Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителей по доверенности:
от Заказчика - Администрация муниципального образования Большеколпанское сельское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области: Кондратьева Е.А.,
в отсутствие представителей от Заявителя, извещенного о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 5077-ИП/23 от 14.05.2023) на положения извещения при проведении открытого конкурса в электронной форме "Ремонт дворовой территории по адресу: Ленинградская область, д. Малые Колпаны, ул. Западная у д.15".
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено 27.04.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 319 928 рублей.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс) (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующими правилами:
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе определено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом. Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе размещается заказчиками в виде электронного документа.
Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Частью 8 той же статьи предусмотрено, что Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 2604, Положения) установлен порядок оценки заявок участников открытого конкурса в электронной форме.
Так, следуя пункту 3 Постановления Правительства N 2604, законодателем установлены следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Согласно доводам жалобы Заявитель указывает, что, по его мнению, Заказчиком установлены требования к составу заявки на участие в электронном конкурсе, нарушающие положения Закона о контрактной системе и Постановления Правительства N 2604.
Комиссией установлено, что порядком рассмотрения и оценки заявок участников по нестоимостному критерию оценки "Характеристики объекта закупки" предусмотрены, в том числе следующие положения:
2. |
Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки |
20 % |
качественные характеристики объекта закупки |
100 % |
характеристика N 1 (осуществление своевременного контроля качества выполнения работ/оказания услуг) |
100 % |
Оценка заявок осуществляется по шкале оценки в соответствии с пунктом 23 Положения |
3. |
Квалификация участников закупки |
20% |
наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта |
100 |
Характеристика квалификации участников закупки N 1 (Общая цена исполненных участником закупки договоров) |
100% |
Оценка заявок осуществляется по формуле, предусмотренной подпунктом б) пункта 20 Положения, утвержденного Постановлением N 2604. |
N |
Наименование критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки, при применении которого устанавливается положение, предусмотренное графой 3 |
Положение о применения критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки |
|||||||||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
|||||||||||||||||||||||||||||
2. |
критерий "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" |
Оценка заявки (части заявки) по критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по показателю оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", умноженного на значимость показателя оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки". При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов. |
|||||||||||||||||||||||||||||
2.1. |
показатель оценки "Качественные характеристики объекта закупки" |
Оценка заявки (части заявки) по показателю оценки "Качественные характеристики объекта закупки" определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов. |
|||||||||||||||||||||||||||||
2.1.1 |
характеристика N 1 (осуществление своевременного контроля качества выполнения работ/оказания услуг) |
Для оценки заявки (части заявки) по детализирующему показателю оценки "характеристика N 1 (осуществление своевременного контроля качества выполнения работ/оказания услуг)" в соответствии с пунктом 19 Положения Заказчиком установлен перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке. В предложении участника электронного конкурса по осуществлению своевременного контроля качества выполнения работ/оказания услуг необходимо предоставить следующий перечень сведений: методы, направленные на контроль качества результата выполненных работ/оказанных услуг, методы по внутреннему контролю за состоянием уровня безопасности на объекте; методы контроля за устранением недостатков при выполнении работ/оказании услуг, указанных заказчиком, и методы контроля за действиями непосредственных исполнителей (подрядчиков). При указании в предложении участника электронного конкурса по осуществлению своевременного контроля качества выполнения работ/оказания услуг сведений о методах внутреннего контроля за состоянием уровня безопасности на объектах заказчика, участнику электронного конкурса необходимо указать в том числе комплекс действий (мер), совершаемых ответственными должностными лицами участника электронного конкурса по проверке соблюдения работниками участника электронного конкурса возложенных на них обязанностей при исполнении контракта. Проверки, проводимые ответственными должностными лицами участника электронного конкурса при проведении мероприятий по внутреннему контролю за состоянием уровня безопасности на объекте, должны подразделяться на следующие виды: плановые; внеплановые. Предложение участника электронного конкурса по осуществлению своевременного контроля качества выполнения работ/оказания услуг, содержащее описание свойств объекта закупки в соответствии с требованиями, установленными в настоящем пункте (в настоящем порядке оценки), должно разрабатываться участником электронного конкурса на основе Описания объекта закупки и приложений к нему, являющимся его неотъемлемой частью, а также с учетом требований нормативно-правовых актов. Предложение участника электронного конкурса по осуществлению своевременного контроля качества выполнения работ/оказания услуг, содержащее описание свойств объекта закупки в соответствии с требованиями, установленными в настоящем пункте (в настоящем порядке оценки), должно отвечать всем требованиям, указанным