Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия, в составе:
... - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
... - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
... - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заказчика АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ПОСЕЛОК АЛМАЗНЫЙ" МИРНИНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) (далее - АДМИНИСТРАЦИЯ МО "ПОСЕЛОК АЛМАЗНЫЙ" МИРНИНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ), заказчик): ... (Глава);
от заинтересованного лица индивидуального предпринимателя Сорокина Ивана Александрович (далее - ИП Сорокин И.А., заинтересованное лицо): ... (представитель по доверенности);
слушатели: ..., ...,
рассмотрев обращение, представленное заказчиком АДМИНИСТРАЦИЕЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ПОСЕЛОК АЛМАЗНЫЙ" МИРНИНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) об участнике закупки ИП Сорокине И.А. для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на мероприятия по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения на содержание дорог общего пользования местного значения поселения (изв. N 0116300000222000065), действуя на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", (далее- Закон о контрактной системе), пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 (далее также - Правил),
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили сведения, представленные заказчиком АДМИНИСТРАЦИЕЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ПОСЕЛОК АЛМАЗНЫЙ" МИРНИНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) об участнике закупки ИП Сорокине И.А. для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на мероприятия по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения на содержание дорог общего пользования местного значения поселения (изв. N 0116300000222000065).
В целях объективного и всестороннего рассмотрения дела в заседании Комиссии был объявлен перерыв до 16:00 22.05.2023.
Из пояснений заказчика следует, что основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта явилось ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
Из представленных письменных пояснений заинтересованного лица следует, что ИП Сорокин И.А. предпринимал все необходимые действия для исполнения контракта.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, заслушав лиц, присутствующих в деле, установила следующее:
1) 15.03.2022 года заказчиком на официальном сайте www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение N 0116300000222000065 на мероприятия по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения на содержание дорог общего пользования местного значения поселения;
2) Начальная (максимальная) цена контракта - 3 499 928,40 рублей;
3) 25.03.2022 года согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0116300000222000065, принято решение заключить контракт с ИП Сорокиным И.А. (заявка с идентификационным N 111536706).
4) 05.04.2022 г. между заказчиком и заинтересованным лицом был заключен муниципальный контракт N 01163000002220000650001 на сумму 3482428,75 рублей.
4) 24.04.2023 г заказчиком принято решение о расторжении контракта.
5) 05.05.2023 г контракт был расторгнут.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) приняла решение не включать сведения об участнике закупки ИП Сорокин И.А. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Российской Федерации по следующим основаниям.
05.04.2022 года между заказчиком и заинтересованным лицом был заключен муниципальный контракт N 01163000002220000650001.
Согласно пунктам 1.1, 1.2, 1.6 раздела 1 "Предмет и цена Контракта", муниципального контракта установлено следующее:
"1.1. В сроки, установленные настоящим Контрактом, Подрядчик должен выполнить работы по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения на содержание дорог общего пользования местного значения поселения (далее - Работы), а Заказчик обязуется принять и оплатить за выполненные Работы.
1.2. Состав и объем Работ, иные данные о Работе определяются приложениями N1 и N2 к Контракту."
1.6. Подрядчик приступает к выполнению Работ с момента заключения Контракта, и обязуется выполнять Работы по Контракту в полном объеме в срок по "31" декабря 2022 г."
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно разделу 9 Порядок расторжения Контракта установлено следующее:
"9.1. Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
9.2. По соглашению Сторон допускается расторжение Контракта, если это не противоречит законодательству Российской Федерации.
9.3. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения данного вида обязательства.
9.4. Если Заказчиком проведена экспертиза оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта может быть принято Заказчиком только при условии, что по результатам экспертизы оказанной услуги в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта.
9.5. Заказчик может в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от исполнения Контракта, уплатив Подрядчику часть установленной цены пропорционально части работ, выполненных до получения извещения об отказе Заказчика от исполнения Контракта. Заказчик также обязан возместить Подрядчику убытки, причиненные прекращением Контракта, в пределах разницы между ценой, определенной за всю работу, и частью цены, выплаченной за выполненную работу.
9.6. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях, установленных частью 15 статьи 95 Закона N44-ФЗ и относящихся к предмету Контракта.
