Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Крымского УФАС России А.П. Рудакова,
члены Комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России А.М. Крылова,
специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России В.Х. Мельниченко,
при участии посредством видеоконференц-связи представителей интересов:
- ГБУЗ Белгородской области "Санаторий для детей и детей с родителями "Бригантина "Белогорье" (далее - Заказчик) - Ваганов П.В. (по доверенности);
- Областное ГКУ Белгородской области "Центр закупок" (далее - Уполномоченный орган) - Косякова Е.Е., Григорова Ю.Л., Скибина О.А. (по доверенности);
- ООО "ЧОО "ВИП-Богатырь" (далее - Заявитель) - Азарова К.А. (по доверенности),
рассмотрев посредством видеоконференц-связи жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Оказание охранных услуг" (извещение N 0826500000923003336) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, опубликовавшего извещение о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия Крымского УФАС России установила следующее.
Согласно доводу жалобы Заявителя:
"Заказчиком устанавливается предельное минимальное значение исполненных участником закупки договоров (контрактов) в количестве 170 договоров (контрактов).
Подтверждением наличия у участника закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, является наличие штатных сотрудников (охранников) не ниже 4-го квалификационного разряда.
Заказчиком устанавливается предельное минимальное значение в количестве 150 сотрудников.
В соответствии с описанием объекта Закупки Заказчику необходимы охранные услуги в количестве 6 постов охраны по 2 охранника в смену, т.е. объект подлежит охране 12 охранниками в сутки.
С учетом требований трудового законодательства, охранной организации для оказания охранных услуг необходимо задействовать 48 человек.
Таким образом, считаем, что Заказчиком необоснованно завышен показатели квалификации участника закупки минимальное количество договоров - 170, минимальное количество сотрудников - 150.
Установленные заказчиком показатели квалификации участника закупки нельзя рассматривать как объективные и правомерные, поскольку минимальные значения по указанным показателям являются необоснованно завышенными и влекут за собой нарушение принципа равноправия между участниками, что в свою очередь приводит к ограничению свободного доступа участников, создает неравные стартовые условия, что нарушает принципы обеспечения конкуренции, закрепленные в статье 8 Закона N 44-ФЗ".
В силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2604). Согласно пункту 1 Постановления N 2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно пункту 16 Положения для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
Пунктом 17 Положения установлено, что для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 16 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки.
Согласно пункту 19 Положения, если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, не определяется количественным значением, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливается перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке.
Комиссией установлено, что в Приложении N7 к извещению о проведении электронного конкурса рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе Заказчиком установлен критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта оказания услуги, связанного с предметом контракта, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", в рамках которого оцениваются, в том числе, показатели оценки "Наличие у участников закупки опыта оказания услуги, связанного с предметом контракта" и "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
По показателю "Наличие у участников закупки опыта оказания услуги, связанного с предметом контракта" установлен следующий порядок рассмотрения и оценки заявок:
"Подтверждением наличия у участника закупки опыта оказания услуги, связанного с предметом контракта, является договор (контракт) на оказание охранных услуг (выставление поста охраны).Данные услуги должны быть поименованы в предмете контракта и (или) техническом задании.
Заказчиком устанавливается предельное минимальное значение исполненных участником закупки договоров (контрактов) в количестве 170 договоров (контрактов).
Опыт участника закупки по оказанию охранных услуг подтверждается:
1) копиями договоров (контрактов),
2) копиями актов о приемке оказанных услуг, подтверждающих исполнение договоров (копии всех страниц), при этом последний акт должен быть подписан не ранее, чем за пять лет до даты окончания срока подачи заявок.
Факт надлежащего исполнения договоров (контрактов) подтверждается актами о приемке оказанных услуг, подписанными с двух сторон.
При отсутствии опыта оказания услуг, либо при отсутствии подтверждения исполнения договоров (контрактов), либо в случае, если представлены копии договоров (контрактов), копии актов о приемке оказанных услуг, не в полном объеме или нет возможности идентифицировать приложенные акты, договоры (контракты ), либо договоры (контракты) исполнены ранее, чем за пять лет до даты окончания срока подачи заявок, договоры (контракты) при исполнении которых исполнителем не исполнены требования по оплате неустоек (штрафов, пеней) такие договоры (контракты) не учитываются конкурсной комиссией при осуществлении оценки заявок.
Документы, подтверждающие опыт участника закупки по оказанию охранных услуг, направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов".
По данному показателю Заказчиком установлено предельное минимальное значение исполненных участником закупки договоров (контрактов) - 170 договоров (контрактов).