в Описании объекта закупки и приложениях к нему, в том числе нормативно-правовым актам, указанным в Описании объекта закупки. При формировании предложения участника электронного конкурса по осуществлению своевременного контроля качества выполнения работ/оказания услуг, содержащее описание свойств объекта закупки в соответствии с требованиями, установленными в настоящем пункте (в настоящем порядке оценки), участник электронного конкурса должен не повторить требования Описания объекта закупки со всеми его приложениями и/или положения нормативной документации, а представить описание свойств объекта закупки с учетом соответствующих требований/положений и имеющихся у участника электронного конкурса конкурентных качеств. Предложение участника электронного конкурса по осуществлению своевременного контроля качества выполнения работ/оказания услуг, содержащее описание свойств объекта закупки в соответствии с требованиями, установленными в настоящем пункте (в настоящем порядке оценки), может быть представлено по форме "Качественные характеристики объекта закупки":
Форма "Качественные характеристики объекта закупки" является рекомендуемой. Участник электронного конкурса вправе оформить сведения, предусмотренные настоящей формой в отличном от нее виде, но содержащей все сведения, предусмотренные настоящей формой, в соответствии с требованиями, установленными в настоящем пункте (в настоящем порядке оценки). Инструкция по заполнению формы "Качественные характеристики объекта закупки": Предложение участника электронного конкурса по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", содержащее описание свойств объекта закупки в соответствии с требованиями, установленными части III "Отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, предусмотренных разделом II настоящего документа" Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме (Приложение 4 к извещению о проведении электронного конкурса, далее - Порядок оценки заявок), должно разрабатываться участником электронного конкурса на основе Описания объекта закупки и приложений к нему, являющимся его неотъемлемой частью, а также с учетом требований нормативно-правовых актов. Предложение участника электронного конкурса по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", содержащее описание свойств объекта закупки в соответствии с требованиями, установленными в части III Порядка оценки заявок, должно отвечать всем требованиям, указанным в Описании объекта закупки и приложениях к нему, в том числе нормативно-правовым актам, указанным в Описании объекта закупки. В случае наличия в составе заявки предложения участника электронного конкурса по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", информация о предложении включается в условия контракта. Для формирования предложения участника электронного конкурса по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", участник электронного конкурса вправе воспользоваться формой "Качественные характеристики объекта закупки". Инструкция по заполнению столбца 1 формы "Качественные характеристики объекта закупки": указывается номер строки в формате "Строка 1", "Строка 2", "Строка 3" и т.д. Инструкция по заполнению столбца 2 формы "Качественные характеристики объекта закупки": указывается наименование объекта закупки. Инструкция по заполнению столбца 3 формы "Качественные характеристики объекта закупки": указывается наименование свойства объекта закупки, по которому участником электронного конкурса предполагается сделать описание. Инструкция по заполнению столбца 4 формы "Качественные характеристики объекта закупки": указываются сведения по соответствующему свойству объекта закупки, указанному в столбце 3 этой же строки в соответствии с требованиями, установленными в части III Порядка оценки заявок. Инструкция по заполнению формы "Качественные характеристики объекта закупки" (общие положения): в рамках одной строки участнику электронного конкурса необходимо описывать только одно свойство объекта закупки, при этом все столбцы должны быть заполнены строго в соответствии с настоящей инструкцией. Форма "Качественные характеристики объекта закупки" является рекомендуемой. Участник электронного конкурса вправе оформить сведения, предусмотренные настоящей формой в отличном от нее виде, но содержащей все сведения, предусмотренные настоящей формой, в соответствии с требованиями, установленными в части III Порядка оценки заявок. Предложение участника электронного конкурса о качественных характеристиках объекта закупки, содержащее описание свойств объекта закупки в соответствии с требованиями, установленными в части III Порядка оценки заявок, должно быть однозначным и не должно допускать двусмысленных толкований, содержать слов "должен", "будет", "обязан", "можно", "возможно", "вероятно" и их производные. При формировании Предложение участника электронного конкурса о качественных характеристиках объекта закупки, содержащее описание свойств объекта закупки в соответствии с требованиями, установленными в части III Порядка оценки заявок, участник электронного конкурса должен не повторять требования Описания объекта закупки со всеми его приложениями и/или положения нормативной документации, а представить описание свойств объекта закупки с учетом соответствующих требований/положений и имеющихся у участника электронного конкурса конкурентных качеств. При оценке предложения участника электронного конкурса по осуществлению своевременного контроля качества выполнения работ/оказания услуг, содержащее описание свойств объекта закупки в соответствии с требованиями, установленными в настоящем пункте (в настоящем порядке оценки), соответствующие сведения считаются представленными, если такие сведения отвечают всем соответствующим требованиям Заказчика, установленным в настоящем порядке оценки, вне зависимости от степени детализации таких сведений. При этом, информация, содержащаяся в рамках описания одного свойства объекта закупки, но относящаяся к другому свойству объекта закупки, не учитывается при оценке заявки участника электронного конкурса.
