Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителей по доверенности:
от Заказчика - Муниципальное казенное учреждение "Агентство по строительству и развитию территорий" Бугровского сельского поселения:
в отсутствие представителей от Заявителя - ООО "Лаборатория ремонта", извещенного о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 5154-ИП/23 от 16.05.2023) на положения извещения при проведении запроса котировок в электронной форме "Работы по ремонту дороги местного значения по адресу: улица Восточная, д. Корабсельки, Всеволожского района, Ленинградской области".
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 10.05.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 872 933,01 руб.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В то же время частью 2 статьи 24 предусмотрено, что Конкурентным способом определения поставщика (подрядчиков, исполнителей) является, в том числе, аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Содержание жалобы заказчика логически разделено на 3 части:
1. Заказчиком товары по позициям 25.1, 16.1, 16.2, 16.3, 16.4, Таблицы 1 Приложения N 1 к описанию объекта закупки неверно определены как поставляемые, а, следовательно, неправомерно установлены требования к ним.
2. Извещение и приложения к нему размещены в формате, не позволяющем осуществлять поиск и копирование текста для ознакомления.
3. Заказчиком не корректно использованы коды КТРУ.
Согласно 1 доводу жалобы Заявителя, товары по позициям 25.1, 16.1, 16.2, 16.3, 16.4, Таблицы 1 Приложения N 1 к описанию объекта закупки неверно определены как поставляемые, а, следовательно, неправомерно установлены требования к ним.
Комиссией Ленинградского УФАС России установлено, что перечень поставляемых товаров определен Заказчиком в "Описании объекта закупки" (Приложение к извещению) и включает в себя следующие товары:
Знак дорожный (1) по строке 16 раздела 2 локального сметного расчета N 2/23 (Код КТРУ: 25.99.29.190- 00000002).
Знак дорожный (2) по строке 16 раздела 2 локального сметного расчета N 2/23 (Код КТРУ: 25.99.29.190- 00000002).
Знак дорожный (3) по строке 16 раздела 2 локального сметного расчета N 2/23 (Код КТРУ: 25.99.29.190- 00000002).
Знак дорожный (4) по строке 16 раздела 2 локального сметного расчета N 2/23 (Код КТРУ: 25.99.29.190- 00000002).
Зеркало по строке 16 раздела 2 локального сметного расчета N 2/23
Из анализа положений проекта контракта следует, что Заказчиком помимо выполнения ремонтных работ, предполагается также и поставка товаров
Так, пунктом 3.1.1 проекта контракта установлено, что в течение 3 (Трех) рабочих дней после выполнения Работ Подрядчик формирует и подписывает документ о приемке в единой информационной системе в сфере закупок (структурированный документ о приемке). К сформированному документу о приемке прикладываются следующие документы:
- Счет на оплату;
- Счет-фактуру;
- Акт о приемке выполненных работ (форма N КС-2), составляемый по форме N КС-2, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 11.11.1999 N 100;
- Справку о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3), составляемую по форме N КС-2, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 11.11.1999 N 100;
- Товарную накладную на товары, поставленные при выполнении Работ по унифицированной форме N ТОРГ-12, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 N 132 или Универсальный передаточный документ;
- Документы, передаваемые (при необходимости) с товарами, поставляемыми при выполнении Работ.
Также пунктом 7.1.1 "Описания объекта закупки" установлены гарантийные сроки на дорожные знаки:
а) для знаков без применения световозвращающих материалов - 2 года;
б) для световозвращающих материалов I класса - 5 лет;
в) для световозвращающих материалов II и III классов - 10 лет;
г) для знаков с применением световозвращающего материала I класса - 5 лет;
д) для знаков с применением световозвращающего материала II и III класса - 10 лет.
Также Комиссия Ленинградского УФАС России обращает внимание на следующее.
Объектом закупки является "Работы по ремонту дороги местного значения по адресу: улица Восточная, д. Корабсельки, Всеволожского района, Ленинградской области".
Для производства работ по ремонту подрядчику необходимо использовать материалы, без которых выполнение указанных работ будет невозможно (трубы, блоки, строительные смеси и т.д.).
Дорожные знаки не предназначены для производства работ по ремонту дорожного полотна и не могут быть признаны Комиссией Ленинградского УФАС России материалами, необходимыми для производства ремонтных работ.
Таким образом, Заказчиком правомерно предъявлены требования к дорожным знакам, поставляемым в рамках исполнения контракта, а довод заявителя не находит своего подтверждения.
Согласно 2 доводу жалобы Заявителя, извещение и приложения к нему размещены в формате, не позволяющем осуществлять поиск и копирование текста для ознакомления.
Комиссия Ленинградского УФАС России осуществила проверку приложений к извещению на предмет технической возможности копирования и поиска текста и пришла к выводу, что формат, размещенного заказчиком извещения соответствует нормам действующего законодательства и предусматривает техническую возможность копирования и поиска текста.
Таким образом, довод Заявителя не находит своего подтверждения.
Согласно 3 доводу жалобы Заявителя, Заказчиком некорректно установлены коды ОКПД-2 поставляемых товаров.
Комиссией Ленинградского УФАС России установлено, что в разделе "Информация об объекте закупки" извещения Заказчиком для поставляемых товаров установлен код ОКПД-2 - 25.99.29.190 (Изделия прочие из недрагоценных металлов, не включенные в другие группировки).
Однако, исходя из перечня поставляемых товаров, следует, что одним из товаров является "Зеркало по строке 16 раздела 2 локального сметного расчета N 2/23", к которому Заказчик должен был установить код ОКПД-2 - 30.20.40.180 (Оборудование управления движением механическое).
Группировка с кодом ОКПД-2 включает в себя семафоры, диски сигнальные механические, устройства управления движением на переездах механические, механизмы для управления сигналами и стрелками и оборудование сигнальное механическое прочее (включая электромеханическое), устройства для обеспечения безопасности или управления движением независимо от того, оснащены они электрическим освещением или нет, для железных дорог и трамвайных путей.
Таким образом, заказчиком некорректно установлен код ОКПД-2 для поставляемого товара, а довод заявителя находит свое подтверждение.
Помимо вышеуказанного, в ходе внеплановой проверки, Комиссией Ленинградского УФАС России установлено несоответствие информации, указанной в извещении и "Описании объекта закупки".
Так, установлено, что в разделе "Информация об объекте закупки" извещения Заказчиком для поставляемых товаров установлен код ОКПД-2 - 25.99.29.190 (Изделия прочие из недрагоценных металлов, не включенные в другие группировки).
Однако, в "Описании объекта закупки" Заказчиком к поставляемым товарам, а именно дорожным знакам, применен уже код КТРУ 25.99.29.190-00000002 (Знак дорожный).
Таким образом, Заказчиком допущено указание в извещении противоречивой информации, что может привести к трудностям в восприятии участниками закупки положений извещения.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Лаборатория ремонта" частично обоснованной;
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 5 части 1 статьи 42, Закона о контрактной системе;
3. Не выдавать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений;
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 22 мая 2023 г. N 047/06/42-1143/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.05.2023