Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 6" (далее - Заказчик);
ООО "Сигма" (далее - Участник, Поставщик),
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 12716-ЭП/23 от 23.05.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку перевязочных материалов для нужд СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N6" в 2023 году (Лот 2) (извещение N 0372200081023000026),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в ред. от 30.12.2021) (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 17.02.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку перевязочных материалов для нужд СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N6" в 2023 году (Лот 2) (извещение N 0372200081023000026) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 402 696,84 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 27.02.2023 NИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "Сигма", предложившее цену контракта ниже начальной (максимальной) цены контракта более чем на 25%.
По результатам закупки Заказчиком с Участником заключен контракт N 0372200081023000026-01 от 10.03.2023 на сумму 203 361,33 рублей (далее - Контракт), по условиям которого Участник обязался осуществить поставку перевязочных материалов (далее - Товар).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 3.4.8, 12.3 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 12.05.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с Участником.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил следующее:
Предметом Контракта являлась поставка Товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения, поэтому перед подписанием Контракта Поставщиком было предоставлено письмо в соответствии с частью 9 статьи 37 Закона о контрактной системе, подтверждающее наличие Товара у Участника закупки, а именно то, что Товар, являющийся предметом закупки, имеется в наличии и находится па складе Поставщика.
20.03.2023 в рамках данного Контракта Поставщику на адрес электронной почты была направлена заявка (исх. N 361) на поставку Товара не позднее 30.03.2023 согласно перечню, указанного в заявке в количестве:
1) Салфетка марлевая тканая (Тип 1) - 900 шт. по цене 4,22 руб. на сумму 3798,00 руб.;
2) Салфетка марлевая тканая (Тип 2) - 4000 шт. по цене 3,10 руб. на сумму 12400,00 руб.;
3) Салфетка марлевая тканая (Тип 3) - 450 шт. по цене 1.03 руб. на сумму 463,50 руб.;
4) Салфетка марлевая тканая (Тип 4) - 3000 шт. по цене 2,13 на сумму 6390,00 руб.;
5) Салфетка марлевая з капая (Тип 5) - 300 шт. по цене 15,22 па сумму 4566,00 руб.;
6) Рулон марлевый тканый, нестерильный (Тип 1) - 8 шт. по цене 13086.60 на сумму 104692.80 руб.;
6.1) Рулон марлевый тканый, нестерильный (Тип 1) - 1 шт. по цене 13123,83 на сумму 13123,83 руб.;
7) Рулон марлевый тканый, нестерильный (Тип 2) - 60 шт. по цене 121,97 руб. на сумму 7318,20 руб.;
8) Рулон марлевый тканый, нестерильный (Тип 3) - 2500 шт. по цене 8,39 руб. на сумму 20975,00 руб.;
9) Повязка раневая - 100 шт. по цене 151,50 руб. на сумму 15150,00 руб.;
10) Повязка раневая антимикробная - 100 шт. по цене 144,84 руб. на сумму 14484,00 руб.
На общую сумму: 203 361 рубль 33 копейки.
27.03.2023 Товар из заявки поставлен частично (товарная накладная N31 от 27.03.2023, товарная накладная N32 от 27.03.2023) на общую сумму 54 196 рублей 70 копеек.
03.04.2023 Поставщику посредством ЕИС была направлена претензия N454 от 03.04.2023 о необходимости осуществить поставку оставшегося Товара согласно заявке (исх. N361 от 20.03.2023) на общую сумму 149 164 рубля 63 копейки (позиции N1.2, 6, 6.1,9 заявки) по Контракту не позднее 07.04.2023.
07.04.2023 поставлена вторая часть Товара по заявке (исх. N361 от 20.03.2023) (товарная накладная N38 от 06.04.2023, товарная накладная N40 от 07.04.2023) па общую сумму 134 014 рублей 63 копейки).
Таким образом, нарушение сроков поставки по заявке (исх. N361 от 20.03.2023) составило 8 календарных дней.
11.04.2023 Поставщику посредством ЕИС была направлена претензия и требование об уплате неустойки N510 от 11.04.2023 в размере 2 268 рублей 03 копейки в связи с просрочкой исполнения обязательств по Контракту, а также в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по Контракту, в указанной претензии Поставщику указывалось на необходимость выполнить обязательства по контракту и поставить оставшийся Товар на сумму 15 150 рублей 00 копеек не позднее 14.04.2023.
Заказчиком по данному Контракту произведены оплаты поставленного Товара в полном объеме, а именно:
- п/п N1208080 от 30.03.2023 г. на сумму 33 3 I 8,20 рублей;
- п/п N1248595 от 04.04.2023 г. па сумму 8 390,00 рублей;
- п/п N1240606 от 04.04.2023 г. на сумму 213,00 рублей;
- п/п N1240607 от 04.04.2023 г. на сумму 12275,50 рублей;
- п/п N1452999 от 12.04.2023 г. на сумму 39 297.03 рублей;
- п/п N1455265 от 12.04.2023 г. на сумму 732,00 рублей;
- п/п N1452528 от 12.04.2023 г. па сумму 93 985,60 рублей;
на общую сумму 188 211 рублей 33 копейки.
По состоянию на 25.04.2023 неустойка Поставщиком не оплачена, оставшийся Товар не поставлен.
