Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):,
ООО "Дитеско" (далее - Заявитель):,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 12260-ЭП/23 от 18.05.2023) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по привлечению экспертов для участия в контрольном мероприятии "Выборочная проверка работ по ремонту дорог общего пользования и благоустройству, выполняемых на территории Санкт-Петербурга в рамках государственных (муниципальных) контрактов" для проведения лабораторных испытаний с целью определения физико-механических свойств асфальтобетонных смесей (извещение N 0172200006723000038) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 11.05.2023 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), номер извещения 0172200006723000038. Начальная (максимальная) цена контракта - 3 410 000, 00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в следующем:
- нарушении правил описания объекта закупки.
Заказчик с доводами жалобы не согласен.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителя Заказчика, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 5 ст. 24 Закона о контрактной системе электронный аукционе является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 настоящего Федерального закона) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном п. 9 ч. 3 ст. 49 настоящего Федерального закона, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.
Электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе).
В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе).
При формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что при формировании технического задания заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению требований к конкретным показателям товаров, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности, с учетом норм Закона о контрактной системе.
В доводах жалобы Заявитель указал, что неустановление Заказчиком требования, в соответствии с которым услуга должна оказываться исключительно собственной или привлекаемой лабораторией, которая имеет аккредитацию в национальной системе аккредитации противоречит действующему законодательству.
В соответствии с п. 4.8 описания объекта закупки Заказчиком установлено:
"Услуга оказывается лабораторией, имеющей аккредитацию, которая должна соответствовать наименованию необходимых лабораторных и инструментальных испытаний".
В соответствии с положениями п. 2 ч. 1 ст. 1 Федерального закона N 412-ФЗ, указанный закон регулирует отношения, возникающие между участниками национальной системы аккредитации, иными установленными Федеральным законом N 412-ФЗ лицами, в связи с осуществлением аккредитации в национальной системе аккредитации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, привлекаемых контрольными (надзорными) органами к осуществлению контрольных (надзорных) мероприятий в целях государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона N 412-ФЗ, для аккредитации заявитель представляет в национальный орган по аккредитации заявление об аккредитации и прилагаемые к нему документы в форме электронного документа.
Таким образом, законодатель положениями Федерального закона N 412-ФЗ не устанавливает обязанность осуществления аккредитации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, привлекаемых контрольными (надзорными) органами к осуществлению контрольных (надзорных) мероприятий в целях государственного контроля (надзора), муниципального контроля, как указывает в жалобе Заявитель, а определяет порядок аккредитации указанных лиц, имеющий в соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона N 412-ФЗ, заявительный характер.
Согласно положениям частей 1 и 8 статьи 1 Федерального закона N 248-ФЗ, Федеральный закон N 248-ФЗ регулирует отношения по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, устанавливает гарантии защиты прав граждан и организаций как контролируемых лиц.
Виды федерального государственного контроля (надзора), виды регионального государственного контроля (надзора) по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, виды муниципального контроля устанавливаются федеральными законами. Виды регионального государственного контроля (надзора) по предметам ведения субъектов Российской Федерации устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
При этом, согласно частям 1 и 4 статьи 2 Федерального закона N 248-ФЗ, положения указанного закона не применяются к организации и осуществлению государственного финансового контроля и муниципального финансового контроля.
В соответствии со статьей 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации, к органам, осуществляющим государственный (муниципальный) финансовый контроль, который разделяется на внешний и внутренний, относятся, соответственно, Счетная палата Российской Федерации, контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, являющиеся органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля, и Федеральное казначейство, органы государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся исполнительными органами субъектов Российской Федерации (органами местных администраций) - органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля..
Федеральный закон N 294-ФЗ регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, положения которого, в соответствии с пунктом 3 части 3.1. статьи 1, также не применяются при осуществлении государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.
Понятие государственного контроля (надзора), а также его виды отражены в положениях статьи 2 Федерального закона N 294-ФЗ, согласно которым, под государственным контролем (надзором) понимается деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации).
Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга от 29.06.2011 N 455-85, является постоянно действующим государственным органом внешнего государственного финансового контроля Санкт-Петербурга.
Таким образом, требования Федеральных законов N 248-ФЗ и N 294-ФЗ, в том числе об обязательном привлечении контрольными (надзорными) органами при осуществлении государственного контроля (надзора) аккредитованных в НСА РФ юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не распространяются на деятельность органов внешнего государственного контроля, следовательно, Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга.
