Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок в составе:
- Швецова О.Ю. |
- |
заместитель председателя комиссии, ВрИО заместителя руководителя управления, |
- Кечин Р.В. |
- |
член комиссии, начальник отдела контроля государственных и муниципальных закупок, |
- Ражев С.В. |
- |
член комиссии, старший специалист 1 разряда отдела контроля государственных и муниципальных закупок. |
При участии посредством видеоконференцсвязи: | ||
- Данилова С.В. |
|
индивидуального предпринимателя, |
- Ершова Д.А. |
|
представителя Министерства экономического развития и инвестиций Нижегородской области (доверенность N12 от 22.05.2023), |
- Грачева А.В. |
- |
представителя Министерства экономического развития и инвестиций Нижегородской области (доверенность N11 от 22.05.2023), |
- Поющевой Д.И. |
- |
представителя Министерства экономического развития и инвестиций Нижегородской области (доверенность N10 от 22.05.2023). |
осуществив проверку по факту одностороннего отказа Министерства экономического развития и инвестиций Нижегородской области (далее также - заказчик) от исполнения контракта, заключенного с индивидуальным предпринимателем Даниловым Сергеем Васильевичем (далее также - ИП Данилов С.В., индивидуальный предприниматель) по результатам
определения поставщика путём проведения электронного аукциона на право заключения контракта по объекту закупки: "Оказание услуг по предоставлению простой (неисключительной) лицензии", номер извещения 0132200000223000010.
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от заказчика поступили сведения о расторжении в одностороннем порядке контракта в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения названного контракта, с целью внесения сведений об обществе в Реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Вместе с тем в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
В связи с этим, на основании части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Нижегородское УФАС России пришло к выводу о необходимости проведения проверки по изложенному в обращении факту.
Заслушав представителей сторон и изучив представленные документы, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок пришла к следующим выводам.
1) 16.03.2023 в единой информационной системе и на электронной торговой площадке "Фабрикант" размещено извещение по объекту закупки: "Оказание услуг по предоставлению простой (неисключительной) лицензии", номер извещения 0132200000223000010.
Начальная (максимальная) цена контракта - 133 500,00 рублей.
2) В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 27.03.2023 NИЭА1 ИП Данилов С.В. и его заявка признаны соответствующими требованиям извещения и документации об электронном аукционе и положениям Закона о контрактной системе.
В соответствии с названным протоколом комиссия приняла решение заключить контракт с ИП Даниловым Сергеем Васильевичем по цене 99 457,50 рублей.
3) 07.04.2023 по результатам рассмотренного электронного аукциона между заказчиком и обществом заключен контракт, положениями которого предусмотрено, что расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством и в соответствии с положениями статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
4) Комиссией Нижегородского УФАС России установлено следующее:
В соответствии с разделом 1 Государственного Контракта определен предмет контракта:
"1.1. Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства по оказанию услуг по предоставлению простой (неисключительной) лицензии в соответствии с техническим заданием (Приложение N1 к настоящему Контракту).
1.2. Перечень, характеристики, порядок оказания услуг указаны в техническом задании (Приложение N1 к настоящему Контракту).
1.3. Объем услуг: 1 усл. ед. (1 лицензия на 15 рабочих станций).
1.4. Все расходы, связанные с выполнением настоящего Контракта и несогласованные Сторонами в Контракте или дополнительных соглашениях, Исполнитель несет самостоятельно.
1.5. ИКЗ -23 25260162690526001001 0051 001 5829 242.
1.6. Источник финансирования: областной бюджет Нижегородской области на 2023 год".
В соответствии с разделом 4 Государственного Контракта определен порядок сдачи-приемки оказанных услуг, а именно:
"3.1. Срок оказания услуг: в течение 10 (Десяти) рабочих дней с даты заключения государственного контракта. Срок пользовательских прав - бессрочно.
3.2. Место оказания услуг: г. Нижний Новгород, Кремль, Корпус 2, 3 этаж, каб.221.
3.3. Факт оказания услуг Исполнителем и принятия их Заказчиком подтверждается документом о приемке (акт оказанных услуг), подписанным обеими сторонами. Его оформляет Исполнитель в день оказания услуг согласно п. 3.1 настоящего Контракта.
