Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, (далее - Комиссия, Управление) в составе:
Председателя Комиссии:
<__.>,
Членов Комиссии:
<__.>;
<__.>,
При участии:
от Заявителя - представителя по доверенности;
от Заказчика - представителя по доверенности;
от Уполномоченного органа - представителя по доверенности;
рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи жалобу ООО "Атрибус" на действия Заказчика - Муниципальное учреждение "Дирекция по обеспечению деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства" при осуществлении закупки способом электронного аукциона на разработку проектно-сметной документации по ликвидации накопленного вреда окружающей среде (Территория лесоперевалочной базы (Лесобиржи N 1,2) в г. Лабытнанги, начальная (максимальная) цена контракта - 15 360 000,00 рублей (извещение N 0190300000223000199), на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации -www.zakupki.gov.ru (далее - Аукцион, Официальный сайт) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент)
УСТАНОВИЛА:
В Управление, через Единую информационную систему (далее - ЕИС), поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика.
Заявитель считает, что действия Заказчика при формировании и размещении извещения о проведении закупки, противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Заказчиком представлены пояснения, в соответствии с которыми последний с доводами жалобы не согласен.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки и прилагаемыми к извещению документам:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее -ЕИС) на Официальном сайте;
2) дата и время начала срока подачи заявок - 05.05.2023 16:54 (МСК+2);
3) дата и время окончания срока подачи заявок - 15.05.2023 07:00 (МСК+2);
4) дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 15.05.2023;
5) Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 16.05.2023
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует,
1. Неправильно определена начальная максимальная цена контракта (НМЦК);
2. Неправильно определена стоимость согласования проектно-сметной документации по ликвидации накопленного вреда окружающей среде (территория лесоперевалочной базы (Лесобиржи N1,2) в г. Лабытнанги (работы, предусмотренные 2 этапом).
3. Техническое задание не позволяет определить ни место проведения работ, ни объем, подлежащих выполнению работ. Пункт 10 Технического задания содержит противоречия и может ввести в заблуждение потенциальных участников закупки относительно объема необходимой работы в рамках контракта.Заказчик представил в Управление мотивированное возражение на жалобу Заявителя согласно которому с доводами жалобы не согласен, считает, что при описании объекта закупки действовал в соответствии с действующим законодательством.
Проанализировав материалы дела, доводы на жалобу, проведя, в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку соблюдения Заказчиком требований Закона о контрактной системе при осуществлении вышеуказанной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Учитывая изложенное, заказчик вправе включить в описание объекта закупки такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок, однако, такая детализация должна быть обусловлена конкретными потребностями заказчика. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в описание объекта закупки требований к товару, являющихся значимыми для Заказчика, однако такая детализация не должна ограничивать конкуренцию.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки и прилагаемым к извещению документам, наименование объекта закупки: разработка проектно-сметной документации по ликвидации накопленного вреда окружающей среде (Территория лесоперевалочной базы (Лесобиржи N 1,2) в г. Лабытнанги, код позиции 71.12.19.100 "Услуги по инженерно-техническому проектированию прочих объектов, кроме объектов культурного наследия".
1. Относительно первого и второго доводов жалобы, Комиссия обращает внимание заявителя, что в силу положений части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе антимонопольный орган не уполномочен проводить проверки определения и обоснования формирования начальной (максимальной) цены контракта, стоимости этапов выполнения работ, в связи с чем в указанной части жалоба будет направлена в органы внутреннего государственного финансового контроля.
2. Относительно третьего довода Комиссией установлено, что Техническое задание (Приложение N 1 к извещению) содержит перечень основных данных и требований к проектированию.
В п.10 технического задания указано, что Объект расположен на земельных участках с кадастровыми номерами 89:09:040101:17, 89:09:040101:125. Участки относятся к категории: земли населенных пунктов, г. Лабытнанги. Общая площадь земельных участков - 58,7 га, в т.ч. Лесобиржа N 1 - 7,53 га, Лесобиржа N 2 - 51,17 га (уточнить проектом).