Для оценки заявок по детализирующему показателю оценки "характеристика N 1 (осуществление своевременного контроля качества выполнения работ/оказания услуг)" в соответствии с пунктом 23 Положения применяется следующая шкала оценки:
Шкала оценки заявок по детализирующему показателю оценки "характеристика N 1 (осуществление своевременного контроля качества выполнения работ/оказания услуг)"
В случае отсутствия в составе заявки участника электронного конкурса предложения участника электронного конкурса по осуществлению своевременного контроля качества выполнения работ/оказания услуг, содержащее описание свойств объекта закупки в соответствии с требованиями, установленными в настоящем пункте (в настоящем порядке оценки), заявка (часть заявки) участника электронного конкурса по детализирующему показателю оценки "характеристика N 1 (осуществление своевременного контроля качества выполнения работ/оказания услуг)" оценивается в 0 баллов. В случае если, предложение участника электронного конкурса по осуществлению своевременного контроля качества выполнения работ/оказания услуг, содержащее описание свойств объекта закупки, не соответствует требованиям, установленным в настоящем пункте (в настоящем порядке оценки), и/или требованиям Описания объекта закупки, и/или приложений к нему, и/или положениям нормативной документации, заявка (часть заявки) участника электронного конкурса по детализирующему показателю оценки "характеристика N 1 (осуществление своевременного контроля качества выполнения работ/оказания услуг)" оценивается в 0 баллов. |
|||||||||||||||||||||||||||||
3. |
Характеристика квалификации участников закупки N 1 (Общая цена исполненных участником закупки договоров) показателя "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" критерия оценки "квалификация участников закупки" |
Для оценки по характеристике квалификации участников закупки N 1 (Общая цена исполненных участником закупки договоров) показателя "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" критерия оценки "квалификация участников закупки" в соответствии с пунктом 28 Положения Заказчиком установлены: 1) Предмет договора (договоров), сопоставимый с предметом контракта - работы по благоустройству территории. 2) перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта: - исполненный договор (договоры) со всеми приложениями, изменениями, дополнительными соглашениями (за исключением проектной документации), акт (акты) приемки выполненных работ, составленные при исполнении такого договора (договоров); При этом, последний акт, составленный при исполнении договора (-ов), должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в настоящей закупке; Участнику закупки также рекомендуется предоставить реестр исполненных договоров, который может содержать следующую информацию: сведения о номерах, датах заключения и предметах договоров, а также следующую информацию о таких договорах: сведения о наименованиях заказчиков и их идентификационных номерах налогоплательщиков; сведения о наименовании исполнителя (с учетом правопреемственности); сведения о ценах договоров в российских рублях; сведения о датах начала и окончания исполнения участником закупки обязательств по договорам; сведения о номерах записей исполненных договоров из реестра контрактов (при наличии). К оценке принимаются документы, предусмотренные настоящим пунктом, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями. Документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. К оценке принимаются исполненные без применения неустоек участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с 44-ФЗ. К оценке принимаются исключительно исполненные договоры, при исполнении которых поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек). Для Заказчика лучшим является наибольшее значение характеристики квалификации участников закупки N 1 (Общая цена исполненных участником закупки договоров) показателя "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" критерия оценки "квалификация участников закупки". Значение количества баллов по характеристике квалификации участников закупки N 1 показателя "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" (БХi) присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "квалификация участников закупки", и рассчитывается по формуле:
где: Хi - значение характеристики квалификации участников закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по характеристике квалификации участников закупки; где Хmin - минимальное значение показателя, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии Законом о контрактной системе оценке по характеристике квалификации участников закупки где Хmax - максимальное значение показателя, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии Законом о контрактной системе оценке по характеристике квалификации участников закупки Под значением характеристики квалификации участников закупки N 1 понимается Общая цена исполненных участником закупки договоров, соответствующих требованиям, установленным в настоящем пункте, в российских рублях. |
В соответствии с пунктом 16 Положения оценки заявок для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
Пунктом 17 Постановления Правительства N 2604 предусмотрено, что для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 16 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки.
