Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ГБОУ начальная общеобразовательная школа N 99 "СТАРТ" Петроградского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
ООО "Средства индивидуальной защиты" (далее - Заявитель):
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 12273-ЭП/23 от 18.05.2023) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку комплектов оборудования и материалов в кабинет ОБЖ (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 10.05.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372500002523000010. Начальная (максимальная) цена контракта - 826 714, 00 рублей.
В жалобе ООО "Средства индивидуальной защиты" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в нарушении порядка описания объекта закупки, так, Заявитель утверждает, что совокупность характеристик закупаемого товара, указанных Заказчиком в описании объекта закупки, указывает на товар, производимый единственным производителем, а установленные требования к характеристикам товара приведены без учета информации, содержащейся в КТРУ.
Заказчик с доводами Заявителя не согласился по основаниям, изложенным в письменных возражениях на жалобу.
Информация, изложенная в жалобе, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом, частью 6 ст. 23 Закона о контрактной системе установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктами 3, 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145, установлено, что заказчики должны применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с пунктом 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Пунктом 5 Правил установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22, 23 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
В соответствии с п. 6 Правил, в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В силу п. 7 Правил, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
В своей жалобе Заявитель утверждает, что при описании объекта закупки Заказчик установил уникальные характеристики, показатели и значения которых характерны только для противогазов производства компании ООО "БРИЗ-КАМА", а именно противогаз Бриз-3306.
Из содержания извещения о проведении закупки следует, что в объект закупки Заказчиком включена, в том числе, поставка противогазов в количестве 30 шт. Также в извещении о проведении закупки Заказчиком приведены требования к закупаемым противогазам, а именно:
Тип противогаза по назначению - "Гражданский" (для гражданского населения страны).
Противогаз должен быть предназначен для защиты органов дыхания, глаз и кожи лица человека, из числа гражданского населения, от радиоактивных веществ (в том числе радиоактивной пыли), опасных токсичных химических веществ (в том числе аварийно-химически опасных веществ ингаляционного действия (АХОВИД)), находящихся в атмосфере в виде паров, газов и аэрозолей, а также от биологических аэрозолей.
Противогаз должен быть предназначен для использования в зонах возможного радиоактивного, химического и бактериологического загрязнения, возникшего в условиях чрезвычайных ситуация, обусловленных такими неблагоприятными факторами как природные и техногенные аварии и катастрофы, а также террористические акты, в результате которых в атмосферу происходит выделение вредных веществ.
Противогаз должен быть предназначен для использования штатными и нештатными формированиями по обеспечению выполнения мероприятий гражданской обороны.
Противогаз должен быть противогазоаэрозольным (комбинированным) фильтрующим средством индивидуальной защиты органов дыхания с изолирующей лицевой частью от химических и радиационных факторов и соответствовать требованиям ТР ТС 019/2011 в отношении указанного типа средств индивидуальной защиты.
Противогаз должен иметь сертификат соответствия обязательным требованиям безопасности, предусмотренным п. 4.4 и п. 4.5 ТР ТС 019/2011 в отношении противогазоаэрозольных (комбинированных) средств индивидуальной защиты органов дыхания с изолирующей лицевой частью от химических и радиационных факторов.
Противогаз должен обеспечивать возможность приема и передачи звуковой информации голосом и с помощью технических средств, а также легкость надевания на пострадавшего человека.
В комплектацию противогаза должны входить:
- лицевая часть - маска "БРИЗR-4303 (МГП)" категория 2 - 1 штука;
- фильтр комбинированный из композитного материала* марок "А, В, Е, К, SX**, HgP3**", класса эффективности фильтрации от газов и паров "1" - 1 штука;
- средство против запотевания;
- сумка для ношения и хранения противогаза;
- руководство по эксплуатации на упаковочное место;
- паспорт на изделие на партию.
Фильтр, комбинированный должен соответствовать ГОСТ 12.4.235-2019 "ССБТ. Средства индивидуальной защиты противогазовые и комбинированные. Общие технические требования. Методы испытаний. Маркировка.".