Представителями заказчика на заседании Комиссии даны пояснения, что выполнение работ определяется по заданию заказчика, на территории города Лабытнанги, с частичным расположением объекта на земельных участках с кадастровыми номерами 89:09:040101:17, 89:09:040101:125.
Проектированию подлежит территория общей площадью земельных участков - 58,7 га, в т.ч. Лесобиржа N 1 - 7,53 га, Лесобиржа N 2 - 51,17 га. И при этом, вся эта информация должна уточняться проектом.
В составе извещения об осуществлении закупки размещен проект муниципального контракта.
Согласно пункта 1 проекта муниципального контракта "Подрядчик обязуется по заданию Заказчика в соответствии с техническим заданием (Приложение N 1), являющимся неотъемлемой частью Контракта, условиями настоящего Контракта и действующим законодательством РФ, выполнить на свой риск собственными или привлеченными силами и средствами работы по разработке проектно-сметной документации по ликвидации накопленного вреда окружающей среде (Территория лесоперевалочной базы (Лесобиржи N 1,2) в г. Лабытнанги".
При этом проект муниципального контракта содержит место выполнения работ: ЯНАО, городской округ город Лабытнанги (Территория лесоперевалочной базы (Лесобиржи N 1,2)).
Пункт 10 технического задания не указывает на место выполнения работ (место выполнение указано в проекте контракта), а указывает на технико-экономические показатели объекта (т.е. объем и примерное расположение объектов).
Пункт 14 технического задания также указывает на то, что точное расположение объекта должно быть определено по результатам выполнения работ "Сводный технический отчет по результатам выполнения инженерных изысканий: Сводный технический отчет формируется на основании собранных проектной организацией данных по настоящему заданию и должен содержать следующую дополнительную информацию: расположение объекта; расстояние от объекта до ближайших градостроительных объектов (км); общая площадь отчуждения (га); площадь, занятая отходами (га); общий объем накопления отходов (тыс. м3/т)_.".
Таким образом в извещении об осуществлении закупки и прилагаемых к нему документах, в том числе в техническом задании содержатся основные данные и требования к проектированию объекта закупки, позволяющие определить место проведения работ и объем, подлежащих выполнению работ.
Комиссия управления также отмечает, что указание Заявителем на то, что пункт 10 Технического задания, не позволяет ему определить ни место проведения работ, ни объем, подлежащих выполнению работ, не свидетельствуют о наличии в действиях Заказчика нарушений Закона о контрактной системе в части формирования ненадлежащего описания объекта закупки.
Исходя из требований части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки.
В случае, если у потенциального участника закупки возникли затруднения в восприятии положений извещения об осуществлении закупки и приложений к нему, он был вправе направить соответствующий запрос на предоставление разъяснений, однако данным правом Заявитель не воспользовался.
Рассмотрев доводы жалобы Заявителя, представленные Заказчиком возражения, представленные материалы, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России определила, что Заказчик установил требования к выполняемой работе (услуге), исходя из своей потребности, а также с учетом требований действующего законодательства в области охраны окружающей среды.
На основании изложенного Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России приходит к выводу о том, что описание объекта закупки не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом довод жалобы заявителя признается необоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента, Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Атрибус" на действия Заказчика - Муниципальное учреждение "Дирекция по обеспечению деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства" при осуществлении закупки способом электронного аукциона на разработку проектно-сметной документации по ликвидации накопленного вреда окружающей среде (Территория лесоперевалочной базы (Лесобиржи N 1,2) в г. Лабытнанги, начальная (максимальная) цена контракта - 15 360 000,00 рублей (извещение N 0190300000223000199), необоснованной.
Председатель Комиссии: <__.>
Члены Комиссии: <__.>
<__.>
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 19 мая 2023 г. N 089/06/33-351/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.05.2023