Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителя ООО "ЭДУТЕХ" (далее - Заявитель):
в отсутствие представителей ГБОУ "Гимназия N 528 Невского района Санкт-Петербурга" (далее - Заказчик), уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 12394-ЭП/23 от 19.05.2023) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку, сборку, установку, настройку, подключение интерактивного оборудования для оснащения новых классов (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 11.05.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200229723000006. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 688 224, 00 рублей.
В жалобе ООО "ЭДУТЕХ" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя в нарушении порядка описания объекта закупки в части описания закупаемого оборудования без учета информации, размещенной в КТРУ, в также в установлении требований, совокупность которых указывает на оборудование единственного производителя. Также Заявитель полагает, что Заказчиком не установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, которое также входит в объект закупки.
Информация, изложенная в жалобе, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом, частью 6 ст. 23 Закона о контрактной системе установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктами 3, 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145, установлено, что заказчики должны применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с пунктом 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Пунктом 5 Правил установлено, что Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22, 23 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
В соответствии с п. 6 Правил, в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В силу п. 7 Правил, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
Из содержания извещения о проведении закупки следует, что в объект закупки Заказчиком включена, в том числе, поставка товарной позиции Интерактивный комплекс дистанционного обучения
Также в извещении о проведении закупки Заказчиком приведены требования к характеристикам указанного оборудования:
В связи с отсутствием в КТРУ товара "Интерактивный комплекс дистанционного обучения ОКПД 2: 26.20.16.190" заказчик, руководствуясь п.7. "В случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона" Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона:
Назначение комплекса: для проведения видеоконференций и лекций дистанционного обучения.
Возможность интерактивного комплекса проводить полноценные аудио/видео конференции, не используя сторонние устройства: наличие.
Режим онлайн-урок: наличие.
Возможность проводить опросы/тестирования: наличие.
Возможность демонстрации своего экрана: наличие.
Возможность демонстрации экрана собеседника: наличие.
Функция записи конференции: наличие.
Онлайн чат: наличие.
Функция чата: возможность отправлять текстовые либо аудио сообщения.
Возможность записи лекций: наличие.
Видеозвонки и видеоконференции: до 40 участников.
Групповые UltraHD видеоконференции: до 120 участников.
Инструменты совместной работы: чат, запись, показ презентаций, показ рабочего стола и панель статусов.
Функция проведения совещаний: наличие.
Разделение прав между участниками и докладчиками: наличие.
Встроенная видеокамера, не выступающая за пределы корпуса устройства: наличие.
Количество пикселей матрицы видеокамеры: 8000000 пиксель.
Количество встроенных микрофонов: 6 шт.
Технология сенсора экрана: инфракрасная, оптическая склейка.
Возможность подключения к сети Ethernet проводным способом: наличие.
Поддерживаемые стандарты Ethernet: 10 Base-T/ 10G Base-T/ 100 Base-T/ 1000 Base-T.
Возможность подключения к сети Ethernet беспроводным способом (Wi-Fi): наличие.
Поддерживаемые стандарты Wi-Fi: IEEE 802.11a/b/g/n/aс/ax.
Функция шифрования при беспроводном подключении: WPA/WPA2/WEP.
Разрешение экрана: 3840х2160 пикселей.
Максимальный размер диагонали изображения: 190 см.
Количество отображаемых цветов: 1,07 млрд.
Яркость экрана: 400 кд/м2.
Аспектное соотношение сторон экрана: 16:10.
Статическая контрастность: 1200:1.
Наличие встроенной акустической системы: да.
Количество точек касания: 20 шт.
Высота срабатывания сенсора от поверхности экрана: 1,5 мм.
Диаметр распознаваемого объекта касания: 1 мм.
Время отклика сенсора касания: 8 мс.
Встроенные функции распознавания объектов касания: наличие.
Количество распознаваемых объектов: 5 шт.
Количество поддерживаемых стилусов одновременно: 2 шт.
Возможность использования ладони в качестве инструмента стирания: наличие.
Интегрированный датчик освещенности для автоматической коррекции яркости подсветки: наличие.
Функция беспроводной передачи изображения с устройств на базе ОС Windows: наличие.
Функция беспроводной передачи изображения с устройств на базе ОС МасОS: наличие.
Функция беспроводной передачи изображения с устройств на базе ОС iOS: наличие.
Функция беспроводной передачи изображения с устройств на базе ОС Android: наличие.
Возможность удаленного управления и мониторинга: наличие.
Встроенная индукционная система бесконтактной передачи и приема данных, включая файлы, не выступающая за пределы корпуса интерактивной панели: наличие.
Скорость установки соединения индукционной системы бесконтактной передачи и приема данных: 100 мс.
Настенное крепление в комплекте: наличие.
Слот на корпусе для установки дополнительного вычислительного блока: наличие.
