Резолютивная часть решения оглашена 29.05.2023 г. г. Симферополь
Решение в полном объеме изготовлено 30.05.2023 г.
На основании части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Крымского УФАС России А.П. Рудакова,
члены Комиссии:
главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Э. С. Велиляева,
главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.В. Бачинская,
при участии представителей интересов:
- ГБУЗ РК "Симферопольская ЦРКБ" (далее - Заказчик) - Бородулин П.С. (по доверенности);
- РОД "Объединение потребителей России" в Республике Крым (далее - Заявитель) - Анельчук Н.С. (по доверенности),
проведя внеплановую проверку по процедуре проведения закупки "Поставка молока для выдачи сотрудникам работающим во вредных условиях труда для нужд ГБУЗ РК СЦРКБ" (извещение N 0375200028123000076) (далее - Закупка),
УСТАНОВИЛА:
В ходе внеплановой проверки, проведенной на основании части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, на основании документов и пояснений, предоставленных Заказчиком, Комиссией установлено следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке:
- извещение электронного аукциона (далее - официальный сайт, ЕИС) - 11.05.2023;
- способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
- начальная (максимальная) цена контракта - 960 000,00 руб.;
- дата и время окончания подачи заявок: 19.05.2023 08:00;
- дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 22.05.2023.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно первому доводу заявления Заявителя: "_В соответствии с поз. 33. Постановления N 2571 при закупке пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления устанавливается дополнительное требование в виде наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов. Цена оказанных услуг и (или) поставленных товаров по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Договором, предусмотренным п. 33 приложения в графе ''Дополнительные требования к участникам закупки", считается контракт, заключенный и исполненный в соответствии с Законом о контрактной системе, либо договор, заключенный и исполненный в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Поз. 33 может не применяться лишь в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта не превышает 500 тыс. рублей.
Учитывая, что определенная заказчиком НМЦК в рамках закупки превышает 500 000 рублей, заказчик обязан установить дополнительные требования к участникам закупок в соответствии с ч.2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, что сделано не было".
В силу части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N2571) утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.
Как следует из извещения о проведении закупки объектом закупки электронного аукциона является "Поставка молока для выдачи сотрудникам работающим во вредных условиях труда для нужд ГБУЗ РК СЦРКБ". Объект закупки аукциона относится к отдельным видам товаров, работ и услуг, которые перечислены в Постановлении N2571, а именно в пункте 33 раздела 2 Приложения к Постановлению N2571 (Услуги общественного питания и (или) поставка пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления): наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ: наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов. Цена оказанных услуг и (или) поставленных товаров по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В связи с тем, что Заказчик является медицинской организацией, его действия попадают под требования пункта 33 раздела 2 Приложения к Постановлению N2571.
В силу пункта 3 Постановления N2571 позиции 24 - 31 и 33 - 35 приложения могут не применяться в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта не превышает 500 тыс. рублей.
Согласно извещению о проведении закупки начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) составляет 960 000,00 руб.
Комиссия Крымского УФАС России, проанализировав извещение о проведении закупки и приложения к нему, установила, что Заказчиком не были установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, по первому доводу в действиях Заказчика усматриваются нарушения пункта 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно второму доводу заявления Заявителя: "Заказчиком установлено требование о соответствии поставляемого молока требованиям технических регламентов и стандартов:
Технический регламент Таможенного союза безопасности молока и молочной продукции" (ТР ТС 033/2013)
Технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011)
Технический регламент Таможенного союза "О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания" (ТР ТС 027/2012)
ГОСТ З 1450-2013 Молоко питьевое. Технические условия
ГОСТ 32259-2013 Молоко цельное питьевое козье. Технические условия
ГОСТ 32252-2013 "Межгосударственный стандарт. Молоко питьевое для питания детей дошкольного и школьного возраста"
ГОСТ 33478-2015 "Молоко питьевое обогащенное. Общие технические условия"
Перечень указанных ТР/ТС и ГОСТов приведен путем перечисления, через точку с запятой, не содержит союзов "или", "и (или)".