9.7. Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступает в силу и Контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Подрядчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
9.8. Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления Подрядчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения Контракта устранено нарушение условий Контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также Заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы выполненной работы с привлечением экспертов, экспертных организаций. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения Подрядчиком условий Контракта, которые в соответствии с настоящим разделом являются основанием для одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта.
9.9. Односторонний отказ Подрядчика от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ не предусмотрен."
Учитывая изложенное, Заказчиком 24.04.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение) и размещено в Единой информационной системе 24.04.2023 (далее - ЕИС).
Пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе.
Согласно пункту 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель).
В силу пункта 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании изложенного, датой надлежащего уведомления подрядчика о принятом заказчиком решении является 24.04.2023.
24.04.2023 г. согласно представленным скриншотам ЕИС, решение об одностороннем расторжении контракта успешно доставлено в личный кабинет поставщика.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно установленному сроку по части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе ИП Сорокиным И.А. нарушения не устранены, в связи с чем решение вступило в силу и контракт считается расторгнутым 05.05.2023.
Материалами дела установлено следующее:
05.04.2022 года между заказчиком и заинтересованным лицом был заключен муниципальный контракт N 01163000002220000650001 на выполнение работ (мероприятий) по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения на содержание дорог общего пользования местного значения поселения.
Пунктом 1.1. Контракта предусмотрено, что в сроки, установленные настоящим Контрактом, Подрядчик должен выполнить работы по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения на содержание дорог общего пользования местного значения поселения (далее - Работы), а Заказчик обязуется принять и оплатить за выполненные Работы.
Согласно пункту 1.2. контракта состав и объем Работ, иные данные о Работе определяются приложениями N1 и N2 к Контракту.
В соответствии с п. 1.4. цена Контракта составляет 3 482 428,75 (три миллиона четыреста восемьдесят две тысячи четыреста двадцать восемь) рублей 75 копеек. Цена Контракта является твёрдой и определяется на весь срок исполнения Контракта, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Контрактом или законодательством Российской Федерации.
Из пояснений заинтересованного лица следует, что руководствуясь положениями настоящего Контракта, ИП Сорокин И.А. своевременно приступил к его исполнению, и до настоящего времени Подрядчиком был выполнен объём работ на сумму 1 395 237,35 рублей, работы приняты Заказчиком.
При этом, так как Контракт был заключен спустя незначительное время после начала специальной военной операции на территории Украины, в дальнейшем это повлекло за собой для Подрядчика сложности, связанные с приобретением строительных материалов, стоимость которых существенно возросла в период начала выполнения работ.
Выполнив в 2022 году объём работ, который возможно было выполнить при имеющейся цене Контракта, Подрядчиком в адрес Заказчика были направлены отчётные документы на оплату выполненных работ, на сумму 677 051,63 руб.
Согласно Акту приемки выполненных работ и не выполненных работ (поставленных товаров, оказанных услуг) от 30.01.2023:
Подрядчиком выполнены и приняты следующие виды работ на общую сумму 1 395 237,35 руб.:
1) - Стойка металлическая оцинкованная прямая 3,5 м. на сумму 55 907,00 руб.
- дорожная одежда из асфальтобетонного покрытия (механизированная очистка покрытий асфальта в июне - июле 2022 г.) на сумму 134 264,00 руб.
- замена щитков дорожных знаков: на стойках (ремонт) на сумму 54 255,00 руб.
- установка дорожных знаков ("Главная дорога" - 1 ед., "Уступите дорогу" - 1 ед., "Пешеходный переход" - 1 ед.) на сумму 54 507,00 руб.
- замена стоек дорожных знаков на сумму 73 109,75 руб.
На общую сумму 372 042,75 руб.
2) - Дорожная одежда из асфальтобетонного покрытия (механизированная очистка покрытий асфальта в апреле 2022 г.) на сумму 65 453,00 руб.
- дорожная одежда из асфальтобетонного покрытия (механизированная очистка покрытий асфальта в мае 2022 г.) на сумму 65 453,00 руб.
- пропарка водопропускных гильз (ППУ) - 215 235,57 руб.
На общую сумму 346 142,97 руб.
3) - очистка дороги от снега (октябрь 2022 г.) на сумму 36 554,00.
- распределение пескосоляной смеси или фрикционных материалов на сумму 117 000,00 руб.