Маркировка фильтров должна содержать указание на соответствие ГОСТ 12.4.235-2019, "наименование химических веществ, защиту от которых обеспечивает фильтр марки "SX", а также "Максимальное время использования 50 часов" для фильтра специальной марки "HgP3".
Гарантийный срок хранения противогазов должен быть не менее 13 лет с даты изготовления.
Комиссия УФАС констатирует, что КТРУ содержит описание (требования к характеристикам оборудования) вышеуказанной товарной позиции (Противогаз, код КТРУ 32.99.11.110-00000003) с обязательным применением заказчиками с 03.08.2020.
Комиссия УФАС также отмечает, что описание закупаемого Заказчиком противогаза, а именно функциональные и потребительские свойства товара, требования к значениям показателей характеристики оборудования приведены Заказчиком без учета информации, содержащейся в КТРУ, путем установления дополнительных требований к указанному товару, которые не предусмотрены каталогом. При этом Заказчиком не приведено обоснования необходимости использования при описании противогазов дополнительных характеристик, не предусмотренных КТРУ.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС отмечает, что в рассматриваемой части Заказчиком нарушен порядок использования сведений, содержащихся в КТРУ при описании объекта закупки, что является нарушением ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе.
2. Комиссия УФАС также отмечает, что в случае, если при закупке товаров среди требуемых к поставке позиций присутствует хотя бы один товар, требования к характеристикам которого установлены таким образом, что совокупности таких требований отвечает только товар единственного производителя, то положения документации о такой закупке имеют признаки ограничения количества участников закупки, так как закупить и поставить уникальный товар имеет возможность только ограниченный круг лиц, имеющий с производителем такого товара партнерские отношения и/или иные договоры о сотрудничестве.
Кроме того, при наличии у Заказчика обоснованной потребности в поставке именно таких товаров, характеристики которых указаны в извещении, Заказчику необходимо удостовериться в несовместимости оборудования установленного на объекте Заказчика с товарами иных производителей, а также определить, каким образом требуемый товар наилучшим образом удовлетворяет потребность Заказчика, а также, в чем такой товар превосходит по характеристикам аналогичные товары, представленные на рынке, и в связи с чем в работе учреждения не могут быть использованы эквивалентные товары, в противном случае, пренебрежение указанными действиями указывает на избыточность потребительских свойств товара, что не допустимо ст. 19 Закона о контрактной системе.
При этом, Заказчику требуется обладать документальным подтверждением такой несовместимости или обоснованием потребности, но не руководствоваться предположениями.
На основании вышеизложенного, в случае невозможности участников закупки закупить и поставить требуемый Заказчику товар, обладающий уникальными потребительскими свойствами наряду с иными характеристиками, указанная закупка будет проведена только для тех лиц, имеющих договорные отношения с определенным производителем товара, что непосредственно является ограничением круга потенциальных участников закупки, что напрямую запрещается нормами ст. 33 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии УФАС Заказчик не представил достаточных и неопровержимых доказательств, опровергающих довод Заявителя о том, что описанный им товар содержит характеристики товара производимого единственным производителем, также Заказчиком не приведено обоснования необходимости приобретения товара, именно с теми, конкретными характеристиками, которые были указаны им при описании объекта закупки без возможности предложить к поставке товар с иными, в том числе улучшенными потребительскими свойствами и функционалом.
Более того, описание объекта закупки прямо указывает на необходимость поставки противогазов конкретного производителя, в частности, Заказчиком определено, что в комплектацию противогаза должны входить лицевая часть - маска "БРИЗR-4303. При этом наименование "БРИЗ" является средством индивидуализации противогазов, производимых ООО "Бриз-Кама". В свою очередь, возможность комплектования противогаза эквивалентным товаром не предусмотрена в извещении.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что, установив вышеуказанные требования, Заказчик, утвердивший описание объекта закупки, допустил нарушения ч. 2 ст. 42 (п. 1 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.
3. Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дает основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об их устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Средства индивидуальной защиты" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 6 ст. 23, ч. 2 ст. 42 (п. 1 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его комиссии по осуществлению закупок и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 24 мая 2023 г. N 44-1871/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.05.2023