Инспекция Ленинградского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция) в составе:
в присутствии представителей по доверенности:
от Заказчика - КГУ ЛО "Центр безопасности дорожного движения":
от Уполномоченного органа: Комитет государственного заказа Ленинградской области:
в отсутствии представителя ИП Блинова Надежда Алексеевна, уведомленного надлежащим образом,
по информации, поступившей в Ленинградское УФАС России, на основании приказа руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области N 317 от 08.08.2022 (далее - Приказ) и в соответствии с пп. "б" п. 1 ч. 3 ст. 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним Уведомление о проведении внеплановой камеральной проверки решений и выданных предписаний, представлений" (далее - Постановление Правительства РФ N 1576) в целях контроля соблюдения требований Закона о контрактной системе провела внеплановую камеральную проверку действий (бездействия) Заказчика.
В ходе проведения внеплановой проверки Инспекция
УСТАНОВИЛА:
02.05.2023 на официальном сайте ЕИС размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0145200000423000595 на выполнение работ по оснащению стационарных рубежей автоматической фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения Российской Федерации.
Начальная (максимальная) цена контракта - 127 000 000,00 рублей.
На основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующим основаниям:
2) получение информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в том числе:
а) заявления, сообщения физического лица, юридического лица либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц, в которых указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
б) обнаружение контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
в) сообщение средства массовой информации, в котором указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
16.05.2023 Управление на основании ст. 99 Закона о контрактной системе приняло решение провести внеплановую проверку по данной закупке.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион) (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В силу положений пунктов 1,2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
I) По вопросу наличия недостоверной информации в Извещении.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Инспекция выявила, что составные части Извещения действительно не полные, поскольку ссылаются на документы в которых нет обозначенных сведений.
Из материалов дела следует, что к извещению о проведении электронного аукциона в редакции от 05.05.2023 NИИ1 Прикреплены следующие файлы:
Microsoft Excel Document Приложение 2 Обоснование НМЦК.xlsx
Microsoft Word Document Приложение 3 Проект контракта.docx
ZIP архив Приложение 1 Описание объекта закупки_001.zip
Microsoft Word Document ЭА-523-23_Требования к содержанию, составу заявки на участие.docx
В Приложении 3 проект контракта Заказчиком установлено: "6.26. Если в качестве способа обеспечения гарантийных обязательств выбрано внесение денежных средств, Заказчик обязуется возвратить Подрядчику денежные средства, внесенные в качестве обеспечения гарантийных обязательств, в течение 30 (тридцати) дней с момента окончания всех гарантийных сроков, установленных в Описании объекта закупки (Приложение N 1 к Контракту)."
В самой печатной версии Извещения установлен: "Срок, на который предоставляется гарантия и (или) требования к объему предоставления гарантий качества товара, работы, услуги - на Товар (срок предоставления гарантии - 24 месяца, но не менее срока, предоставляемого заводом-изготовителем); - на результаты выполненных Работ (срок предоставления гарантии - 12 месяцев)".
Также в п 6.1 проекта контракта установлено: "Гарантийные обязательства распространяются: - на Товар (срок предоставления гарантии - 24 месяца, но не менее срока, предоставляемого заводом-изготовителем); - на результаты выполненных Работ (срок предоставления гарантии - 12 месяцев)".
Вместе с тем проведенный анализ Инспекцией показал, что именно файл Описание объекта закупки (Приложение N 1 к Контракту) не содержит каких-либо гарантийных сроков.
Тем не менее, пункт 6.26. проекта контракта имеет отсылку именно к нему, а не к другим частям извещения имеющих такую информацию, в результате чего доводы Заказчика о упоминании из в других частях не могут быть принято во внимание, поскольку дословное требование пункта 6.26. проекта контракта ведет к определенному файлу, в котором данные сроки отсутствуют.
Из чего Инспекция делает вывод, что Заказчиком не установлено в Описании объекта закупки (Приложение N 1 к Контракту) гарантийных сроков, что является важным условием исполнения контракта, а извещение Заказчика содержит недостоверную информацию, что не соответствует требованиям ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе
II) По вопросу даты выпуска Оборудования.
Инспекцией выявлено, что в Описании объекта закупки установлено следующее требование: "Дата выпуска Оборудования должна быть не ранее января 2023 года. Дата поверки измерительного комплекса (как средства измерения) должна быть не ранее января 2023 года".
Если применительно к требованию поверки измерительного комплекса не ранее января 2023 года у Заказчика имеется обоснованное обоснования такого установления, а именно Оборудование, поверенное в 2023 году, будет подлежать периодической поверке лишь в 2025 году, соответственно, расходы на проведение поверки в более ранние периоды не потребуются (в связи с особенностью товара, который подлежит обязательной метрологической поверке).
То применительно к требованию о дате выпуска оборудования не ранее января 2023 года подобного обоснования не имеется и ведет к ограничению количества участников.