На общую сумму 153 554,00 руб.
4) - Очистка дороги от снега (ноябрь 2022 г.) на сумму 107 517,00 руб.
- распределение пескосоляной смеси или фрикционных материалов на сумму 117 000,00 руб.
На общую сумму 224 517,00 руб.
5) - Дорожная одежда из асфальтобетонного покрытия (механизированная очистка покрытий асфальта в сентябре 2022 г.) на сумму 60 417,63 руб.
6) - Очистка дороги от снега (декабрь 2022 г.) на сумму 107 517,00 руб.
- распределение пескосоляной смеси или фрикционных материалов на сумму 131 046,00 руб.
На общую сумму 238 563,00 руб.
Подрядчику оплачено за следующие виды работ:
1) - Стойка металлическая оцинкованная прямая 3,5 м. на сумму 55 907,00 руб.
- дорожная одежда из асфальтобетонного покрытия (механизированная очистка покрытий асфальта в июне - июле 2022 г.) на сумму 134 264,00 руб.
- замена щитков дорожных знаков: на стойках (ремонт) на сумму 54 255,00 руб.
-
- установка дорожных знаков ("Главная дорога" - 1 ед., "Уступите дорогу" - 1 ед., "Пешеходный переход" - 1 ед.) на сумму 54 507,00 руб.
- замена стоек дорожных знаков на сумму 73 109,75 руб.
На общую сумму 372 042,75 руб.
2) - Дорожная одежда из асфальтобетонного покрытия (механизированная очистка покрытий асфальта в апреле 2022 г.) на сумму 65 453,00 руб.
- дорожная одежда из асфальтобетонного покрытия (механизированная очистка покрытий асфальта в мае 2022 г.) на сумму 65 453,00 руб.
- пропарка водопропускных гильз (ППУ)-215 235,57 руб.
На общую сумму 346 142,97 руб.
Оплата проведена в объеме на сумму: 718 185 (семьсот восемнадцать тысяч сто восемьдесят пять) рублей 72 копеек;
Работы выполнены, надлежащего качества, в соответствии с описанием объекта закупки.
Подрядчику не оплачены следующие виды работ на общую сумму 677 051,63 руб.:
1) - очистка дороги от снега (октябрь 2022 г.) на сумму 36 554,00.
- распределение пескосоляной смеси или фрикционных материалов на сумму 117 000,00 руб.
На общую сумму 153 554,00 руб.
2) - Очистка дороги от снега (ноябрь 2022 г.) на сумму 107 517,00 руб.
- распределение пескосоляной смеси или фрикционных материалов на сумму 117 000,00 руб.
На общую сумму 224 517,00 руб.
3) - Дорожная одежда из асфальтобетонного покрытия (механизированная очистка покрытий асфальта в сентябре 2022 г.) на сумму 60 417,63 руб.
4) - Очистка дороги от снега (декабрь 2022 г.) на сумму 107 517,00 руб.
- распределение пескосоляной смеси или фрикционных материалов на сумму 131 046,00 руб.
На общую сумму 238 563,00 руб.
В соответствии с ведомостью дефектов по содержанию дорог общего пользования местного значения поселения в Приложении 1. Описание объекта закупки контракта в летний период Подрядчик не выполнил следующие виды работ:
1) механизированная очистка покрытий асфальта (2 раза в месяц) - в августе;
2) разметка проезжей части краской сплошной линией - в августе;
3) нанесение линии горизонтальной дорожной разметки краской со световозвращающими элементами на дорожное покрытие - в августе;
4) восстановление асфальтового покрытия дорог - в июле-августе.
Согласно поступившим в материалы дела документам от заказчика, подрядчику были выставлены требования о начислении неустойки N 0928 от 11.10.2022, N 0961 от 17.10.2022, N 1010 от 28.10.2022, N 1070 от 11.11.2022, N 1126 от 24.11.2022, N 0039 от 18.01.2023, N 0413 от 04.04.2023.
Согласно пункту 6.3.2. контракта "Штраф начисляется за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом. Штраф устанавливается в размере 174 121,44 (сто семьдесят четыре тысячи сто двадцать один) рубль 44 копейки."