Если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, не определяется количественным значением, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливается перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке (пункт 19 Постановления Правительства N 2604).
Пунктом 22 Положения определено, что в случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов, а также в случае, если характеристика не определяется количественным значением, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "Характеристики объекта закупки", по шкале оценки. При этом документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются значения количества баллов, присваиваемые за предлагаемое (предлагаемые) участником закупки количественное значение (значения) характеристики объекта закупки или предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки.
В соответствии с пунктом 23 Положения, если в случае, указанном в пункте 22 настоящего Положения, предусматривается оценка наличия или отсутствия характеристики объекта закупки, шкала оценки должна предусматривать присвоение:
а) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение о наличии характеристики объекта закупки, а при отсутствии характеристики объекта закупки - 0 баллов (если лучшим является наличие характеристики объекта закупки);
б) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение об отсутствии характеристики объекта закупки, а при наличии характеристики - 0 баллов (если лучшим является отсутствие характеристики объекта закупки).
Таким образом, Положением предусмотрено, что в рамках нестоимостного критерия "Характеристики объекта закупки" устанавливается один или несколько показателей, в рамках которого (которых) устанавливается детализирующий показатель (показатели), в соответствии с которым Заказчиком оцениваются одно или несколько свойств объекта закупки и для каждого детализирующего показателя устанавливается количество начисляемых баллов.
Из указанного порядка рассмотрения и оценки заявок следует, что для оценки заявки (части заявки) по детализирующему показателю оценки "характеристика N 1 (осуществление своевременного контроля качества выполнения работ/оказания услуг)" Заказчиком установлен перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке.
В предложении участника электронного конкурса по осуществлению своевременного контроля качества выполнения работ/оказания услуг необходимо предоставить следующий перечень сведений: методы, направленные на контроль качества результата выполненных работ/оказанных услуг, методы по внутреннему контролю за состоянием уровня безопасности на объекте; методы контроля за устранением недостатков при выполнении работ/оказании услуг, указанных заказчиком, и методы контроля за действиями непосредственных исполнителей (подрядчиков).
При этом, порядком оценки также предусмотрено:
Для оценки заявок по детализирующему показателю оценки "характеристика N 1 (осуществление своевременного контроля качества выполнения работ/оказания услуг)" в соответствии с пунктом 23 Положения применяется следующая шкала оценки:
Шкала оценки заявок по детализирующему показателю оценки "характеристика N 1 (осуществление своевременного контроля качества выполнения работ/оказания услуг)"
Уровень шкалы |
Значение критерия |
Количество присуждаемых баллов |
1. |
Отсутствие в составе заявки (части заявки) предложения участника электронного конкурса по осуществлению своевременного контроля качества выполнения работ/оказания услуг либо предоставление предложения участника электронного конкурса по осуществлению своевременного контроля качества выполнения работ/оказания услуг, не соответствующего требованиям, установленным в настоящем пункте (в настоящем порядке оценки), и/или требованиям Описания объекта закупки, и/или приложений к нему, и/или положениям нормативной документации |
0 |
2. |
Наличие предложения участника электронного конкурса по осуществлению своевременного контроля качества выполнения работ/оказания услуг, соответствующего требованиям, установленным в настоящем пункте (в настоящем порядке оценки), и/или требованиям Описания объекта закупки, и/или приложений к нему, и/или положениям нормативной документации |
100 |
То есть, из порядка оценки следует, что в отношении детализирующего показателя "характеристика N 1 (осуществление своевременного контроля качества выполнения работ/оказания услуг)" Заказчиком будет оцениваться наличие или отсутствие предложения участника электронного конкурса, которое в свою очередь должно содержать следующие сведения:
- методы, направленные на контроль качества результата выполненных работ/оказанных услуг;
- методы по внутреннему контролю за состоянием уровня безопасности на объекте;
- методы контроля за устранением недостатков при выполнении работ/оказании услуг, указанных заказчиком;
- методы контроля за действиями непосредственных исполнителей (подрядчиков)
При этом, порядком оценки также установлено, что при указании в предложении участника электронного конкурса по осуществлению своевременного контроля качества выполнения работ/оказания услуг сведений о методах внутреннего контроля за состоянием уровня безопасности на объектах заказчика, участнику электронного конкурса необходимо указать в том числе комплекс действий (мер), совершаемых ответственными должностными лицами участника электронного конкурса по проверке соблюдения работниками участника электронного конкурса возложенных на них обязанностей при исполнении контракта. Проверки, проводимые ответственными должностными лицами участника электронного конкурса при проведении мероприятий по внутреннему контролю за состоянием уровня безопасности на объекте, должны подразделяться на следующие виды: плановые; внеплановые.
