Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителя ГБОУ СОШ N 257 Пушкинского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей ИП Подгайской Е.А (далее - Заявитель), при надлежащем уведомлении о месте и времени заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 12539-ЭП/23 от 22.05.2023) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по медицинскому осмотру, профессионально-гигиеническому обучению и аттестации работников ГБОУ средняя школа N257 Пушкинского района Санкт-Петербурга (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 18.05.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200285623000030. Начальная (максимальная) цена контракта - 379 852, 87 рублей.
ИП Подгайская Е.А. в жалобе указала на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в установлении непредусмотренных Законом требований к участникам закупки.
Представитель Заказчика с доводами Заявителя не согласился.
Информация, изложенная в жалобе, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение о проведении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Пунктом 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки об их соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Таким образом, действующим законодательством установлено императивное требование о необходимости наличия лицензии (свидетельства, разрешения) непосредственно у участника закупки.
Указанное требование вызвано необходимостью оказания услуг в рамках правоспособности хозяйствующего субъекта, обусловленной наличием лицензии (свидетельства) на осуществление деятельности, относящейся к предмету закупки.
При этом, в силу ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2019 г. N 478-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 478-ФЗ), лицензии, выданные до дня вступления в силу Закона N 478-ФЗ, подтверждают наличие у лицензиата лицензии на день вступления в силу Закона N 478-ФЗ. Закон N 478-ФЗ вступил в силу с 1 января 2021 года.
Таким образом, после 1 января 2021 г. подтверждением наличия лицензий, выданных до 1 января 2021 г., является запись в реестре лицензий.
Согласно п. 46 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") является лицензируемым видом деятельности.
Постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 N 852 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" установлен перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, который включает в себя, в том числе, следующие работы: медицинские осмотры (предварительные, периодические).
Таким образом, для оказания услуг, являющихся объектом рассматриваемой закупки, участник закупки должен обладать соответствующей лицензией на право осуществления медицинской деятельности. Иных документов, подтверждающих право оказания услуг, являющихся объектом рассматриваемой закупки, действующим законодательством не предусмотрено.
В свою очередь, из содержания извещения о проведении аукциона следует, что Заказчиком было установлено следующее требование к участникам закупки:
Участник обязан иметь действующую лицензию на осуществление медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") содержащих перечень работ (услуг) составляющих следующие виды медицинской деятельности: "медицинские осмотры (предварительные, периодические)" (требование установлено в соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Лицензия на осуществление медицинской деятельности в Пушкинском или Колпинском или Московском районе Санкт-Петербурга.
Лицензии Участников должны содержать следующий перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность по:
медицинским осмотрам (предварительным, периодическим); экспертизе профессиональной пригодности.
Документы, прилагаемые участником закупки: документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона, или копии этих документов:
- копия действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности, содержащая перечень работ (услуг), составляющих следующие виды медицинской деятельности: "медицинские осмотры (предварительные, периодические)" (требование установлено в соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности")
- лицензия на указанные виды деятельности должна быть выданы на медицинский центр Исполнителя, находящийся в Пушкинском, Колпинском или Московском районе г.Санкт-Петербурга.
- регистрационное удостоверение на передвижной медицинский комплекс (на основании ч.4, ч.15 - 18 ст.38 ФЗ N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 г., п.1 ч.1 ст.31 ФЗ-44 "О контрактной системе").
В свою очередь, согласно п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно п.п. н) п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе, заявка на участие в аукционе должна содержать, документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В силу ч. 3 ст. 43 Закона о контрактной системе, требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, не допускается.
Как уже было отмечено, в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2019 г. N 478-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 478-ФЗ), лицензии, выданные до дня вступления в силу Закона N 478-ФЗ, подтверждают наличие у лицензиата лицензии на день вступления в силу Закона N 478-ФЗ. Закон N 478-ФЗ вступил в силу с 1 января 2021 года.
Таким образом, после 1 января 2021 г. подтверждением наличия лицензий, выданных до 1 января 2021 г., является запись в реестре лицензий, предусмотренном Законом о лицензировании.
Комиссия УФАС также отмечает, что регистрационное удостоверение на передвижной медицинский комплекс, которое участник закупки также должен был представить в составе заявки на участие в аукционе не является документом, подтверждающим соответствие участника закупки требованиям законодательства, а является документом, подтверждающим соответствие медицинского оборудования требованиям, установленным действующим законодательством, поставка которого в рассматриваемом случае не входит в объект закупки.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что Заказчиком установлено ненадлежащее требование к содержанию заявки на участие в аукционе о представлении в ее составе не предусмотренных законодательством о контрактной системе копии лицензии, а также регистрационного удостоверения на передвижной медицинский комплекс.
Установив требование о представлении вышеуказанных документов в составе заявки на участие в аукционе, Заказчик допустил нарушение п. 3 ч. 2 ст. 42 (ч. 3 ст. 43) Закона о контрактной системе.
2. Выявленное в действиях Заказчика нарушение является существенным, что дает основания для выдачи обязательного для исполнения предписания о его устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Подгайской Е.А обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 3 ч. 2 ст. 42 (ч. 3 ст. 43) Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 26 мая 2023 г. N 44-1915/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.05.2023