Исполнитель формирует документ о приемке с использованием Единой информационной системе (далее - ЕИС), подписывает его усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Исполнителя, и размещает в ЕИС документ о приемке, который должен содержать в себе информацию, указанную в соответствии с п.1. ч.13. ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ
К документу о приемке могут прилагаться документы, которые считаются его неотъемлемой частью. Если информация в них не соответствует информации в документе о приемке, приоритет имеют сведения, содержащиеся в документе о приемке.
Датой поступления Заказчику документа о приемке, подписанного Исполнителем, считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого документа в ЕИС в соответствии с часовой зоной, в которой расположен Заказчик.
3.4. Заказчик осуществляет приемку услуг, оказанных по Контракту, в течение 5 (Пяти) рабочих дней, следующих за днем поступления документов о приемке.
По результатам рассмотрения Заказчик осуществляет одно из следующих действий:
а) подписывает документ о приемке, усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает его в ЕИС;
б) формирует с использованием ЕИС, подписывает упомянутой подписью и размещает в ЕИС мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин отказа, который составляется, в том числе, с учетом отраженного в заключении по результатам экспертизы оказанных услуг предложения экспертов, экспертных организаций, если таковые привлекались для ее проведения.
Мотивированный отказ должен содержать перечень необходимых доработок (без дополнительной оплаты производимых затрат) и сроки их выполнения.
Датой поступления Исполнителю документа о приемке, мотивированного отказа от подписания документа о приемке считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом таких документа о приемке, мотивированного отказа в ЕИС в соответствии с часовой зоной, в которой расположен Исполнитель.
3.5. В случае получения мотивированного отказа от подписания документа о приемке Исполнитель вправе устранить указанные в нем причины отказа в течение 5 (Пяти) рабочих дней с момента получения от Заказчика соответствующего требования (если иной срок не согласован Сторонами дополнительно) и направить Заказчику документ о приемке в порядке, предусмотренном п. 3.3 Контракта.
Все доработки по мотивированному отказу производятся Исполнителем за свой счет, если они не выходят за пределы содержания и объема обязательств Исполнителя по настоящему Контакту.
3.7. Датой приемки оказанных услуг считается дата размещения в ЕИС документа о приемке, подписанного Заказчиком.
3.8. Внесение исправлений в документ о приемке, оформленный в соответствии с настоящим разделом, осуществляется путем формирования, подписания усиленными электронными подписями лиц, имеющих право действовать от имени Исполнителя и Заказчика, и размещения в ЕИС исправленного документа о приемке.
3.9. Для проверки оказанных Исполнителем услуг, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта Заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных Контрактом, может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3.10. Результаты экспертизы, проводимой экспертом или экспертной организацией, оформляются в виде заключения, которое подписывается экспертом или уполномоченным представителем экспертной организации и должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству Российской Федерации. За предоставление недостоверных результатов экспертизы, экспертного заключения или заведомо ложного экспертного заключения, за невыполнение экспертом, экспертной организацией требования ч. 3 ст. 41 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" эксперт, экспертная организация, уполномоченный представитель экспертной организации, должностные лица экспертной организации несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.11. В случае, если по результатам такой экспертизы установлены нарушения требований Контракта, не препятствующие приемке оказанных услуг, в заключении могут содержаться предложения об устранении данных нарушений, в том числе с указанием срока их устранения".
Согласно решению об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 03.05.2023 NСл-305-359510/23:
"17 апреля 2023 года Исполнитель предоставил Заказчику результат оказанных услуг, а именно передал лицензию N ААР.1001.00 на операционную систему "Альт Рабочая станция 10" арх. 64 бит на 15 (Пятнадцать) рабочих мест и сертификат технической поддержки N R2ZV-VT7H-FDPE на 12 месяцев, уровень сопровождения - "Базовый".
19 апреля 2023 г. для проверки предоставленных Исполнителем результатов оказанных услуг в части их соответствия условиям Контракта Заказчиком была проведена внутренняя экспертиза. По результатам данной экспертизы установлено несоответствие предоставленных Исполнителем результатов положениям технического задания (п. 1.1. Контракта), а именно:
1. В составе предложенной операционной системы отсутствуют следующие показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным Заказчиком требованиям:
- средства организации распределенной файловой системы;
- браузер из единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных;
- графический инструмент управления регистрацией событий, включающий в себя управление сервисом системных событий, настройку ротации событий и настройку параметров сбора системных событий. Графическое средство просмотра системных событий.
2. В параметрах предложенной технической поддержки отсутствуют запрашиваемые в техническом задании:
- канал приема запросов - телефонная связь;
- выпуск исправлений к операционной системе.