Проанализировав положения порядка оценки, Комиссия пришла к следующим выводам.
Комиссия отмечает, что в нарушение пункта 22 Положения "Предложение о наличии характеристики объекта закупки", "Предложение об отсутствии характеристики объекта закупки" не являются свойствами объекта закупки.
Кроме того, Заказчик требует от каждого потенциального участника закупки описать в структурированном формате о том, как он будет исполнять контракт (указать комплекс действий (мер), совершаемых ответственными должностными лицами участника электронного конкурса по проверке соблюдения работниками участника электронного конкурса возложенных на них обязанностей при исполнении контракта), для получения максимального количества баллов.
Установленная шкала оценки не могла быть применена Заказчиком на основании п. 22 и 23 Положения и не позволяет выявить лучшее предложение условий исполнения контракта, поскольку указанная шкала является непропорциональной, отсутствует зависимость между представленными сведениями и количеством начисляемых баллов и является субъективной.
Например:
- если один из участников закупки представит сведения о качественных характеристиках в отношении всех 4 запрашиваемых Заказчиком сведений, кроме одной, то заявке такого участника закупки будет начислено 0 баллов в соответствии со шкалой оценки;
- если другой участник закупки не представит никаких сведений по показателю, то заявке такого участника также будет начислено 0 баллов.
Таким образом, несмотря на тот факт, что один из участников закупки очевидно представил больше сведений о качественных характеристика объекта закупки, описал большее количество выполненных работ и большее количество задач, заявке будет присвоено столько же баллов, как и другому участнику закупки, в заявке которого вовсе они не представлены, так как начисление баллов будет происходить исключительно за полный объем требуемых сведений, что не позволяет участникам, допустивших техническую ошибку в каком либо описании одного из показателей, но предоставивших весь остальной требуемый объем сведений, получить хоть какое-то количество баллов пропорционально предоставленному объему.
Кроме того, Комиссия считает, что само по себе описание того, как будет выполняться контракт (в том числе детализировано, структурированно и подробно) не свидетельствует о том, что участник действительно обладает подобным свойством, вместе с тем его заявке будет присвоено 100 баллов и не позволяет выявить лучшее предложение условий исполнения контракта.
Более того, Комиссия считает, что буквальная трактовка пункта 22 Положения свидетельствует о том, что при его использовании баллы присваиваются за предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки.
Согласно толковому словарю Ожегова. С.И.: "СВОЙСТВО, -а, ср. Качество, признак, составляющий отличительную особенность кого-чего-н".
Анализ извещения позволяет сделать вывод, что в нем под свойством объекта закупки понимается наличие или отсутствие предложения о качественных характеристиках объекта закупки по всем стадиям оказания услуг, при этом наличие предложения участника о том, как будут оказываться услуги или отсутствие предложения участника о том, как будут оказываться услуги не является каким-либо "конкурентным преимуществом", поскольку в любом случае, исполнитель обязан будет выполнять их в полном объеме, с тем качеством, которое установлено Заказчиком при описании объекта закупки.
Само по себе многостраничное описание как потенциальный участник будет выполнять работы или оказывать услуги не имеет значение, поскольку закупка проводится для удовлетворения нужд Заказчика и не является свойством в понимании дефиниции п. 22 Положения.
Дополнительно, Комиссия Ленинградского УФАС выявила, что баллы по данному показателю не будут присваиваться если: "В случае если, предложение участника электронного конкурса по осуществлению своевременного контроля качества выполнения работ/оказания услуг, содержащее описание свойств объекта закупки, не соответствует требованиям, установленным в настоящем пункте (в настоящем порядке оценки), и/или требованиям Описания объекта закупки, и/или приложений к нему, и/или положениям нормативной документации, заявка (часть заявки) участника электронного конкурса по детализирующему показателю оценки "характеристика N 1 (осуществление своевременного контроля качества выполнения работ/оказания услуг)" оценивается в 0 баллов".