Основанные требования к товару указаны в пункте 7 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, а именно: "_.поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки_", а также в части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе о том, что описание объекта закупки должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Инспекция не отрицает, что оборудование должно быть новым, но отмечает, что сама по себе дата выпуска оборудования 31 декабря 2022 или 01.01.2023 не влияет на технические и функциональные значения показателей, не влияют на его гарантийный срок службы.
Инспекция обращает на это особое внимание, в связи с тем, что само извещение первоначально было размещено лишь 02.05.2023 года, то есть участник, который имеет в наличии аналогичный товар, с требуемыми характеристиками, но дата производства будет к примеру 31.12.2022, не сможет поставить его (поскольку он не будет соответствовать Описанию объекта закупки), при этом данный товар никак не отразится на гарантиях со стороны участника и его качестве и функционалу по сравнению с оборудованием производства 01.01.2023.
Таким образом, Оборудование с датой производства незначительно раньше чем январь 2023 года и соответствующий техническим и функциональным характеристикам, должен удовлетворять требованиям Заказчика, а Заказчик устанавливает таким образом требования ограничивающие конкуренцию среди участников, требуя дату производства товара исключительно не ранее чем 4 месяца до размещения извещения, с учетом значительного количества таких комплексом (37 штук) совершает действия ограничивающие конкуренцию в соответствии с п.1 ч.2 ст.42, ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе.
Инспекция обращает внимание, что никаких обоснований в данной части срока производства Извещение не содержит, а в первую очередь потенциальные участники и контролирующие органы получают информацию из него.
III) Инспекция установила, что извещение об осуществлении закупки некорректно содержит объект закупки, что также влечет за собой ограничение количества участников закупки.
Инспекция установила, что дословное наименование объекта закупки, указанное в Извещении звучит следующим образом: "Выполнение работ по оснащению стационарных рубежей автоматической фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения Российской Федерации".
Вместе с тем, анализ Извещения в своей совокупности указывает, что то, что объект закупки не согласуется с истинными потребностями Заказчика, установленными, например, в проекте контракта, на основании следующего.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Так, согласно извещению объектом закупки является лишь выполнение работ, поскольку ни о какой поставке товара в нем не упоминается.
Тем не менее, Заказчиком в извещении установлены коды как для работ "Установка, подключение, пуско-наладка, опытная эксплуатация 43.21.10.120", так и для товара "Стационарный комплекс автоматической фотовидеофиксации нарушений ПДД РФ 26.51.64.190".
Свидетельством о смешанном характере контракта является то, что в проекте контракта помимо пунктов о работа имеются пункты о поставке товара: "1.1 Подрядчик обязуется в сроки и на условиях настоящего Контракта по заданию Заказчика поставить и передать Заказчику Оборудование (далее - Товар, Оборудование) (наименование, количество, состав и характеристики которого указаны в Спецификации (Приложение N 4 к настоящему Контракту), а также выполнить работы по оснащению стационарных рубежей автоматической фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения Российской Федерации (далее - Работы), а Заказчик обязуется принять Товар и результаты выполненных Подрядчиком надлежащим образом Работ и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом".
Таким образом, объект закупки сформирован исключительно для выполнения работ, а другие составные части указывают, что Заказчик нуждается не только в работе, как у него определено в объекте закупки, но и в поставке товара, а заключаемый по итогам закупки контракт относится к смешанному типу (поставка товара и выполнение работ).
Таким образом, в обязательства исполнителя входит как поставка товара, так и выполнение сопутствующих работ, что не отращено в объекте закупки.
Комиссия считает это важной составляющей, поскольку от корректного определения объекта закупки зависит выбор кодов, определяются условия допуска, преимущества и ограничения к участникам, например, для данного извещения Заказчиком устанавливаются:
Запрет |
Постановление Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" |
||
Ограничение допуска |
Постановление Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" |
||
Условие допуска |
Участникам, заявки или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров в соответствии с приказом Минфина России N 126н от 04.06.2018 |
|
|
Тем не менее, ряд ограничений будут работать только, если происходит поставка товара (например, письма Минфина РФ от 15.04.2019 N 24-02-05/26879 по использованию приказа Минфина России N 126н), среди прочего от того является ли объектом закупки только поставка товара или еще происходит выполнение зависит такое применение.
То есть, Заказчиком используются условия как для поставки товара, но из буквального наименования объекта закупки этого не следует.
Из всего вышеизложенного следует, что сформированный Заказчиком объект закупки, не является соответствующим его потребностям.
Доводы о возможности участия какого-либо в закупке и невозможности учесть другие доводы не могут быть учтены, поскольку проверка проводится Управлением на основании ст. 99 Закона о контрактной системе, а не по процедуре рассмотрения жалобы по существу.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Инспекция
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 2 статьи 42, части 2 статьи 8, части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе;
2. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены протоколов, составленных в ходе осуществления закупки, внесения изменений в извещение;
3. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 19 мая 2023 г. N 047/06/99-1108/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.05.2023