Таким образом, согласно извещению, требуется молоко, одновременно соответствующее всем перечисленным техническим регламентам и стандартам, что является невозможным.
Является неправомерным в рамках данной закупки предъявление требований о соответствии молока следующим требованиям:
ГОСТ 32259-2013 Молоко цельное питьевое козье. Технические условия, поскольку приобретается вид молока: коровье.
ГОСТ 32252-2013 "Межгосударственный стандарт. Молоко питьевое для питания детей дошкольного и школьного возраста", поскольку молоко
приобретается для выдачи взрослым людям - сотрудникам ГБУЗ РК "СЦРКБ", а не для организации детского питания.
ГОСТ 33478-2015 "Молоко питьевое обогащенное. Общие технические условия", поскольку согласно Техническому заданию не требуется наличие в молоке обогащающих компонентов.
ТР ТС 027/2012 "О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания", поскольку действие указанного ТР/ТС распространяется на виды продукции (объекты регулирования), которая не является предметом закупки:
специализированная пищевая продукция для питания спортсменов, беременных и кормящих женщин; пищевая продукция диетического лечебного и диетического профилактического питания, в том числе для детского питания.
Кроме того, необоснованным является требование заказчика о поставке низколактозного молока".
В соответствии с приложением к извещению "Описание объекта закупки" Заказчик установил:
2. Характеристики товара, требующие предоставления конкретных показателей
N п/п |
Наименование товара |
Наименование параметра (показателя) товара |
Ед. изм. |
Требуемое значение, установленное Заказчиком |
Значение, предлагаемое участником закупки |
Указание на товарный знак (при наличии) |
Наименование страны происхождения товара |
Кол-во |
1. |
Молоко питьевое |
Массовая доля жира, max |
% |
|
|
|
|
16000 литров |
Массовая доля жира, min |
% |
|
|
3. Характеристики товара, не требующие предоставления конкретных показателей
N п/п |
Наименование товара |
Наименование параметра (показателя) товара, устанавливаемое Заказчиком |
Требуемое значение, установленное Заказчиком |
Обоснование дополнительных характеристик |
1 |
Молоко питьевое |
Вид молока |
Коровье |
|
Вид молока по содержанию лактозы |
Низколактозное |
|
||
Вид молочного сырья |
Цельное |
|
||
Наличие обогащающих компонентов |
Нет |
|
||
Вид молока по способу обработки |
Ультрапастеризованное |
|
||
Ёмкость - 0,5 л |
соответствие |
Поставка молока для выдачи сотрудникам работающим во вредных условиях труда для нужд ГБУЗ РК СЦРКБ осуществляется по норме 0,5 литра на человека. |
||
Информация о технических регламентах и стандартах: ТР ТС 033/2013; ТР ТС 021/2011; ТР ТС 027/2012; ГОСТ 31450-2013; ГОСТ 32259-2013; ГОСТ 32252-2013 "Межгосударственный стандарт. Молоко питьевое для питания детей дошкольного и школьного возраста"; ГОСТ 33478-2015 |
соответствие |
Поставка молока для выдачи сотрудникам работающим во вредных условиях труда для нужд ГБУЗ РК СЦРКБ (Потребность Учреждения) |
В силу пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение о закупке должно содержать наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В силу части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Из пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила N 145) следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
- наименование товара, работы, услуги;
- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В соответствии с пунктом 6 Правил в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил использования КТРУ, Заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно извещению о проведении закупки Заказчиком выбрана позиция КТРУ 10.51.11.000-00000007 Молоко питьевое.
Указанная позиция КТРУ содержит перечень технических регламентов и стандартов, который Заказчик использовал при составлении технического задания. Указанный перечень в том числе содержит документы, регламентирующие непосредственно объект закупки.
