В соответствии с п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), п. "б" ч. 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) и на основании Приказа Оренбургского УФАС России N 32/23 от 25.05.2023 г., Инспекцией Оренбургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок в составе:
Председателя Инспекции:
Членов Инспекции:
в присутствии посредством видео-конференц-связи:
главного врача Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Переволоцкая районная больница" - Губайдуллиной Л.Р., представителя Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Переволоцкая районная больница" -, действующей на основании доверенности,
представителя индивидуального предпринимателя Аминева Заки Абдуловича -, действующего на основании доверенности,
рассмотрев обращение Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Переволоцкая районная больница" (N 035320003490000005 от 23.05.2023 г., вх. N 1274/23 от 23.05.2023 г.) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении индивидуального предпринимателя Аминева Заки Абдуловича (ИНН: 564000005375) в связи с расторжением контракта на основании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту поликлинического подразделения ГБУЗ "Переволоцкая РБ" по адресу: Оренбургская область, Переволоцкий район, п. Переволоцкий, пер. Больничный 8Б, литер Л. (номер извещения N 0853500000322004616),
УСТАНОВИЛА:
В Оренбургское УФАС России через Единую информационную систему (далее - ЕИС) поступило обращение Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Переволоцкая районная больница" (далее - Заказчик) (N 035320003490000005 от 23.05.2023 г., вх. N 1274/23 от 23.05.2023 г.) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП) сведений в отношении индивидуального предпринимателя Аминева Заки Абдуловича (ИНН: 564000005375) (ИНН: 780412658871) (далее - Подрядчик, ИП Аминев З.А.) в связи с расторжением контракта на основании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту поликлинического подразделения ГБУЗ "Переволоцкая РБ" по адресу: Оренбургская область, Переволоцкий район, п. Переволоцкий, пер. Больничный 8Б, литер Л. (номер извещения N 0853500000322004616) (далее - закупка, аукцион).
Представители Заказчика полностью поддержали доводы, изложенные в письменных пояснениях, указав на следующее. В соответствии с п. 1.5 договора, срок выполнения работ (срок исполнения договора): с момента заключения договора до 30 сентября 2022 года (включительно). Письмом исх. N 10 от 29.09.2023 г. Подрядчик в связи с необходимостью проведения дополнительных работ, не предусмотренных договором, просил заключить дополнительное соглашение к договору N 190 от 28.06.2023 г. Дополнительным соглашением N 1 от 30.09.2023 г. срок выполнения работ продлен до 30.11.2023 г. Вместе с тем по состоянию на 10.05.2023 г. ИП Аминев З.А. работы по капитальному ремонту поликлинического подразделения ГБУЗ "Переволоцкая РБ" по адресу: Оренбургская область, Переволоцкий район, п. Переволоцкий, пер. Больничный 8Б, литер Л. в полном объеме не завершил. В связи с ненадлежащим исполнением обязательств по договору Заказчиком в адрес Подрядчика неоднократно направлялись претензии с требованием устранить выявленные замечания. Несвоевременная сдача выполненных работ является существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора. В связи с чем Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N УЗ-95/186-И2023 от 10.05.2023 г.
Представитель ИП Аминева З.А. просил сведения в отношении Подрядчика в РНП не включать, полностью поддержав доводы, изложенные в письменных пояснениях, указав на следующее. Фактически большая часть работы была сдана Подрядчиком 07.04.2023 г. Соответствующий акт приемки подписан Заказчиком 26.04.2023 г., выполненные работы оплачены 27.04.2023 г. на сумму 3 898 603,29 рублей.
Представитель Подрядчика сообщил, что намерений уклоняться от выполнения работ по договору у ИП Аминева З.А. не имелось.
Инспекция Оренбургского УФАС России, рассмотрев материалы внеплановой проверки, заслушав пояснения сторон, установила следующее:
02.06.2022 15:59 (МСК+2) на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) и на электронной площадке АО "Сбербанк-АСТ" было размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту поликлинического подразделения ГБУЗ "Переволоцкая РБ" по адресу: Оренбургская область, Переволоцкий район, п. Переволоцкий, пер. Больничный 8Б, литер Л. (номер извещения N 0853500000322004616).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 964 140,00 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.06.2022 г. N ИЭА1, ИП Аминев З.А. признан победителем электронного аукциона с предложением по цене контракта - 3 964 140,00 рублей.