С использованными формулировками извещения, Ленинградскому УФАС России и потенциальным участникам не представляется возможным определить истинные требования и потребности Заказчика.
По мнению Комиссии, упоминание потенциальным участникам на то, что все работы (услуги) будут выполнены (оказаны) в соответствии со всеми требованиями, указанными в извещении, и/или в соответствии с нормативными документами с нормативными документами, указанными в Техническом задании, не может рассматриваться как непредставление описания со стороны участников.
Причины, по которым, Заказчик не будет учитывать такое описание, не раскрыты в извещении, не были они даны и во время заседания Комиссии Ленинградского УФАС.
Техническим заданием (ТЗ) - называется документ, в котором описаны требования, предъявляемые заказчиком к товарам, работам или услугам. В ТЗ должно содержаться подробное описание и характеристики товара/работ/услуг и сроки поставки/выполнения/оказания. Из ТЗ должно быть однозначно понятно, в каких работах нуждается заказчик, а требования в нем указываются понятно и доступно.
Фактически в настоящем деле, Заказчик, с одной стороны, в Проекте Контракта указывает, что нуждается в спорных работах в соответствии с нормативными документами, вместе с тем если участник укажет или упомянет про выполнение данных работ, то Заказчик оценит заявку по данному неценовому критерию в 0 баллов, поскольку будет считать описание полностью непредставленным.
Вышеуказанная практика подтверждена Арбитражным судом Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу А56-9711/2022 (стр. 8 судебного акта), с участием Ленинградского УФАС России.
Дополнительно, Заказчик требует от потенциальных участников представить сведения в строгом соответствии с инструкцией.
С одной стороны, в Извещении указано, что: "Форма "Качественные характеристики объекта закупки" является рекомендуемой".
С другой стороны, в Извещении также указано: "Инструкция по заполнению формы "Качественные характеристики объекта закупки" (общие положения): в рамках одной строки участнику электронного конкурса необходимо описывать только одно свойство объекта закупки, при этом все столбцы должны быть заполнены строго в соответствии с настоящей инструкцией".
Таким образом, Заказчик, зная позицию антимонопольного органа по вопросу предоставления заявок в определённых формах, табличках и т.д. в извещении указывает, что это рекомендуемая форма, но заполнение по инструкции является обязательным условием, на что дополнительно указывают такие требования Инструкции как: "Инструкция по заполнению столбца 1 формы "Качественные характеристики объекта закупки": указывается номер строки в формате "Строка 1", "Строка 2", "Строка 3" и т.д.
Инструкция по заполнению столбца 2 формы "Качественные характеристики объекта закупки": указывается наименование объекта закупки.
Инструкция по заполнению столбца 3 формы "Качественные характеристики объекта закупки": указывается наименование свойства объекта закупки, по которому участником электронного конкурса предполагается сделать описание.
Инструкция по заполнению столбца 4 формы "Качественные характеристики объекта закупки": указываются сведения по соответствующему свойству объекта закупки, указанному в столбце 3 этой же строки в соответствии с требованиями, установленными в части III Порядка оценки заявок".
Также описание свойства не может регулироваться подобными требованиями с запретами со стороны Заказчика, а именно: "предложение должно быть однозначным и не должно допускать двусмысленных толкований, содержать слов "должен", "будет", "обязан", "можно", "возможно", "вероятно" и их производные".
Комиссия Ленинградского УФАС России приходит к выводу, что фактически подобное субъективное восприятие предложений участников со стороны Заказчика направлено на не на поиск лучшего предложения, а лишь позволяют выискивать на 200-300страничных предложениях неточности, для формального присвоения "неугодным" участникам 0 баллов.
Исходя из чего, Управление считает, что подобный порядок оценки не нацелен на обеспечение принципа привлечения большего количества участников и выявления наилучшего предложения. Комиссия дополнительно отмечает, что в извещении не раскрываются ряд дефиниций, используемых Заказчиком, а извещение Заказчика не раскрывает все структурные элементы, из которых она состоит, как и имеет явные диспропорции по показателям.
На основании чего, в действиях Заказчика усматривается нарушение требований пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Блиновой Н. А. обоснованной;
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе;
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены протоколов и внесением изменений в извещение об осуществлении закупки;
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 19 мая 2023 г. N 047/06/42-1103/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.05.2023