Кроме того, указанная позиция КТРУ по параметру "Вид молока по содержанию лактозы" не содержит описания, которое является обязательным для применения Заказчиком, следовательно Заказчик выбирает данный параметр в случае наличия потребности.
Согласно устным и письменным пояснениям Заказчика: "Поставка низколактозного молока регламентируется показателями КТРУ. Согласно открытым данным, исследованиям - 48 % населения России имеют плохую переносимость такого элемента как лактоза, следовательно, низкое содержание лактозы в продукте будет иметь положительный эффект при употреблении. После 30 лет наблюдается недостаток ферментов, расщепляющих молочный сахар, то есть употребление обычного молока, может неблагоприятно сказываться на самочувствие сотрудников учреждения. Возрастной состав сотрудников ЛПУ (более 60%) это люди от 40 лет и старше, то есть наиболее подвержены вышеуказанным проблемам. Также отмечаем, что есть ряд заболеваний, такие как целиакия (хроническое воспаление тонкого кишечника), кишечная инфекция, болезнь Крона при которых употребление лактозы строго противопоказано. У пациентов с лактазной недостаточностью тонкий кишечник не способен эффективно перерабатывать всю лактозу, поступающую с пищей. Какое-то количество молочного сахара попадает в толстый кишечник, где его ферментируют кишечные бактерии. Этот процесс приводит к интенсивному образованию газов, боли в животе, диарее, тошноте, иногда - рвоте. Но при этом, полное исключение из рациона молочных продуктов не рекомендуется, поскольку это важнейший источник легкоусвояемого кальция, богатый также рядом витаминов (прежде всего витамином А и витаминами группы В) и микроэлементов. Из этого следует, что покупка низколактозного молока будет наиболее приемлема для сотрудников ГБУЗ РК "СЦРКБ". Диагностика и определение плохой переносимости лактозы - это вопрос глубоких исследований, проводимых специализированными организациями. Зачастую, симптоматика и наличие болезни не идентифицируются и человек может годами испытытвать трудности с употреблением молочных продуктов".
Из пояснений Заказчика следует, что, проанализировав характеристики, содержащиеся в каталоге товаров, работ, услуг, Заказчик сделал выбор в пользу параметров товара, максимально удовлетворяющих его потребность.
Комиссия отмечает, что Законом о контрактной системе не предусмотрено каких-либо императивных требований по выбору конкретного кода по ОКПД2, кода по позиции КТРУ. Заказчик самостоятельно определяет код по ОКПД2 или код позиции КТРУ, путем соотнесения объекта закупки к соответствующим кодам и наименованиям позиций ОКПД или КТРУ, как наиболее подходящим с учетом специфики закупки, области применения закупаемого товара (работы, услуги), а также его характеристик.
Таким образом, с учетом потребности Заказчика в поставке молока, в частности, низколактозного, Заказчиком определен код позиции КТРУ 10.51.11.000-00000007 Молоко питьевое, что, в свою очередь, соответствует объекту закупки и предмету контракта, который будет заключен по итогам закупки.
Таким образом, учитывая изложенное, второй довод Заявителя признается необоснованным.
С учетом выявленного Комиссией Крымского УФАС России нарушения (довод N1) рассмотрен вопрос о необходимости выдаче Заказчику предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Исходя из общедоступной информации, содержащейся в Единой информационной системе, Комиссией установлено, что Победитель электронного аукциона ООО "Супер Лаки" соответствует дополнительным требованиям, а 2023-2256 именно имеет необходимый опыт исполнения договора, предусматривающего оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов на сумму не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, т.е. не менее 192 000,00 руб. С учетом вышеизложенного, Комиссия принимает решение не выдавать Заказчику предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Проведение внеплановой проверки прекратить.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.П. Рудакова
Члены Комиссии: Э.С. Велиляева
Т.В. Бачинская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 30 мая 2023 г. N 082/06/99-820/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.05.2023