По показателю "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" Заказчиком установлен следующий порядок рассмотрения и оценки заявок:
"Подтверждением наличия у участника закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, является наличиештатных сотрудников (охранников) не ниже 4-го квалификационного разряда.
Заказчиком устанавливается предельное минимальное значение в количестве 150 сотрудников.
Перечень документов, подтверждающих наличие специалистов и иных работников, их квалификацию:
- трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации (в случае предоставления к оценке сведений о трудовой деятельности, такие сведения должны соответствовать требованиям статьи 8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", на основании части 1 статьи 66.1Трудового кодекса Российской Федерации о порядке предоставления сведений отрудовой деятельности Работодатель формирует в электронном виде основную информацию о трудовой деятельности и трудовом стаже каждого работника (далее - сведения о трудовой деятельности) и представляет ее в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, для хранения в информационных ресурсах Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации. В сведения о трудовой деятельности включаются информация о работнике, месте его работы, его трудовой функции, переводах работника на другую постоянную работу, об увольнении работника с указанием основания и причины прекращения трудового договора, другая предусмотренная настоящим Кодексом, иным федеральным законом информация);
- информация (в том числе данные), результаты применения информационных технологий и документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, его специалистов и иных работников, в том числе предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами (если соответствующий профессиональный стандарт обязателен для применения работодателями в соответствии с законодательством Российской Федерации): копия действующего на дату подачи заявки удостоверения частного охранника, содержащего следующие сведения:
- фамилия, имя, отчество (при наличии) охранника;
- срок действия удостоверения;
- сведения о квалификации не ниже 4-го квалификационного разряда;
- сведения о выданных личных карточках".
По данному показателю Заказчиком установлено предельное минимальное значение количества сотрудников - 150.
Согласно возражениям Заказчика:
"В связи с расположением объекта Заказчика на территории повышенного уровня террористической опасности и условия круглосуточного пребывания ДЕТЕЙ в санатории, Заказчиком были приняты меры по определению на конкурсной основе Исполнителя с наиболее безупречной деловой репутацией и опытом оказания услуг по охране объекта.
Выставленный Заказчиком показатель квалификации участника закупки: минимальное количество договоров - 170, является условием подтверждением опыта и добросовестности Исполнителя услуг.
В соответствии с жалобой ООО "ЧОО "ВИП-Богатырь" на описание объекта Закупки предоставляется расчет минимально возможного количества задействованных охранников для охраны объекта - 12 охранников в сутки.
С учетом требований трудового законодательства, сотрудник выполняющий свои обязанности в течении 24 часов подряд обязан иметь перерыв на прием пищи и отдых, а значит - охранной организации для оказания охранных услуг не достаточно задействовать 12 человек в сутки.
Соответственно 48 сотрудников в целом - для обеспечения добросовестного исполнения услуг по охране объекта.
Необходимо учесть требования трудового законодательства, для обеспечения гарантированных прав работнику на отпуск, оплату больничный 40 часов трудовая неделя
Считаем, что обеспечить охрану объекта Заказчика 48 сотрудниками (6 постов по 2 человека круглосуточного дежурства) без нарушений трудового законодательства - мало вероятным.
При организации по сменной работе охранников (8 часовой) на 6 постах по 2 человека необходимо задействовать в круглосуточном дежурстве 36 человек и 6 человек в подмену для обеспечения права работника на прием пищи и отдых. Что соответствует 84 работника в месяц.
Так же необходимо учесть сотрудников, задействованных для обеспечения работы оружейной комнаты, экипажей быстрого реагирования, административно-управленческого аппарата и бухгалтерии.
Пункт 28 Положения Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 указывает на необходимость наличия сопоставимости предметов контрактов, но не их количества, то есть не устанавливает каких-либо ограничений по предельному минимальному значению характеристики объекта закупки.
Условие о сопоставимости предметов контрактов заказчиком выполнено.
Пункт 30 Положения указывает перечень специалистов и иных работников, их квалификацию, а так же перечень информации (в том числе данных) и документов, подтверждающих их квалификацию, но не их количества, то есть не устанавливает каких-либо ограничений по предельному минимальному значению характеристики объекта закупки.
Оценка заявок участников закупки осуществляется по формуле, указанной в подпункте "ж" пункта 20 Положения. Одним из значений, используемых в формуле, является - предельное минимальное значение характеристики объекта закупки, установленное заказчиком.
Заказчик вправе самостоятельно устанавливать такое минимальное значение, каких-либо ограничений и запретов по данному вопросу Закон о контрактной системе, нормативные акты, разъяснения государственных органов не содержат.
