Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - Амурское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе: Горячевой Н.В. - председателя Комиссии, заместителя руководителя управления; Парнищевой М.М. - начальника отдела контроля закупок; Стрелковой Е.В. - главного специалиста-эксперта указанного отдела, Бутковской Н.В.- ведущего специалиста-эксперта указанного отдела,
в отсутствие представителей сторон по делу N 028/06/106-399/2023, N 028/06/106-400/2023, уведомленных о рассмотрении дел надлежащим образом,
рассмотрела поступившие в Амурское УФАС России от Индивидуального предпринимателя Тожибаева Захиджона Пазилжоновича и Индивидуального предпринимателя Блиновой Надежды Алексеевны (далее - Заявители) жалобы о действиях Муниципального заказчика - Муниципального бюджетного учреждения "Магдагачинский районный дом культуры" (далее - Заказчик) при осуществлении закупки в форме открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по ремонту фасада здания районного Дома культуры, объявленного извещением от 02.05.2023 N 0123300015623000040 на электронной площадке РТС-тендер http://www.rts-tender.ru, выразившихся, по мнению заявителя, в нарушении положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно: документы извещения о закупке не соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе.
Доводы жалоб сводятся к следующему: документы извещения о закупке не соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе, Заказчик не вправе устанавливать требования, в соответствии с которыми к оценке принимаются контракты (договоры) стоимостью не менее 10% от начальной (максимальной) цены контракта на право заключения которого проводится закупка. Требование в отношении минимальной стоимости исполненных контрактов является ненадлежащим. Закупочная документация, по мнению заявителей не соответствует также положениям Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 в части порядка оценки, установленного заказчиком.
Заявители просят выдать Заказчику предписание об устранении нарушений законодательства и внесении изменений в закупочную документацию (извещение от 02.05.2023 N 0123300015623000040).
Заказчик в письменных пояснениях, представленных в материалы дела с доводами жалоб не согласился. Просит признать жалобы необоснованными.
Комиссия Амурского УФАС России, рассмотрев жалобы, исследовав материалы дела, проведя внеплановую проверку закупочной процедуры
УСТАНОВИЛА:
02.05.2023 Заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке РТС-тендер http://www.rts-tender.ru опубликовано извещение N 0123300015623000040 о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по ремонту фасада здания районного Дома культуры.
Начальная (максимальная) цена контракта - 7 706 793,83 руб.
Дата и время начала срока подачи заявок - 02.05.2023. Дата и время окончания срока подачи заявок - 22.05.2023 09:00 (МСК+6). Дата окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок - 24.05.2023. Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 25.05.2023.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 24.05.2023 NПРОII1 на участие в закупке поступило 5 (пять) заявок.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 25.05.2023 NИЭОК1 победителем электронного конкурса признан участник закупки с идентификационным номером 114207302.
Запросы на разъяснение конкурсной документации не поступали.
В части доводов жалоб о не соответствии закупочной документации положениям Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 Комиссия Амурского УФАС России установила следующее:
Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В извещении по рассматриваемой закупке Заказчиком установлены следующие критерии:
1) Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги.
2) Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Сумма величин значимости всех используемых Заказчиком критериев составляет 100% (сто) процентов (критерий "цена контракта" - 60%, критерий "квалификация участников" - 40%).
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 24 части V Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 г. N 2604, для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В извещении по рассматриваемой закупке Заказчиком в приложении N 4 к извещению "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" к критерию оценки - Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта (договора), и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, установлен один показатель оценки - наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта. значимость показателя оценки установлена в размере 100 процентов ( сумма величин значимости всех применяемых показателей оценки по критерию оценки составляет 100 процентов).
Согласно пункту 8 части I Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденного Постановлением правительства Российской Федерации от 31.12.2021 г. N 2604, в случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным подпунктами "в" и "г" пункта 3 настоящего Положения:
а) применяются детализирующие показатели;
б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;
в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.
В соответствии с пунктом 28 части V Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденного Постановлением правительства Российской Федерации от 31.12.2021 г. N 2604, В случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
В приложении N 4 к извещению "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" к показателю оценки - наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта, установлены следующие детализирующие показатели оценки в количестве 3 (трех):
общая цена исполненных участником закупки договоров (Признак 1);
общее количество исполненных участником закупки договоров (Признак 2);
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров (Признак 3);
В соответствии с пунктом 33 части IV Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденного Постановлением правительства Российской Федерации от 31.12.2021 г. N 2604, при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт на выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений:
а) критерии оценки, предусмотренные подпунктами "б" и "в" пункта 3 настоящего Положения, не применяются;
б) для оценки заявок по критерию оценки, предусмотренному подпунктом "г" пункта 3 настоящего Положения, подлежит обязательному применению исключительно показатель оценки, предусмотренный подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, в отношении показателя, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений, строительству, реконструкции капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
г) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" пункта 28 настоящего Положения, в том числе если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам).
Заказчик в соответствии с позицией 15 раздела II приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 и предметом закупки - выполнение работ по ремонту фасада здания районного Дома культуры, установил в требованиях к содержанию, составу заявки на участие в электронном конкурсе и инструкции по ее заполнению, следующие дополнительные требования:
наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства.
Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Также Заказчиком в составе извещения по рассматриваемой закупке установлены информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
В нарушение названных норм законодательства о контрактной системе условие о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) в извещении по закупке заказчиком не установлено.
В части доводов Заявителя о неправомерном установлении требования о принятии к оценке контрактов (договоров) стоимостью не менее 10% от начальной (максимальной) цены контракта на право заключения которого проводиться закупка, Комиссия Амурского УФАС установила следующее:
В соответствии с частью 2 статьи 31 Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно пункту 2.1 названного постановления если при применении конкурентных способов начальная (максимальная) цена контракта, сумма начальных (максимальных) цен контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет двадцать миллионов рублей и более, заказчик (за исключением случая осуществления закупок, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частью 2 настоящей статьи) устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта.
Заказчик в соответствии с позицией 15 раздела II приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 и предметом закупки - выполнение работ по ремонту фасада здания районного Дома культуры, установил в требованиях к содержанию, составу заявки на участие в электронном конкурсе и инструкции по ее заполнению, следующие дополнительные требования:
наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства.
Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Также Заказчиком в составе извещения рассматриваемой закупки установлены информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
Названные дополнительные требования установлены Заказчиком правомерно, в соответствии с Законом о контрактной системе.
Рассмотрев жалобы Индивидуального предпринимателя Тожибаева Захиджона Пазилжоновича и Индивидуального предпринимателя Блиновой Надежды Алексеевны при проведении закупки в форме открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по ремонту фасада здания районного Дома культуры, объявленного извещением от 02.05.2023 N 0123300015623000040 на электронной площадке РТС-тендер http://www.rts-tender.ru, проведя внеплановую проверку названной закупочной процедуры, руководствуясь пунктом 1 части 3, части 15 статьи 99, части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Амурского УФАС России приняла
РЕШЕНИЕ:
1. Признать жалобу Индивидуального предпринимателя Тожибаева Захиджона Пазилжоновича - обоснованной в части.
2. Признать жалобу Индивидуального предпринимателя Блиновой Надежды Алексеевны - необоснованной.
3. Признать в действиях муниципального заказчика - Муниципального бюджетного учреждения "Магдагачинский районный дом культуры" нарушение части 8 статьи 32, Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
5. Передать материалы дела должностному лицу Амурского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение Комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 26 мая 2023 г. N 028/06/106-399/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.05.2023