Из пояснений представителя заказчика следует, что заказчиком на 31.12.2022 было выявлено пять фактов неисполнения обязательств, предусмотренных контрактом, в связи с этим сумма штрафов была рассчитана следующим образом: 174 121,44 рублей *5 = 870 607,20 (восемьсот семьдесят тысяч шестьсот семь) рублей 20 копеек. Итого, сумма штрафов по контракту составила 870 607,20 рублей. (Указанное также следует из Акта приемки выполненных работ и не выполненных работ (поставленных товаров, оказанных услуг) от 30.01.2023.)
Вместе с тем, сумма в размере 677 051,63 рублей не была оплачена заказчиком, а была погашена в счет начисленной заказчиком неустойки путем взаимозачета, на основании пункта 3.2 контракта, согласно которому в случае начисления Заказчиком неустойки (штрафов, пеней) Подрядчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий Контракта Заказчик вправе произвести оплату по Контракту с удержанием суммы начисленной и неисполненной Подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней). При этом, остаточный долг за Подрядчиком по начисленным штрафам составил 193 555,57 рублей.
Так, согласно сведениям с ЕИС:
Стороны пояснили что оплата по настоящему контракту является предметом судебного разбирательства в Арбитражном суде Республики Саха (Якутия) по делу NА58-3304/2023.
12.04.2023 года в адрес ИП Сорокина И.А. поступил от Заказчика проект соглашения о расторжении Контракта, содержащий в себе условия исполнения финансовых обязательств между сторонами, а именно:
"п. 2.6: Долг за Подрядчиком по начисленным штрафам составил 193 555,57 руб.";
"п. 3: Настоящее соглашение вступает в силу и Контракт считается расторгнутым с момента уплаты Подрядчиком начисленных штрафов в размере 194 555,57 руб. в течение 15 календарных дней".
В качестве протокола разногласий к Соглашению о расторжении Контракта, Подрядчик предложил Заказчику исключить пункты, связанные с долговыми обязательствами сторон (исключив пункты 2.3., 2.4., 2.6., 3), сохраняя право на разбирательство в указанной части в Арбитражном суде Республики Саха (Якутия).
19.04.2023 г. исх. N 0489 заказчик направил Подрядчику письмо о невозможности исключения вышеуказанных пунктов из Соглашения о расторжении, и уведомил о том, что контракт будет расторгнут в одностороннем порядке.
Комиссия Якутского УФАС России отмечает, что вышеуказанный проект соглашения о расторжении Контракта был подписан Заказчиком. Таким образом, последний допустил для себя возможность расторгнуть Контракт по соглашению сторон.
Между тем, 24.04.2023 года Заказчиком было вынесено решение о расторжении Контракта в одностороннем порядке.
Комиссией Якутского УФАС России установлено, что 30.03.2023 года заказчиком в единой информационной системе была размещена закупка N 0116300000223000073 с начальной (максимальной) ценой Контракта 3 500 000,00 руб. на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного назначения (то есть выполнение тех работ, которые ИП Сорокин И.А. должен был выполнить в рамках заключенного Контракта).
21.04.2023 г. по итогам проведения конкурентных процедур между заказчиком и ПАО "Алроса" был заключен контракт на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного назначения.
Таким образом, до вынесения решения о расторжении контракта с ИП Сорокиным И.А., заказчик заключил новый контракт с ПАО "Алроса" на выполнение тех же самых работ, что было подтверждено заказчиком в ходе рассмотрения дела Комиссией Якутского УФАС России.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Письмом от 27.01.2023 г. (Исх. N27-01) подрядчик сообщил заказчику, что значительная часть материалов, необходимых для выполнения работ, была приобретена Подрядчиком, но не может быть задействована в настоящий момент (на период января 2023 г.) по причине низких температурных условий. При наступлении более благоприятных метеорологических условий (при потеплении), Подрядчик обязался продолжить работы.
Таким образом, заключив 21.04.2023 г. контракт с ПАО "Алроса", заказчик не предоставил заинтересованному лицу возможности устранения недостатков работ, выявленных при исполнении контракта, что привело к нарушению порядка принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, ИП Сорокиным И.А. были приняты меры к исполнению вышеуказанного контракта, что отражается в предоставленных документах.
В материалы дела ИП Сорокиным И.А. также представлены реестровые номера заключённых и исполненных государственных контрактов, информация о которых содержится в единой информационной системе.