Минфин России в письме от 25.02.2022 N 24-06-06/13415 указал, что заказчик самостоятельно выбирает формулу из числа предусмотренных пунктом 20 Положения.
Нестоимостной критерий оценки не является единственным и обязательным условием участия в конкурсе, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу, а направлен, прежде всего, на выбор победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям заказчика. Возможность проиграть в конкурсе, не набрав нужное количество баллов, не может расцениваться как ограничение доступа к хозяйственной деятельности".
Заказчиком в Приложении N7 к извещению о проведении электронного конкурса по показателям оценки "Наличие у участников закупки опыта оказания услуги, связанного с предметом контракта" и "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" оценка заявок осуществляется по формуле на основании подпункта "ж" пункта 20 и подпункта "б" пункта 28 Положения.
Согласно подпункту "б" пункта 28 Положения, в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 настоящего Положения, применение шкалы оценки не допускается.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 20 Положения, если значение характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки" (БХi), рассчитывается по одной из следующих формул:
ж) в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки и установлено предельное минимальное значение () характеристики объекта закупки, - по формуле:
Комиссией Крымского УФАС России установлено, что Заказчиком по показателю "Наличие у участников закупки опыта оказания услуги, связанного с предметом контракта" установлено предельное минимальное значение исполненных участником закупки договоров (контрактов) - 170, по показателю "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлено предельное минимальное значение количества сотрудников - 150.
При этом, в подпункте "ж" пункта 20 Положения об оценке заявок, предусмотрено право Заказчика устанавливать в извещении о проведении Закупки предельное минимальное значение характеристики объекта закупки. При этом, законодательно не нормированы какие-либо ограничения таких значений в процентном либо в стоимостном выражении. Заказчик вправе самостоятельно устанавливать такое минимальное значение.
Минфин России в письме от 25.02.2022 N 24-06-06/13415 указал, что Заказчик самостоятельно выбирает формулу из числа предусмотренных пунктом 20 Положения об оценке заявок.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что вышеуказанный порядок оценки установлен в соответствии с потребностью Заказчика.
Комиссия отмечает, что исходя из норм Закона о контрактной системе Заказчики самостоятельно устанавливают критерии и порядок оценки с целью выявления лучших условий исполнения контракта.
Кроме того, Комиссия Крымского УФАС отмечает, что показатели "Наличие у участников закупки опыта оказания услуги, связанного с предметом контракта" и "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", установленные Заказчиком, не ухудшают права и интересы участников, не предрешают исхода Закупки, не создают преимуществ конкретному лицу и не ограничивают конкуренцию, а также установленные показатели оценки не являются обязательным условием для участия в проведении процедуры Закупки, не могут служить основанием для отклонения заявки участника, в то время как к участию в закупке может быть допущено любое лицо.
Данные показатели направлены, прежде всего, на выбор Победителем конкурса лица, наиболее удовлетворяющего потребностям Заказчика.
Также Комиссия отмечает, что невозможность отдельных участников закупок по каким-либо причинам конкурировать с иными участниками рынка не является поводом учитывать данные обстоятельства Заказчиком при формировании заявки на участие в закупке и установлении критериев оценки заявок, поскольку иное фактически противоречило бы состязательному характеру участия в конкурсе.
Заказчиком сформулированы в извещении о Закупке критерии, которые основаны на представлении Заказчика о потребности в предоставлении услуг определенного качества, о потенциальном исполнителе с определенной квалификацией, опытом, ресурсами и т.д.; спорные показатели оценки предъявлены ко всем участникам Закупки и не могут рассматриваться как дискриминационное условие, ограничивающее конкуренцию.
Само по себе присвоение меньшего количества баллов заявкам отдельных хозяйствующих субъектов, не обладающих соответствующими финансовыми, материальными, трудовыми, иными ресурсами также не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.
Комиссия Крымского УФАС России также констатирует, что статьей 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Заявителем на заседание Комиссии не представлено документальных подтверждений обоснованности довода жалобы Заявителя с указанием на нарушенные нормы Закона о контрактной системы, в том числе, не представлено документальных подтверждений в части невозможности подготовки заявки на участие в Закупке.
Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 25.05.2023 NИЭОК1 на участие в закупке было подано 3 заявки (в том числе заявка Заявителя), которые были признаны соответствующими требованиям Закона о контрактной системе и извещения. Запросы на разъяснение положений извещения об осуществлении закупки не подавались.
Таким образом, довод жалобы Заявителя не находит своего подтверждения и является необоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частями 6,8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.П. Рудакова
Члены Комиссии: А.М. Крылова
В.Х. Мельниченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 29 мая 2023 г. N 082/06/106-801/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.05.2023