Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в составе:
<_____..>
<_____..>
<_____..>
Рассмотрев направленное Заказчиком - ФГБУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому федеральному округу" обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по факту уклонения участника закупки от заключения контракта на поставку аспиратора воздуха автоматического одноканального АВА 1 для нужд Филиала ФГБУ "ЦЛАТИ по УФО" по Ямало-Ненецкому автономному округу, (начальная) цена контракта 274 478,00 рублей, (извещение по закупке N 0390100006023000012) и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
УСТАНОВИЛА:
В Ямало-Ненецкое УФАС России в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" было представлено обращение исключительно с использованием ЕИС о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Рассмотрев представленные Заказчиком материалы и пояснения, представленные участником закупки, в результате проверки содержащихся в указанных документах и информации факта уклонения участника закупки от заключения контракта, на основании части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Комиссия считает, что информация об участнике закупки не подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), исходя из следующего.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
26.04.2023 - Размещен "Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 10.04.2023 NИЭА1" для закупки N0190200000323003722
28.04.2023 - Размещен документ "Проект контракта" от 28.04.2023
12.05.2023 - Размещен "Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 11.05.2023 NППУ20_1" для закупки N0390100006023000012
Из Протокола о признании победителя электронного аукциона ООО "НИКИ МЛТ" уклонившимся от заключения контракта следует, что основание для признания победителя электронного аукциона уклонившимся от заключения контракта - не выполненное участником закупки - в регламентированный срок не выполнены действия, предусмотренные ч. 3 ст. 51 Закона 44-ФЗ. По состоянию на 11.05.2023 ООО "НИКИ МЛТ" в сроки, установленные ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе, не размещен на электронной площадке подписанный со своей стороны проект контракта и не размещен протокол разногласий. На основании п.1 ч. 6 ст. 51 Закона 44-ФЗ участник закупки признается уклонившимся от заключения контракта.
Из пояснения Участника закупки следует, что, Общество с ограниченной ответственностью "НИКИ МЛТ" изучило документацию по данной закупке, и рассмотрев возможность поставки аспиратора воздуха автоматического одноканального АВА 1 с аккумуляторным блоком АБПА-2 или эквивалента, подало заявку с присвоением идентификационного номера N116.
26.04.2023 Аукцион не состоялся (была подана только одна заявка).
26.04.2023 Заказчик опубликовал Протокол подведения итогов определения поставщика
(подрядчика, исполнителя) о признании победителем участника с заявкой N116.
28.04.2023 Заказчик разместил на торговой площадке проект договора (реестровый номер
N 039010000602300000120001), для подписания Обществом. Регламентированный срок подписания до 10.05.2023 включительно.
Учитывая, что Общество является субъектом малого предпринимательства, а данная закупка проведена с преимуществом для субъектов малого предпринимательства, при заключении контракта Общество планировало предоставить информацию о добросовестности, в соответствии с ч.8.1. ст.96 ФЗ N44-ФЗ.
В рамках подготовки к заключению контракта для последующего предоставления в счет обеспечения его исполнения указываются следующие реестровые номера контрактов: 1631916438921000052; 1165400535121000024; 1272111119821000050.
Ведением закупок от лица Общества занимается заместитель директора Хансон Вера Анатольевна по доверенности N 16 от 09.01.2020 г.
02.05.2023 выше упомянутым сотрудником был осуществлен вход на площадку в карточку контракта, было произведено подписание проекта контракта усиленной электронной подписью. Внешне процедура выглядела законченной, никаких уведомлений или предупреждений об ошибке, сбое не было. После чего работа на площадке была завершена и произведен выход с нее.
Общество принимает участие в закупках с 2013 года и уже имеет опыт по подписанию контрактов, поэтому сомнений в том, что документы подписались, не возникло. Ранее всегда все проходило в штатном режиме.
Однако 11.05.2023 от Оператора площадки пришло уведомление об отсутствии подписанного договора.
Сразу же начав разбираться в сложившейся ситуации, было установлено, что в личном кабинете действительно отсутствует информация о подписании проекта контракта ЭЦП.
В подтверждение своего намерения и готовности заключить контракт Общество направило письмо исх.N 214 от 11.05.23 Заказчику с заверением о своей готовности заключить Контракт и фото с подтверждением о готовности товара-предмета Контракта. Несмотря на это, Заказчик опубликовал 11.05.2023 в ЕИС Протокол о признании участника уклонившимся от заключения контракта.
Участник утверждает, что Общество не имело намерений уклониться от подписания проекта контракта по указанной закупке. Регламентированный срок подписания был пропущен ненамеренно, без цели нанести ущерб учреждению. Общество имеет намерение заключить договор, подтверждает отсутствие умысла в действиях по уклонению от его подписания, а также подтверждает отсутствие с нашей стороны бездействия в сложившейся ситуации.