11.04.2023 года Заказчиком посредством КИС получено от Поставщика письмо, в котором Поставщик предлагает принять Товар, не соответствующий условиям Контракта (позиция N9), а именно: вместо повязок раневых размером 5*100 см, принять повязки размером 7.5*10 см. Размер предлагаемых повязок практически в 10 раз меньше размера повязок, заявленных в Контракте. Изменить характеристики Товара в данном случае невозможно, так как качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) предлагаемого к поставке Товара не являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в Контракте.
25.04.2023 Поставщику посредством ЕИС была направлена претензия и требование об уплате неустойки N607 от 25.04.2023 в размере 2 268 рублей 03 копейки в связи с просрочкой исполнения обязательств по Контракту, а также в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по Контракту, в указанной претензии Поставщику указывалось на необходимость выполнить обязательства по контракту и поставить оставшийся Товар па сумму 15 150 рублей 00 копеек не позднее 28.04.2023.
По состоянию на 12.05.2023 Товар не поставлен. Неустойка не оплачена. Ответ от Поставщика не получен.
На основе изложенного Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 12.05.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, Участником устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 23.05.2023.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе).
Представитель Участника на заседании Комиссии УФАС пояснил следующее:
В Спецификации к Контракту (Приложение N1) в позиции N9 "Повязка раневая" допущена техническая ошибка. Данная ошибка допущена, по мнению представителя Поставщика, именно Заказчиком. При подаче заявки для участия в Аукционе по этой позиции N9 "Повязка раневая с размером 5 см на 100 см" Поставщиком было представлено РУ NФСР 2007/00789 от 05.07.2021.
Заказчик при подписании Контракта и создании Спецификации по данной позиции N9 разместил другое РУ ФСР 2008/02200 от 26.10.2021, которое относится к другому-товару, т.е. таких повязок раневых с данным размером и с РУ ФСР 2008/02200* от 26.10.2021 не существует.
ООО "Сигма" неоднократно обращалось к Заказчику по телефону, чтобы он привел документацию в порядок. Поставщик отправил 2 письма по официальным каналам связи. Заказчик продолжает требовать о поставке несуществующего Товара.
На основании изложенного Участник ходатайствовал о невключении ООО "Сигма" в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем Комиссией УФАС было установлено, что в полном объеме Участником не были исполнены принятые на себя обязательства по Контракту.
Перед подписанием Контракта Поставщиком было предоставлено письмо Заказчику, подтверждающее наличие Товара у Участника закупки, а именно то, что Товар, являющийся предметом закупки, имеется в наличии и находится на складе Поставщика. Таким образом, Поставщик ввел в заблуждение Заказчика относительно наличия Товара и готовности осуществить его поставку.
Таким образом, у Заказчика имелись основания для одностороннего отказа от исполнения Контракта. Нарушения, допущенные Участником при исполнении Контракта, носят существенный характер, поведение Участника с момента заключения Контракта и после его расторжения по инициативе Заказчика подтверждают недобросовестное отношение Участника к принятым на себя обязательствам.
Участник, подавая заявку на участие в Аукционе, выразил согласие на заключение контракта, содержащемся в составе извещения о проведении электронного аукциона, однако свои обязательства по Контракту не исполнил в полном объеме и надлежащим образом.
Сохранение условий Контракта в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении электронного аукциона, и исполнение Контракта на этих условиях направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении закупки и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта.
Действуя добросовестно и разумно, будучи профессиональным участником гражданского оборота, специализирующимся на оказании предусмотренных Контрактом услуг, Участник должен был принять необходимые меры для установления объективной возможности исполнения своих обязательств, в том числе для целей предотвращения вероятности нарушения условий Контракта и риска несения ответственности перед контрагентом.
Из представленных Заказчиком и Участником документов Комиссия УФАС установила, что Участник со своей стороны не рассчитал свои возможности и без надлежащей внимательности и осмотрительности, осуществив демпинг начальной (максимальной) цены контракта, стал победителем Аукциона, при этом не исполнив установленные Контрактом условия. Нарушения условий Контракта, в установленный Заказчиком срок, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, Участником устранены не были, что, по мнению Комиссии УФАС, свидетельствует о недобросовестном поведении Участника.
Недобросовестное поведение Участника и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения Контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Гражданского Кодекса РФ гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Действуя в рамках заключения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Лицо, принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа, подавая соответствующую заявку и заключая контракт, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона.
Вина участника размещения заказа может выражаться не только в умысле (при совершении противоправных действий - участник предвидел возможность наступления общественно опасных последствий, желал их наступления или не желал, но сознательно допускал негативные последствия либо относился к ним безразлично), но и в неосторожности, т.е. при совершении действий участник предвидел возможность наступления негативных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение либо вообще их не предвидел, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении Участника подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Сигма", ИНН: 7816588157, сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа: Сигида Ирина Викторовна, ИНН: 611100133094 включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "Сигма" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
23.05.23 |
25.05.23 |
23.05.23 |
0 |
23.05.23 |
30.05.23 |
30.05.23 |
0 |
02.06.23 |
01.06.23 |
0 |
0 |
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 30 мая 2023 г. N РНП-78-696/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.06.2023