В соответствии с выводами экспертизы приемочной комиссией Министерства, созданной в целях приемки услуг по Контракту приказом Министерства от 19 апреля 2023 г. N 60, принято решение об отказе в приемке результатов оказанных Исполнителем услуг (Заключение (акт) комиссии N 1 по приемке услуг по предоставлению простой (неисключительной) лицензии по государственному контракту от 7 апреля 2023 г. N 3).
Мотивированный отказ направлен Исполнителю в предусмотренный для приемки результатов оказанных услуг срок, 24 апреля 2023 г. Крайний срок для устранения выявленных несоответствий - 2 мая 2023 г. В связи с тем, что на 3 мая 2023 г. несоответствия Исполнителем не устранены, Заказчик приходит к выводу, что поданная Исполнителем заявка на участие в электронном аукционе (заявка N 5 от 23 марта 2023 г., 16:21:19 (MSK+00:00)) содержала недостоверные сведения о предлагаемой к оказанию услуге, что позволило участнику стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя)".
Вместе с тем индивидуальный предприниматель пояснил, что считает основания заказчика для одностороннего отказа от исполнения контракта неправомерными.
Также, индивидуальный предприниматель пояснил, что разработчик операционной системы в письме N100423-1 от 10.04.2023 г подтвердил Заказчику соответствие операционной системе Альт рабочая станция заявленным характеристикам.
Представители Заказчика на заседании Комиссии Нижегородского УФАС России пояснили, что не настаивают на включение сведений об ИП Данилове С.В. в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия Нижегородского УФАС России отмечает, что за неисполнение, ненадлежащее исполнение, просрочку исполнения обязательства, предусмотренных контрактом, заказчик вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). При отказе исполнителя в добровольной оплате неустоек (штрафов, пеней), заказчик вправе истребовать оплату в судебном порядке.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом. В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
03.05.2023 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением обществом своих обязательств.
03.05.2023 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы.
Дата надлежащего уведомления - 03.05.2023 (дата размещения в единой информационной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта).
В соответствии со статьёй 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Согласно письму ФАС России от 14.03.2018 N РП/16764/18 первым днем начала исчисления срока, установленного частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, будет день, следующий за днем надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Следовательно, на одиннадцатый день с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта контракт считается расторгнутым. В случае, если последний день десятидневного срока, в рамках которого поставщик может устранить нарушения контракта, приходится на нерабочий день, то в соответствии со статьёй 193 Гражданского кодекса Российской Федерации днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Таким образом, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу и контракт расторгнут заказчиком - 16.05.2023.
Действия заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Комиссия Нижегородского УФАС России отмечает следующее:
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере государственных и муниципальных закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков, а также бюджетных учреждений от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Из анализа положений действующего законодательства в сфере государственных закупок следует, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение участников закупок, выражающееся в неправомерном нарушении положений закона.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий государственного (муниципального) контракта, которое свидетельствует о его недобросовестном поведении, совершении им умышленных действий (бездействия), в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом, ранее признанным победителем торгов, и нарушающих права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, что в итоге приводит к неэффективному использованию бюджетных средств.
В пункте 41 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017, указано, что санкция в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков влечет для участника торгов значительные неблагоприятные последствия, несоизмеримые с совершенной ошибкой, в том числе экономического характера, поскольку в будущем может ограничить права такого участника на участие в торгах по размещению государственных и муниципальных заказов.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-Пи от 21.11.2002 N 15-П, имеющей универсальный характер, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Учитывая направленность воли общества и объем исполненных обязательств, Комиссия пришла к выводу, что в рассматриваемом случае оснований для включения сведений об ИП Данилове С.В. в реестр недобросовестных поставщиков недостаточно.
Комиссия Нижегородского УФАС России отмечает, что согласно данным Единой информационной системы ИП Данилов С.В. имеет 134 исполненных контрактов в соответствии с Законом о контрактной системе.
Руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок,
решила:
Сведения, представленные Министерством экономического развития и инвестиций Нижегородской области об ИП Данилове С.В., в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии |
|
О.Ю. Швецова
|
Члены комиссии: |
|
Р.В. Кечин
|
|
|
С.В. Ражев
|
Исп.Ражев С.В./тел.+7(831)431-73-87 вн.052-703
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 23 мая 2023 г. N РНП 52-127-23-СВ
по
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.05.2023