУ: 26.70.13.000-00000001- 26.70.13.000-00000005, 26.70.13.000-00000007- 26.70.13.000-00000011, 26.40.33.110-00000007- 26.40.33.110-00000012.
При этом, Заказчик не применил код КТРУ, что является нарушением требований пункта 5 части 1 статьи 42, пункта 1 части 2 статьи 42, части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе.
Данные действия Заказчика образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Кроме того, Комиссия отмечает, что подпунктом "а" пункта 5 Правил использования КТРУ установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением в том числе случая осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в Перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением ПП РФ от 10.07.2019 N 878, при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Таким образом, в случае, если закупаемый товар содержится в Перечне радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением ПП РФ от 10.07.2019 N 878, то Заказчик обязан описать товар согласно позиции КТРУ, не устанавливая дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара.
В силу подпункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 настоящей статьи.
Как установлено Комиссией раннее, объектом закупки является не только оказание услуг по монтажу, но и поставка оборудования, с установленными Заказчиком характеристиками к нему.
Поскольку в данной закупке товар поставляется, то в силу пп. "а" и "б" п.2 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе предложение участника закупки должно содержать как показатели предлагаемого таким участником закупки товара, так и наименование страны происхождения товара.
При этом, в извещении вышеуказанное требование Заказчиком к участникам закупки не установлено, что является нарушением пункта 3 части 2 статьи 42, подпунктов "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
Данные действия Заказчика образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Поскольку допущенные Заказчиком вышеописанные нарушения являются существенными, Комиссия Управления считает необходимым выдать Заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 2 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Стромова Д.В. на действия государственного заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Володарская районная больница" при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключить контракт на оказание услуг по монтажу системы наружного видеонаблюдения ГБУЗ АО "Володарская районная больница" по адресу: Астраханская область Володарский район п. Володарский ул. Садовая 24 (реестровый N 0325300032423000024) обоснованной.
2. Признать государственного заказчика Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Астраханской области "Володарская районная больница" нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 33, части 3 статьи 33, части 2 статьи 8, пункта 1 части 2 статьи 42, пункта 15 части 1 статьи 42, части 3 статьи 14, части 1 статьи 42, пункта 1 части 2 статьи 42, части 6 статьи 23, пункта 3 части 2 статьи 42, подпунктов "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключить контракт на оказание услуг по монтажу системы наружного видеонаблюдения ГБУЗ АО "Володарская районная больница" по адресу: Астраханская область Володарский район п. Володарский ул. Садовая 24 (реестровый N 0325300032423000024).
3. Выдать государственному заказчику Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Астраханской области "Володарская районная больница" предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, допущенных при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключить контракт на оказание услуг по монтажу системы наружного видеонаблюдения ГБУЗ АО "Володарская районная больница" по адресу: Астраханская область Володарский район п. Володарский ул. Садовая 24 (реестровый N 0325300032423000024).
4. Передать материалы, собранные в ходе рассмотрения жалобы Заявителя, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Т.Н.Камакина
Члены комиссии: Е.М.Балтыкова
К.В.Родина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 25 мая 2023 г. N 030/06/106-517/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.05.2023