28.06.2022 15:42 (МСК+2) между Государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Переволоцкая районная больница" и ИП Аминевым З.А. заключен гражданско-правовой договор N 190 на выполнение работ по капитальному ремонту поликлинического подразделения ГБУЗ "Переволоцкая РБ" по адресу: Оренбургская область, Переволоцкий район, п. Переволоцкий, пер. Больничный 8Б, литер Л. (реестровый номер контракта 2564000177022000091).
В соответствии с п. 1.1 договора, Подрядчик обязуется выполнить работы: Капитальный ремонт поликлинического подразделения ГБУЗ "Переволоцкая РБ", расположенного по адресу: Оренбургская область, Переволоцкий район, п. Переволоцкий, пер. Больничный 8Б, литер Л., в соответствии с условиями настоящего договора.
Согласно п. 1.2 договора, Заказчик обязуется обеспечить приемку работ в установленные настоящим договором сроки и оплатить выполненные Подрядчиком работы в соответствии с условиями договора.
В силу п. 1.3 договора, Подрядчик обязан выполнить работы в соответствии с локально-сметными расчетами (Приложение N 1 к настоящему договору).
В соответствии с п. 1.5 договора, срок выполнения работ (срок исполнения договора): с момента заключения договора до 30 сентября 2022 года (включительно).
Из дополнительного соглашения N 1 от 30.09.2022 г к гражданско-правовому договору N 190 от 28.06.2022 г. следует, что в связи с независящими от сторон контракта обстоятельствами, влекущими невозможность его исполнения, в том числе необходимостью внесения изменений в проектную документацию, стороны пришли к соглашению изменить срок исполнения контракта, изложив п.1.5, контракта в следующей редакции: "1.5. Срок выполнения работ (срок исполнения договора): с момента заключения договора до 30 ноября 2022 года (включительно)".
Исходя из положений раздела 2 договора, регламентирующего права и обязанности сторон договора, следует, что Подрядчик обязан:
2.3.1. Выполнить работы, в объеме и в сроки, предусмотренные договором и сдать законченные работы Заказчику в порядке, установленном настоящим договором.
2.3.8. Своевременно предоставлять Заказчику достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении настоящего договора, а также к установленному договором сроку обязан предоставить Заказчику результаты выполнения работы, предусмотренные настоящим договором.
2.3.14. Передать Заказчику результат выполненной работы.
2.2. Заказчик вправе:
2.2.1. Осуществлять контроль за выполнением работ, их надлежащим качеством. Получать от Подрядчика устные и письменные объяснения о ходе исполнения обязательств по настоящему договору.
2.2.2. Требовать от Подрядчика надлежащего выполнения обязательств по настоящему договору.
2.2.3. В любое время проверять ход и качество выполняемых Подрядчиком работ. При обнаружении недостатков в работе, ухудшающих ее результат, составить двухсторонний акт с перечнем недостатков и сроков их устранения, требовать от Подрядчика безвозмездного их устранения в указанные сроки.
2.2.4. Отказаться от приемки результатов выполненных Подрядчиком работ в случае обнаружения существенных недостатков, дефектов, нарушений до момента их устранения силами Подрядчика.
Положениями рассматриваемого договора предусмотрена электронная приемка результатов работ. Так, в соответствии с п. 3.2 договора, приемка выполненных Подрядчиком работ осуществляется по окончании всего объема работ в следующем порядке:
- При надлежащем образом исполненных условиях договора Подрядчиком Заказчик не позднее двадцати рабочих дней, следующих за днем поступления документа о приемке в соответствии с п. 3 ч.13 ст. 94 Федерального закона N 44-ФЗ, Заказчик осуществляет одно из следующих действий:
а) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе документ о приемке;
б) формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа.
В силу п 3.13 договора, оформление и подписание документов о приемке осуществляется в электронной форме в ЕИС, в соответствии с частями 13,14 статьи 94 Федерального Закона 44-ФЗ.
