Резолютивная часть решения объявлена 19.05.2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 24.05.2023 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председательствующий Комиссии: "__" А.О. - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Тывинского УФАС России,
Члены Комиссии:
"__"С.С. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
"__"Ч.Г. - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
при участии в рассмотрении жалобы в здании Тывинского УФАС России:
от государственного заказчика - Государственного казенного учреждения "Управления автомобильных дорог Республики Тыва"
- "__"А.Ш., действующий на основании доверенности от 10.11.2022 года N 76
от уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок:
- "__"Э.Ш., действующая на основании доверенности от 09.01.2023 года N 2,
в отсутствии надлежащим образом извещенного представителя подателя жалобы - Индивидуального предпринимателя "__" (далее - ИП "___"),
рассмотрев жалобу (вх. N 1848-ЭП/23 от 15.05.2023 года) ИП "___" на положения извещения электронного аукциона N 0112200000823001559 по выполнению работ по устройству осевой и краевой горизонтальной разметки на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Тыва (6 дорог) и в результате осуществления внеплановой документарной проверки, на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями и в сроки, установленные статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с чем, жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес уполномоченного органа, государственного заказчика, оператора электронной торговой площадки и подателя жалобы были направлены уведомления о сообщении о месте и времени ее рассмотрения, а также указанные уведомления и ссылка на видеоконференцсвязь "TrueConf" с инструкцией по подключению размещены в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) в разделе "Реестр жалоб" N 202300187300000289.
Согласно жалобе ИП "___"З.Х., извещение о проведении электронного аукциона N 0112200000823001559 не соответствует положениям законодательства о контрактной системе, поскольку заказчик не установил дополнительные требования к участникам закупки в силу части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе и постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 года N 2571.
До рассмотрения жалобы в адрес Тывинского УФАС России поступили письменные возражения (вх. N 1909-ЭП/23 от 17.05.2023 года) Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок, согласно которым с доводами жалобы уполномоченный орган согласен и просит предоставить возможность привести документацию о закупке в соответствие законодательством, так как заказчиком при направлении в уполномоченный орган заказ-заявки на закупку, сформированный в РКС, не было установлено дополнительное требование в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии представитель государственного заказчика пояснил, что в соответствии с положениями Порядка взаимодействия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Тыва от 29.03.2017 года N 122, заказчиком сформировано и направлено в уполномоченный орган заявка на закупку N 0112200000823001559, дополнительные требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе не были установлены.
В ходе рассмотрения жалобы представитель уполномоченного органа поддержала письменные возражения уполномоченного органа (вх. N 1909-ЭП/23 от 17.05.2023 года).
Рассмотрев жалобу и возражение к ней, выслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, и проведя внеплановую документарную проверку извещения электронного аукциона N 0112200000823001559 по выполнению работ по устройству осевой и краевой горизонтальной разметки на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Тыва (6 дорог), Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
03.05.2023 года уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок в ЕИС размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0112200000823001559 "Выполнению работ по устройству осевой и краевой горизонтальной разметки на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Тыва (6 дорог)", начальная (максимальная) цена контракта: 18 359 686,05 рублей.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона N 0112200000823001559 государственным заказчиком рассматриваемой закупки является Государственное казенное учреждение "Управления автомобильных дорог Республики Тыва".
В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона о контрактной системе в целях централизации закупок могут быть создан государственный орган, уполномоченный на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков. Такой уполномоченный орган осуществляет полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, установленные решениями о создании таких уполномоченных органов или о наделении их указанными полномочиями.
Порядок взаимодействия заказчиков с уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями определяется решениями о создании таких органов, учреждений либо решениями о наделении их полномочиями в соответствии с статьей 26 Закона о контрактной системе (часть 10 статьи 26 Закона о контрактной системе).
Постановлением Правительства Республики Тыва от 29.03.2017 года N 122 утвержден Порядок взаимодействия заказчиков и Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Порядок).
В соответствии с подпунктом 6 пункта 5.2 Раздела 5 Порядка определено, что заказчик устанавливает требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования);
Таким образом, ответственность за установление дополнительных требований к участникам закупки согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе несут заказчики Республики Тыва, в расстраиваемом случае, Государственное казенное учреждение "Управления автомобильных дорог Республики Тыва".
Также, в силу подпункта 4 пункта 5.2 Раздела 5 Порядка установлено, что заказчик разрабатывает и утверждает проект контракта (договора).
Следовательно, ответственность за разработку и утверждение проект контракта несут заказчики Республики Тыва, в расстраиваемом случае, Государственное казенное учреждение "Управления автомобильных дорог Республики Тыва".
Пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В силу части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе Перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации (в данном случае, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 " О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
Пунктом 1 Постановления N 2571 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к настоящему постановлению.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 Постановления N 2571 положения настоящего постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей;
В позиции 18 приложения к Постановлению N 2571 установлены дополнительные требования к участникам закупки при осуществлении закупок на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги.
Как было указано выше, предметом настоящей закупки является "Выполнение работ по устройству осевой и краевой горизонтальной разметки на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Тыва (6 дорог)", с начальной (максимальной) ценой контракта: 18 359 686,05 рублей.
Так, в соответствии с подпунктом "б" пункта 4 главы IV "Классификация работ по содержанию автомобильных дорог" утвержденная Приказом Министерства транспорта России от 16.11.2012 года N 402, к работам по содержанию относится уход за разметкой, нанесение вновь и восстановление изношенной вертикальной и горизонтальной разметки, в том числе на элементах дорожных сооружений, с удалением остатков старой разметки.
Исходя из вышеизложенного, выполнение работ по устройству осевой и краевой горизонтальной разметки на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения, данные работы относятся к содержанию автомобильных дорог.
Вместе с тем, в извещении о проведении электронного аукциона N 0112200000823001559 дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 18 приложения к Постановлению N 2571 не установлены.
В случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования (часть 4 статьи 31 Закона о контрактной системе).
Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
На основании изложенного, в действиях заказчика - Государственного казенного учреждения "Управления автомобильных дорог Республики Тыва" установлено нарушение части 2 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, в части неустановления в извещении о проведении электронного аукциона N 0112200000823001559 дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 года N 2571.
Таким образом, довод подателя жалобы о том, что государственным заказчиком в извещении об осуществлении закупки не установлены дополнительные требования в соответствии с Постановлением N 2571 является обоснованным.
Указанные нарушения законодательства о контрактной системе образуют состав административного правонарушения ответственность за которое установлена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
По результатам проведенной внеплановой документарной проверки Комиссией Тывинского УФАС России установлено следующее.
В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о размере обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, порядке предоставления такого обеспечения, требованиях к такому обеспечению (если требование обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств установлено в соответствии со статьей 96 Закона о контрактной системе).
Кроме того, в силу части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе (пункт 1) и проект контракта (пункт 5).
Согласно части 4 статьи 33 Закона о контрактной системе требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости.
При этом, как следует из части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт.
В соответствии с частью 2.2 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении требование обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам в соответствии с частью 4 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, требование обеспечения гарантийных обязательств устанавливается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и проекте государственного контракта в случае установления требований к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее - гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара.
Как установлено Комиссией Тывинского УФАС России, в извещении о проведении электронного аукциона N 0112200000823001559 требование к гарантийным обязательствам не установлено.
Вместе с тем, в разделе 9 проекта государственного контракта установлены требования к гарантийным обязательствам.
На основании изложенного, а также принимая во внимание, что потребностью государственного заказчика является гарантия качества выполненных работ и гарантийных обязательств поставщика, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что государственным заказчиком - Государственным казенным учреждением "Управления автомобильных дорог Республики Тыва" в нарушение части 1 статьи 34 и пункта 17 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона N 0112200000823001559 и проекте государственного контракта установлены противоречивые сведения в отношении требований к гарантии качества выполненных работ и гарантийных обязательств.
Указанные действия государственного заказчика - Государственного казенного учреждения "Управления автомобильных дорог Республики Тыва" содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14, Комиссия Тывинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя "___" обоснованной.
2. Установить в действиях государственного заказчика - Государственного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Республики Тыва" нарушение части 2 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части не установления в извещении о проведении электронного аукциона N 0112200000823001559 дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 года N 2571.
3. По результатам проведенной внеплановой документарной проверки установить в действиях государственного заказчика - Государственного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Республики Тыва" нарушение части 1 статьи 34 и пункта 17 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части установления в извещении о проведении электронного аукциона N 0112200000823001559 и проекте государственного контракта противоречивых сведений в отношении требований к гарантийным обязательствам.
4. Выдать уполномоченному органу - Министерству Республики Тыва по регулированию контрактной системе в сфере закупок и аукционной комиссии уполномоченного органа, государственному заказчику - Государственному казенному учреждению "Управление автомобильных дорог Республики Тыва", оператору электронной торговой площадки - Агентству по государственному заказу Республики Татарстан предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных должностных лиц.
Председательствующий Комиссии |
А.О. "___" |
|
|
Члены Комиссии |
С.С. "___"
Ч.Г. "___" |
Примечание:
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 24 мая 2023 г. N 017/06/105-59/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.05.2023