Привлечение экспертов (экспертных организаций) для реализации Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга своих полномочий по внешнему государственному финансовому контролю в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, осуществляется посредством проведения закупочных процедур в рамках Закона о контрактной системе.
В соответствии с положениями ст. 3 Закона о контрактной системе, под экспертом, экспертной организацией понимаются обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, либо юридическое лицо (работники юридического лица должны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла), которые осуществляют на основе договора деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также по подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком, участником закупки вопросам в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Согласно пункту 1 статьи 31 Федерального закона N 184-ФЗ, аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по оценке (подтверждению) соответствия, осуществляется национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
В соответствии с пунктом 12 статьи 4 Федерального закона N 412-ФЗ под национальным органом по аккредитации понимается федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по аккредитации в национальной системе аккредитации.
При этом, Федеральный закон N 412-ФЗ является законодательным актом, определяющим единый порядок аккредитации для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, тогда как необходимость и обязательность аккредитации в конкретных областях деятельности устанавливается отраслевым законодательством Российской Федерации, техническими регламентами Евразийского экономического союза (Таможенного союза), иными документами, имеющими статус обязательных, международными документами.
Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона N 412-ФЗ, аккредитация осуществляется на основе принципа добровольности.
Системами добровольной сертификации выдаются аттестаты аккредитации
испытательных лабораторий, подтверждающие соответствие требованиям к компетенции, предъявляемым ГОСТ ISO/IEC 17025-2019. Межгосударственный стандарт. Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий" (введен в действие Приказом Росстандарта от 15.07.2019 N 385-ст) к предоставлению услуг по техническому регулированию согласно международным соглашениям Российской Федерации с Всемирной торговой организации о технических барьерах.
В данных аттестатах аккредитации испытательных лабораторий в обязательном порядке указывается область деятельности лаборатории с указанием контролирующих параметров, измеряемых показателей и соответственно нормативны документов.
Следовательно, испытательные лаборатории, в добровольном порядке получившие аттестат системы добровольной сертификации, включенной в Единый реестр зарегистрированных систем добровольной сертификации, также имеют соответствующий возможности по проведению требуемых испытаний материалов, что в свою очередь обеспечивает конкуренцию, в части возможности участия в закупке большего количества участников.
Согласно п. 5.4 "ГОСТ ISO/IEC 17025-2019. Межгосударственный стандарт. Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий" лаборатория должна осуществлять свою деятельность таким образом, чтобы соответствовать требованиям настоящего стандарта, своих заказчиков, регулирующих органов и организаций, обеспечивающих признание. Лаборатория должна нести ответственность за деятельность, осуществляемую во всех местах ее постоянного размещения, вне мест ее постоянного размещения, на временных или передвижных площадях и на объектах заказчика.
Из содержания ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 прямо не следует о наличии аккредитации в национальной системе аккредитации.
Согласно пунктам 1.1., 4.1., 4.6. - 4.8 Приложения N1 "Описание объекта закупки" Документации, объектом закупки является оказание услуг по привлечению экспертов для участия в контрольном мероприятии "Выборочная проверка работ по ремонту дорог общего пользования и благоустройству, выполняемых на территории Санкт-Петербурга в рамках государственных (муниципальных) контрактов" для проведения лабораторных испытаний с целью определения физико-механических свойств асфальтобетонных смесей.
Исполнитель обеспечивает оказание услуг персоналом, имеющим необходимую квалификацию и опыт оказания соответствующих услуг, с использованием своего оборудования и технических средств, необходимых для оказания услуг.
Лабораторные испытания должны осуществляться в порядке, установленном техническими регламентами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено требованиями законодательства Российской Федерации.
Услуга оказывается лабораторией, имеющей аккредитацию, которая должна соответствовать наименованию необходимых лабораторных и инструментальных испытаний.
Услуги оказываются с соблюдением требований законодательства, действующего на территории Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. При этом возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее рабочего дня, предшествующего дню рассмотрения жалобы по существу.
Представителем Заказчика даны пояснения, согласно которым извещение соответствует требованиям п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
При этом, требования о предоставлении участником закупки в составе заявки документов, подтверждающих аккредитацию в НСА РФ той или иной испытательной лаборатории, в случае привлечения ее Исполнителем для реализации государственного контракта, Заказчиком не установлены.
Заявителем в материалы дела доказательств обратного не представлено, в связи с чем довод жалобы не находит своего подтверждения и признается необоснованным.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Дитеско" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 24 мая 2023 г. N 44-1882/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.05.2023