Из положений п. 3.14 договора следует, что датой приемки выполненной работы считается дата размещения в единой информационной системе документа о приемке, подписанного Заказчиком.
Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с п. 7.2 договора, Расторжение договора допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны договора от исполнения договора в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения договора в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также в случае неисполнения, просрочки исполнения, либо ненадлежащего исполнения Подрядчиком условий договора, в том числе:
- в случае выполнения Подрядчиком работ ненадлежащего качества,
- в случае установления факта проведения ликвидации Подрядчика - юридического лица или наличия решения арбитражного суда о признании Подрядчика банкротом и открытии в отношении него конкурсного производства,
- в случае неустранения Подрядчиком недостатков, выявленных в ходе исполнения договора или невозможность их устранить из-за существенности,
- по основаниям, предусмотренным ст. 451 Гражданского кодекса Российской Федерации,
- по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно представленным в материалы дела документам, 01.12.2022 г. членами комиссии Заказчика проведен осмотр здания поликлинического подразделения ГБУЗ "Переволоцкая РБ" по адресу: Оренбургская область, Переволоцкий район, п. Переволоцкий, пер. Больничный 8Б, литер Л. В соответствии с актом осмотра, на момент визуального осмотра работы по капитальному ремонту не закончены, а именно:
- не покрашены стены в процедурном и прививочном кабинете, коридоре;
- не постелен линолеум в коридоре;
- не выполнены электротехнические работы.
В срок до 13.12.2022 г. указанные замечания устранены Подрядчиком не были, в связи с чем 13.12.2022 г. ГБУЗ "Переволоцкая районная больница" в адрес ИП Аминева З.А. была направлена претензия исх. N УЗ-95/364-И2022, согласно которой Заказчик просил принять исчерпывающие меры для исполнения условий договора. Ответ на данную претензию в материалы дела представлен не был, работы по устранению выявленных недостатков не проведены.
В ходе исполнения договора Заказчиком неоднократно выявлялись замечания, не позволяющие Подрядчику выполнить работы в срок, установленный договором. Так, в материалы дела представлены акты визуального осмотра здания поликлинического подразделения ГБУЗ "Переволоцкая РБ" от 13.12.2022 г., 19.12.2022 г., 23.12.2022 г., 28.12.2022 г., 30.12.2022 г., 11.01.2023 г., 18.01.2023 г., 23.01.2023 г., 01.02.2023 г., 08.02.2023 г., 10.03.2023 г., 05.04.2023 г., согласно которым комиссия ГБУЗ "Переволоцкая районная больница" указывает на некачественное выполнение работ Подрядчиком.
В целях устранения выявленных недостатков Заказчиком в адрес ИП Аминева З.А. направлялись претензии N УЗ-95/374-И2022 от 19.12.2022 г., N УЗ-95/385-И2022 от 23.12.2022 г., N УЗ-95/391-И2022 от 28.12.2022 г., N УЗ-95/396-И2022 от 30.12.2022 г., N УЗ-95/8-И2023 от 11.01.2023 г., N УЗ-95/41-И2023 от 01.02.2023 г., N УЗ-95/53-И2023 от 08.02.2023 г., N УЗ-95/98-И2023 от 10.03.2023 г., N УЗ-95/132-И2023 от 05.04.2023 г.
Представитель Подрядчика пояснил, что 08.02.2023 г. ИП Аминевым З.А. в ЕИС были размещены акты выполненных работ КС-2, КС-3 по объекту капитального ремонта. 16.02.2023 г. со стороны Заказчика было получено информационное письмо, в котором сообщается о готовности ГБУЗ "Переволоцкая районная больница" принять и оплатить выполненные работы, но после предоставления копии сертификатов, паспорта и иных документов, подтверждающих качество используемых при выполнении работ материалов, а также акты скрытых работ по объекту капитального ремонта. Запрашиваемые документы были предоставлены Подрядчиком.
Представитель Заказчика пояснил, что анализ представленных документов показал, что сертификат на двери не соответствовал указанным в локально-сметном расчете дверям. Кроме того, сертификат на линолеум относится к бытовому, тогда как локально-сметным расчетом предусмотрен линолеум коммерческий гомогенный, отличающийся прочностью и дающий возможность выбора дизайна.