С момента уведомления о победе в процедуре 0390100006023000012 незамедлительно началось производство предмета закупки. Это серийные приборы, каждый - с уникальным заводским номером и с первичной поверкой. Изготовление и поверка прибора осуществляются под конкретного заказчика. На момент получения уведомления об уклонении подписания Контракта приборы, являющиеся предметом его поставки, полностью готовы, дата поверки - 02.05.2023 (фото подтверждение прилагаем). Общество готово исполнить обязательства по Контракту с Заказчиком.
Заказчику очень нужны эти приборы, он также до сих пор имеет намерение заключить Контракт.
С Заказчиком Общество сотрудничает с 2013 года, всего было произведено 8 поставок товаров и оказана одна услуга, все обязательства со стороны Общества были выполнены в срок и без применения штрафов. Это ценное сотрудничество, намеренные действия для его расторжения со стороны Общества не представляются возможными (прилагаем некоторые УПД по прошлым поставкам).
ООО "НИКИ МЛТ" является производителем уникальных средств измерений с 2004 года для нужд ЦЛАТИ, Гидромета и ЦГиЭ по всей России, незаменимых, не имеющих аналогов приборов, поставляемых по федеральным государственным программам "Чистый воздух" и "Сохранение озера Байкал".
В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи:
1) заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона.
2) при формировании и размещении проекта контракта, предусмотренного пунктом 1 настоящей части, заказчик вправе (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предусмотренной подпунктом "б" пункта 1 настоящей части, и начальной (максимальной) ценой контракта. При этом цена единицы товара не должна превышать цену такой единицы, определяемую как частное от деления цены контракта, предусмотренной подпунктом "б" пункта 1 настоящей части, на количество товара, предусмотренное в извещении об осуществлении закупки. Участник закупки вправе отказаться от заключения контракта на условиях, предусмотренных настоящим пунктом, путем формирования протокола разногласий в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 2 части 3 настоящей статьи.
В соответствии с частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 4 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи, заказчик осуществляет одно из следующих действий:
1) размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи) в случае, если участник закупки, с которым заключается контракт, разместил информацию и документы в соответствии с пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта, действия, предусмотренные настоящим пунктом, осуществляются заказчиком при условии поступления на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежных средств в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт;
2) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи;
3) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта без учета либо с частичным учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи. При таком размещении заказчик также формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) информацию о причинах отказа учесть полностью или частично информацию, содержащуюся в протоколе разногласий. При этом информация, предусмотренная подпунктом "б" пункта 2 части 3 настоящей статьи, подлежит обязательному учету.
В соответствии с частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктом 2 или 3 части 4 настоящей статьи, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем осуществления таких действий участником закупки, размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи). Контракт считается заключенным в день размещения контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такой подписанный контракт не размещается на официальном сайте.
В соответствии с частью 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России осуществила проверку факта уклонения Победителя от заключения контракта, и пришла к следующим выводам.
Вопросы включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) урегулированы статьей 104 Закона о контрактной системе.
Частью 1 данной статьи предусмотрено, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.
В соответствии с частью 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации постановлением от 30.06.2021 N 1078 утвердило Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Правилами установлено, что уполномоченный орган рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта.
Включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные экономические последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
В качестве необходимого элемента общего понятия состава правонарушения выступает вина, наличие которой является во всех отраслях права предпосылкой возложения юридической ответственности, если иное прямо и недвусмысленно не установлено непосредственно самим законодателем.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
В соответствии с пунктом 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
Правилами установлено, что по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" пункта 13 Правил, орган контроля принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр.
Изучив представленные материалы, Комиссия приходит к выводу, что Победитель, признан уклонившимся от заключения контракта потому, что в регламентированный срок не подписал проект контракта.
Комиссия полагает, что участник закупки в срок до признания его в соответствии с Законом о контрактной системе уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта и исполнить обязательства по нему.
Участник в материалах представил фото готового товара, скан паспорта готового товара, письмо Заказчику о возможности заключения, реестр выполненных контрактов ООО НИКИ МЛТ.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 5 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
Информацию об ООО "НИКИ МЛТ" по обращению ФГБУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому федеральному округу" о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по факту уклонения участника закупки от заключения контракта на поставку аспиратора воздуха автоматического одноканального АВА 1 для нужд Филиала ФГБУ "ЦЛАТИ по УФО" по Ямало-Ненецкому автономному округу, (начальная) цена контракта 274 478,00 рублей, (извещение по закупке N 0390100006023000012) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не включать.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 18 мая 2023 г. N 089/10/104-347/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.05.2023