На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 12.04.2023 N 213/23 "О создании комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение Новикова Д.В. (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях УФСИН России по Владимирской области (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, АО "ЕЭТП" электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку путассу с головой неразделанную мороженую (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0128100003322000017) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком неправомерно укрупнен лот;
2. Заказчиком ненадлежащим образом определена начальная (максимальная) цена контракта по Запросу котировок (далее - НМЦК).
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки 10.05.2023 в целях полного и всестороннего изучения материалов на заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 19.05.2023.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона (далее - Извещение), протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) Извещение размещено в ЕИС - 10.03.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 9 924 200 руб.;
4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 32003054240690049223;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 18.03.2023;
6) на участие в Аукционе подана 1 заявка от участника закупки;
7) по результатам рассмотрения единственной заявки участника закупки Аукцион признан несостоявшимся на основании пункта 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе;
8) на основании пункта 6 части 2 статьи 52 Закона о контрактной системе Заказчиком с ООО "МЕГАФИШ" заключен государственный контракт от 01.04.2020
N 2222320100172001281000033/17 (реестровый номер ЕИС -N 1332901184422000052).
1. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно укрупнившим лот путем закупки товара в несоизмеримом для потребностей Заказчика количестве вместо поэтапного заказа продукции по мере необходимости.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции,в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено,что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, исходя из системного толкования положений Закона о контрактной системе, требования к объему, количеству товаров, работ, услуг формируются заказчиком с учетом его потребностей, специфики деятельности и доведенных лимитов бюджетных обязательств.
Извещением установлено, что объектом закупки является поставка путассу с головой неразделанную мороженую в количестве 130 000 кг.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что закупка продовольствия осуществляется на основании следующих руководящих документов:
- постановления Правительства Российской Федерации от 11.05.2005 N 205 "О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказания, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время";
- приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 17.09.2018 N 189 "Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний,на мирное время";
- распоряжения ФСИН России от 21.09.2021 N 241-р "Об установлении размеров запасов продовольствия, подлежащих накоплению и содержанию на базах и складах учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в 2022 году",с учетом:
- планируемой численности осужденных, подозреваемых и обвиняемых;
- норм питания, утвержденных вышеуказанными нормативными правовыми актами;
- имеющихся остатков продуктов питания на складах помещений, холодильных камер и овощехранилищ в учреждениях уголовно-исполнительной системы Владимирской области;
- запланированного к поставке продовольствия, в рамках заключенных государственных контрактов;
- фактического наличия складских помещений, холодильных камер и овощехранилищ в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Владимирской области.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, объединившего в один лот закупку 130 000 кг путассу с головой неразделанной мороженой, не противоречат законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, а довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Заказчиком ненадлежащим образом определена НМЦК по Аукциону.
Согласно Извещению закупка осуществляется в рамках государственного оборонного заказа в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон о государственном оборонном заказе).
В соответствии с подпунктом 1 части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе НМЦК и в предусмотренных Законом о контрактной системе случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
Частью 2 статьи 22 Закона о контрактной системе установлено, что метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.
Согласно части 3 статьи 22 Закона о контрактной системе при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
В соответствии с частью 5 статьи 22 Закона о контрактной системе в целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с частью 18 статьи 22 Закона о контрактной системе, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг (в случае получения такой информации заказчиком), а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе.
На основании части 6 статьи 22 Закона о контрактной системе метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Использование иных методов допускается в случаях, предусмотренных частями 7 - 11 статьи 22 Закона о контрактной системе.
Частью 21 статьи 22 Закона о контрактной системе установлено,что особенности определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении включаемых в состав государственного оборонного заказа закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд устанавливаются в соответствии с Законом о государственном оборонном заказе.
На основании пункта 1 статьи 6 Закона о государственном оборонном заказе размещение государственного оборонного заказа осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом особенностей, предусмотренных Законом о государственном оборонном заказе.
Пунктом 3 статьи 7 Закона о государственном оборонном заказе установлено, что государственный заказчик формирует НМЦК при размещении государственного оборонного заказа путем использования конкурентных способов определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков), а также цену государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 105 Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 N 1465 "О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение), предусмотрено, что государственными заказчиками государственного оборонного заказа при осуществлении закупок конкурентной продукции из числа указанной в подпунктах "а", "б" и "г" пункта 6 Положения начальная (максимальная) цена государственного контракта формируется в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок с учетом объемов финансирования государственного оборонного заказа, предусмотренных по соответствующим видам расходов и номенклатурным позициям, с учетом особенностей и в порядке, которые установлены пунктами 106 - 112 Положения.
Пунктом 6 Положения определен перечень продукции, в отношении которой осуществляется государственное регулирование цен.
Комиссией установлено, что поскольку объект Закупки не включен в перечень, указанный в пункте 6 Положения, НМЦК формируется Заказчиком в соответствии с положениями статьи 22 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком при определении НМЦК применен метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
Заказчик в письменных пояснениях сообщил, что с целью определении НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) направлен запрос на получение коммерческих предложений от 02.11.2021 N исх-34/ТО/6-19503 в адрес не менее девяти потенциальных поставщиков, в ответ на который получено коммерческое предложение от ООО "Фиштендер" (исх. от 26.11.2021 б/н), а также поиска ценовой информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками (далее - Реестр контрактов), на основании которых Заказчиком произведен расчет НМЦК в размере 9 924 200 руб.
Вместе с тем согласно обоснованию НМЦК (Приложение N 1 к Извещению) расчет НМЦК производился в соответствии с частью 6 статьи 22 Закона о контрактной системе, приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)", закупка товара в рамках Аукциона осуществляется по средней цене, полученной из информации, направленной в коммерческих предложениях и информации, содержащейся в Реестре контрактов.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что определение Заказчиком НМЦК не противоречат законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, а довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать доводы Новикова Д.В. не нашедшими своего подтверждения.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 19 мая 2023 г. N П-154/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.05.2023