Часть 2 статьи 104 Закона о контрактной системе устанавливает, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В силу подпунктов "а", "б" пункта 13 Правил N 1078 не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), осуществляет следующую совокупность действий:
а) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона, при этом:
орган контроля устанавливает информацию о лицах, указанных в пункте 3 части 3 статьи 104 Федерального закона;
орган контроля на основании мотивированного запроса в письменной форме вправе запрашивать и получать информацию и документы, необходимые для рассмотрения обращения и проведения таких проверок;
рассмотрение обращения и проведение таких проверок осуществляются органом контроля на коллегиальной основе на заседании комиссии (инспекции) по проведению плановой (внеплановой) проверки, созданной в соответствии с пунктом 4 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2020 г. N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений";
заказчик, участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе участвовать в заседании комиссии (инспекции) органа контроля;
заказчик вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта);
участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие отсутствие фактов его недобросовестности при заключении контракта или при исполнении контракта;
проведение внеплановой проверки осуществляется в порядке, установленном в соответствии с частью 2 статьи 99 Федерального закона, и с учетом настоящих Правил.
б) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Согласно пункту 15 Правил N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Учитывая приведенные выше обстоятельства, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), рассмотрев обстоятельства и факты дела, поведение лица, направленное на исполнение контрактных обязательства, провела оценку всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи и считает, что заинтересованное лицо не подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Российской Федерации.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
Согласно поступившим в материалы дела документам от заказчика, подрядчику были выставлены требования о начислении неустойки N 0928 от 11.10.2022, N 0961 от 17.10.2022, N 1010 от 28.10.2022, N 1070 от 11.11.2022, N 1126 от 24.11.2022, N 0039 от 18.01.2023, N 0413 от 04.04.2023.
Согласно пункту 10 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе в реестр контрактов включаются следующие информация и документы: информация об исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта), в том числе информация о стоимости исполненных обязательств (об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта), о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, стороной контракта, заключение по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (отдельного этапа исполнения контракта) (в случае привлечения заказчиком для проведения экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги экспертов, экспертных организаций).
В соответствии с частью 3 статьи 103 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 - 7, 9, 12 и 14 части 2 настоящей статьи информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом были внесены изменения в условия контракта, заказчики направляют в указанный орган информацию, которая предусмотрена частью 2 настоящей статьи и в отношении которой были внесены изменения в условия контракта, в течение пяти рабочих дней с даты внесения таких изменений. В порядке, установленном в соответствии с частью 6 настоящей статьи, в указанный орган направляется информация, указанная в пунктах 10 и 11 части 2 настоящей статьи, не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем соответственно исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта, а информация, предусмотренная пунктом 13 части 2 настоящей статьи, не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем подписания документа о приемке. При этом, если в соответствии с настоящим Федеральным законом контракт, документ о приемке, соглашение об изменении контракта, соглашение о расторжении контракта, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта подписаны с использованием единой информационной системы, такие документы, а также информация, содержащаяся в них и подлежащая включению в реестр контрактов, направляется с использованием единой информационной системы для включения в реестр контрактов в порядке, установленном в соответствии с частью 6 настоящей статьи, не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем подписания таких контракта, соглашений, вступления в силу решения, в день подписания документа о приемке.
Проанализировав сведения, размещенные в ЕИС, Комиссия антимонопольного органа установила, что заказчиком в ЕИС не размещены сведения о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, стороной контракта, что нарушает положения части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.31 КоАП РФ.
В связи с изложенным, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьи 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Якутского УФАС России,
р е ш и л а:
1. Сведения, представленные заказчиком АДМИНИСТРАЦИЕЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ПОСЕЛОК АЛМАЗНЫЙ" МИРНИНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) об участнике закупки ИП Сорокине И.А. для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на мероприятия по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения на содержание дорог общего пользования местного значения поселения (изв. N 0116300000222000065) не включать.
2. Признать заказчика АДМИНИСТРАЦИЮ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ПОСЕЛОК АЛМАЗНЫЙ" МИРНИНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ САХА нарушившим часть 3 статьи 103 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. По результатам внеплановой проверки предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя Комиссии _
Члены Комиссии _
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 22 мая 2023 г. N 014/06/104-774/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.05.2023