Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, Управление),
в результате осуществления внеплановой проверки по обращению
АСО "Общественный контроль" (далее - Заявитель) о признаках нарушения законодательства Российской Федерации в сфере закупок в действиях (бездействии) Федерального государственного бюджетного учреждения "Санаторий для детей с родителями "Кратово" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении закупки на поставку канцелярских товаров прочих (извещение N 0348100043722000104 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) (далее - Запрос котировок)),в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013
N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении закупки.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, протоколами,
составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Запроса котировок размещено - 22.11.2022;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 26 731,66 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 29.11.2022;
4) на участие в Запросе котировок поданы 6 заявок от участников закупки, которые признаны соответствующими положениям извещения о проведении Запроса котировок;
5) по результатам Запроса котировок заключен контракт от 05.12.2022
N 1504003606622000118.
Согласно доводу обращения Заявителя, Заказчиком в извещении о проведении Запроса котировок неправомерно установлены характеристики товара, не предусмотренные положениями каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ).
На основании пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться в том числе, следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения.
В соответствии с пунктом 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Пунктом 7 Правил формирования каталога установлено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, Заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Запроса котировок, объектом закупки являются канцелярские товары прочие, коды позиции КТРУ 32.99.12.110-00000006 "Ручка канцелярская", 17.23.12.110-00000003 "Конверт почтовый бумажный", 22.19.73.120-00000002 "Стирательная резинка", 20.52.10.190-00000003 "Клей канцелярский", 20.52.10.190-00000007 "Клей поливинилацетатный", 32.99.12.110-00000008 "Ручка канцелярская", код ОКПД2 13.94.11.110 "Шпагат из джута или прочих лубяных текстильных волокон".
Согласно сведениям, размещенным на Официальном сайте, в соответствии с позицией КТРУ 22.19.73.120-00000002 обязательной к применению с 15.02.2019, обязательной характеристикой товара является исключительно "Вид удаляемой надписи". В соответствии с позицией КТРУ 32.99.12.110-00000006 обязательной к применению с 15.02.2019, обязательными характеристиками товара являются "Вид", "Возможность замены пишущего стержня", "Ручка автоматическая", "Цвет чернил". В соответствии с позицией КТРУ 32.99.12.110-00000008 обязательной к применению с 15.02.2019, обязательными характеристиками товара являются "Вид", "Возможность замены пишущего стержня", "Ручка автоматическая", "Цвет чернил".
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что при описании объекта закупки установлены требования к характеристикам товара, не предусмотренные соответствующей позицией КТРУ, а также надлежащим образом не обоснована необходимость использования дополнительных характеристик, в том числе по товару "Стирательная резинка" установлены дополнительные характеристики "Материал изготовления", "Назначение", "Цвет", по товару "Ручка автоматическая" установлены дополнительные характеристики "Материал наконечника", "Наличие резиновой манжетки", "Тип упаковки", "Торговая марка" что не соответствует пункту 6 Правил и противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Кроме того, фасовка и упаковка не являются качественными и функциональными характеристиками товара, а указание на торговую марку без использования формулировки "или эквивалент" противоречит требованиям Закона о контрактной системе и приводит к ограничению числа участников закупки.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действия Заказчика нарушение пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2. Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать, так как по результатам Запроса котировок заключен контракт.
3. Передать материалы дела от 24.05.2023 N 050/06/99-15645/2023 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Московского областного УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 24 мая 2023 г. N 050/06/99-15645/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.05.2023