Разъем для подключения дополнительного вычислительного блока с контактами электропитания вычислительного блока от встроенного блока питания интерактивного комплекса и контактами для подключения цифрового видеосигнала и USB для подключения сенсора касания: наличие.
Поддержка разъемом для подключения дополнительного вычислительного блока передачи цифрового видеосигнала с разрешением 3840х2160 пикселей с частотой 60 Гц: наличие.
Наличие функции графического комментирования поверх произвольного изображения, в том числе от физически подключенного источника видеосигнала: наличие.
Интегрированный в пользовательский интерфейс функционал просмотра и работы с файлами основных форматов с USB- накопителей или сетевого сервера: наличие.
Встроенный вычислительный блок: наличие.
Объем оперативной памяти встроенного вычислительного блока: 8 Гбайт.
Объем накопителя встроенного вычислительного блока: 64 Гигабайт.
Количество встроенных портов Ethernet для подключения дополнительных устройств: 2 шт.
Дополнительный вычислительный модуль встроенный в разъем OPS: опционально.
Количество портов USB версии не ниже 3.1, не включая разъемы дополнительного вычислительного блока: 7 шт.
Количество портов USB Type-B версии не ниже 3.1, не включая разъемы дополнительного вычислительного блока: 2 шт.
Версия USB 3.1: gen2 или gen1.
Максимальная скорость передачи данных по интерфейсу Ethernet: 1000 Мбит/с.
Мощность встроенной акустической системы: 30 Ватт.
Количество аудио входов 3,5 мм микрофонного уровня, не включая разъемы дополнительного вычислительного блока: 1 шт.
Количество аудио входов 3,5 мм линейного уровня, не включая разъемы дополнительного вычислительного блока: 1 шт.
Количество аудио выходов 3,5 мм линейного уровня, не включая разъемы дополнительного вычислительного блока: 1 шт.
Возможность передачи видео с разрешением 3840х2160 пикселей через порт USB Type-C: наличие.
Возможность интерактивного взаимодействия с 3D моделями: наличие.
Цветность матрицы, без использования технологии FRC: 10 бит.
Антибликовое защитное стекло: наличие.
Толщина антибликового защитного стекла: 3,2 мм.
Твердость защитного стекла: 7 единиц по шкале Мооса.
Размер пикселя матрицы экрана по вертикали: <0,5 мм.
Плотность пикселей матрицы экрана: 50 ppi.
Условия эксплуатации: в помещении.
Максимальная пропускная способность интерфейса USB: >60 Мбайт/с.
Количество встроенных динамиков: 2 шт.
Мощность каждого динамика: 20 Вт.
Максимальная длина ключа шифрования беспроводного подключения: 40 бит.
Расположение микрофонов: в нижней части интерактивного комплекса и обращены к пользователям.
Максимальное разрешение видеокамеры: 4096х2160 пикселей.
Световая индикация работы встроенной камеры, расположенная около объектива: наличие.
Версия модуля радиосвязи Bluetooth встроенного вычислительного блока: 5.0.
Количество свободных портов USB Type-C версии не ниже 3.0 на лицевой панели интерактивного комплекса: 1 шт.
Возможность передачи питания через порт USB Type-C на лицевой панели интерактивного комплекса: 65 Вт.
Количество свободных портов HDMI версии 2.0 на лицевой панели интерактивного комплекса: 1 шт.
Количество свободных портов USB Type-А версии не ниже 3.0 на лицевой панели интерактивного комплекса: 2 шт.
Количество свободных портов USB Type-B версии не ниже 3.0 на лицевой панели интерактивного комплекса: 1 шт.
Количество DisplayPort входов, не включая разъемы дополнительного вычислительного блока: 1 шт.
Количество D-Sub входов, не включая разъемы дополнительного вычислительного блока: 1 шт.
Максимальная потребляемая мощность подключаемых устройств, питающихся по интерфейсу USB Type-А: <12 Вт.
Нижняя граница диапазона работы Wi-Fi: 2400 МГц.
Верхняя граница диапазона работы Wi-Fi: 2480 МГц.
Максимальная скорость передачи данных по Wi-Fi: 10747 Мбит/с.
Пульт дистанционного управления в комплекте: наличие.
Ширина видимой области экрана: 1649 мм.
Высота видимой области экрана: 927 мм.
Ширина интерактивного комплекса: <1722 мм.
Высота интерактивного комплекса: <1024 мм.
Толщина интерактивного комплекса: 88 мм.
Вес, без учета встраиваемого вычислительного блока, настенного и мобильного крепления: 50,5 кг.
Материал тыльной части корпуса: металл.
Электропитание от сети: 100 В~240 В.
Частота тока питающей сети: 50 Гц _5 Гц.
Температура эксплуатации: от -20 до +40
.