Относительно вышеуказанных замечаний представитель ИП Аминева З.А. пояснил, что Подрядчик в целях устранения недостатков приобрел необходимый коммерческий гомогенный линолеум Tarket IQ monolit и входную деревянную дверь ДН-2*1000, что подтверждается счет-фактурой N 34 от 12.05.2023 г., представленной в адрес Инспекции Оренбургского УФАС России.
Согласно ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
С учетом требований ч.13 ст. 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
10.05.2023 10:19 (МСК) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено Заказчиком в Единой информационной системе (Решение об одностороннем отказе N 1 от 10.05.2023 г.). Поставщиком Получено 10.05.2023 10:19 (МСК).
Таким образом, учитывая положения ч. 12.1, ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе, односторонний отказ Заказчика от исполнения контракта вступил в силу 21.05.2023 г.
Следовательно, на дату заседания Инспекции Оренбургского УФАС России решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения договора считается вступившим в силу.
Таким образом, Инспекция Оренбургского УФАС России по результатам исследования и оценки представленных доказательств и доводов сторон установила, что в материалах дела отсутствуют доказательства, однозначно свидетельствующие о том, что неисполнение указанного договора обусловлено недобросовестным поведением Поставщика, целенаправленно уклонившегося от его исполнения при имеющейся у него соответствующей возможности надлежащим образом его исполнить, и таком уклонении лица от исполнения условий контракта, которое свидетельствует о его недобросовестном поведении.
В соответствии с ч. 1 ст. 104 Закона о контрактной системе, ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Обращение о включении в РНП подано в Оренбургское УФАС России 23.05.2023 г., то есть с соблюдением сроков, предусмотренных положениями ст. 95, ст. 104 Закона о контрактной системе.
Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положений законодательства в сфере закупок, о недобросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблении в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Основанием для включения в РНП является только такое действие лица, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требований Закона о контрактной системе.
При принятии решения о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) нельзя ограничиваться формальной позицией, поэтому по делу подлежат установлению обстоятельства недобросовестного поведения поставщика.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, сформированной Определением от 19.02.2015 N 301-КГ15-632 по делу N А29-3152/2014, при рассмотрении вопроса о законности решения о включении или невключении лица в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Из представленных в материалы дела документов и пояснений сторон следует, что 07.04.2023 г. 10:17:07(МСК) Подрядчиком посредством функционала ЕИС размещен акт о приемке выполненных работ N 1 от 30.11.2022 г. (исправление N 5 от 07.04.2023 г.) на сумму 3 898 603,29 рублей. Указанный акт подписан Заказчиком в ЕИС 26.04.2023 г. 13:22:21(МСК), оплачен 27.04.2023 г. (платежное поручение N 66730 от 26.04.2023 г).
На основании имеющихся в материалах дела доказательств, Инспекция Оренбургского УФАС России, обстоятельств, объективно свидетельствующих о наличии умышленных недобросовестных действий Подрядчика, не выявила.
Инспекция Оренбургского УФАС России при вышеуказанных обстоятельств не имеет достаточных оснований для включения информации об ИП Аминове З.А. в РНП.
Руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения Реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
В удовлетворении требований Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Переволоцкая районная больница" (N 035320003490000005 от 23.05.2023 г., вх. N 1274/23 от 23.05.2023 г.) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении индивидуального предпринимателя Аминева Заки Абдуловича (ИНН: 564000005375) в связи с расторжением контракта на основании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту поликлинического подразделения ГБУЗ "Переволоцкая РБ" по адресу: Оренбургская область, Переволоцкий район, п. Переволоцкий, пер. Больничный 8Б, литер Л. (номер извещения N 0853500000322004616), отказать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его вынесения.
Председатель Инспекции
Члены Инспекции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 29 мая 2023 г. N 056/10/104-553/2023 (ключевые темы: реестр недобросовестных поставщиков - капитальный ремонт - решение об одностороннем отказе от исполнения контракта - подрядчик - государственное бюджетное учреждение)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.06.2023