Комиссия УФАС констатирует, что КТРУ содержит описание (требования к характеристикам оборудования) товарной позиции (Интерактивная панель, код КТРУ 26.20.13.000-00000002) с обязательным применением Заказчиками с 16.04.2023, которая, исходя из вышеприведённого описания, входит в состав закупаемого оборудования.
Комиссия УФАС также отмечает, что описание закупаемой Заказчиком интерактивной панели, а именно функциональные и потребительские свойства товара, требования к значениям показателей характеристики оборудования приведено Заказчиком без учета информации, содержащейся в КТРУ, путем установления дополнительных требований к указанному товару, которые не предусмотрены каталогом. При этом Заказчиком не приведено обоснования необходимости использования при описании оборудования дополнительных характеристик, не предусмотренных КТРУ.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС отмечает, что в рассматриваемой части Заказчиком нарушен порядок использования сведений, содержащихся в КТРУ при описании объекта закупки, что является нарушением ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе.
2. В отношении утверждения Заявителя о том, что описание интерактивной панели указывает на единственную модель "Geckotouch IP75GT-C", Комиссия УФАС отмечает, что в случае, если при закупке товаров среди требуемых к поставке позиций присутствует хотя бы один товар, требования к характеристикам которого установлены таким образом, что совокупности таких требований отвечает только товар единственного производителя, то положения документации о такой закупке имеют признаки ограничения количества участников закупки, так как закупить и поставить уникальный товар имеет возможность только ограниченный круг лиц, имеющий с производителем такого товара партнерские отношения и/или иные договоры о сотрудничестве.
Кроме того, при наличии у Заказчика обоснованной потребности в поставке именно таких товаров, характеристики которых указаны в извещении, Заказчику необходимо удостовериться в несовместимости оборудования установленного на объекте Заказчика с товарами иных производителей, а также определить, каким образом требуемый товар наилучшим образом удовлетворяет потребность Заказчика, а также, в чем такой товар превосходит по характеристикам аналогичные товары, представленные на рынке, и в связи с чем в работе учреждения не могут быть использованы эквивалентные товары, в противном случае, пренебрежение указанными действиями указывает на избыточность потребительских свойств товара, что не допустимо ст. 19 Закона о контрактной системе.
При этом, Заказчику требуется обладать документальным подтверждением такой несовместимости или обоснованием потребности, но не руководствоваться предположениями. На основании вышеизложенного, в случае невозможности участников закупки закупить и поставить требуемый Заказчику товар, обладающий уникальными потребительскими свойствами наряду с иными характеристиками, указанная закупка будет проведена только для тех лиц, имеющих договорные отношения с определенным производителем товара, что непосредственно является ограничением круга потенциальных участников закупки, что напрямую запрещается нормами ст. 33 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии УФАС Заказчик не представил достаточных и неопровержимых доказательств, опровергающих довод Заявителя о том, что описанный им товар содержит характеристики товара, производимого единственным производителем, также Заказчиком не приведено обоснования необходимости приобретения товара, именно с теми, конкретными характеристиками, которые были указаны им при описании объекта закупки без возможности предложить к поставке товар с иными, в том числе, улучшенными потребительскими свойствами и функционалом.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что, установив вышеуказанные требования, Заказчик, утвердивший описание объекта закупки, допустил нарушения ч. 2 ст. 42 (п. 1 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.
3. Согласно п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Частью 3 ст. 14 Закона о контрактной системе установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
В силу п. 2(1) Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236, для целей применения пункта 2 настоящего постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
Из содержания описания объекта закупки следует, что предметом аукциона является поставка оборудования, оснащенного программным обеспечением, требования к которому также приведены в вышеприведенном описании.
Таким образом, в силу п.п. б) п. 2(1) Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236, Заказчик при размещении рассматриваемой закупки был обязан установить запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств.
Комиссия УФАС отмечает, что согласно извещению о проведении аукциона, Заказчиком не установлен запрет для участников рассматриваемой закупки в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", принятым в рамках статьи 14 Закона о контрактной системе, что является нарушением п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
4. На основании ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки.
В соответствии с ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе, любой участник закупки, зарегистрированный в ЕИС, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
На заседании Комиссии УФАС установлено, что 15.05.2023 в 16:02 часов Заявителем в адрес Заказчика был направлен запрос о разъяснении положений извещения, о чем имеется соответствующий скриншот из личного кабинета Заявителя.
При этом в установленные Законом о контрактной системе сроки Заказчиком ответ на запрос размещен не был.
Кроме того, представители Заказчика на заседание Комиссии УФАС не явились, доказательств обратного не представили.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу, что действия Заказчика, не разместившего в ЕИС разъяснение положений извещения, нарушают ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
5. Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об их устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЭДУТЕХ" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 6 ст. 23, ч. 2 ст. 42 (п. 1 ч. 1 ст. 33), п. 15 ч. 1 ст. 42 (ч. 3 ст. 14), ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной торговой площадки предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 25 мая 2023 г. N 44-1896/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.05.2023