Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГКУ "Дирекция транспортного строительства" (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей:
ИП Тожибаева З.П. (далее - Заявитель), уведомленного о заседании Комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 12741-ЭП/23 от 23.05.2023) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг подразделением транспортной безопасности по защите строящегося объекта транспортной инфраструктуры "Строительство участка Невско-Василеостровской линии метрополитена от станции "Улица Савушкина" до станции "Зоопарк" (шахта N 462) от актов незаконного вмешательства для нужд Санкт-Петербурга (извещение номер 0372200067823000009) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 12.04.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200067823000009. Начальная (максимальная) цена контракта - 13 555 360,00 рублей.
В жалобе ИП Тожибаев З.П. указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которые выразились в неустановлении дополнительных требований к участникам закупки.
Согласно представленным в порядке ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 4 ст. 24 Закона о контрактной системе открытый конкурс в электронной форме является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.п. 1-2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
При составлении описания объекта закупки Заказчики обязаны использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно п. 34 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" в случае осуществлении закупки услуг по обеспечению охраны объектов (территорий) о наличии у участника закупки опыта исполнения договора, предусматривающего оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий).
При этом цена оказанных услуг по указанному договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Объектом проводимой закупки являются услуги по защите строящегося объекта метрополитена, являющегося объектом транспортной инфраструктуры в соответствии с перечнем объектов инфраструктуры внеуличного транспорта (в части метрополитенов), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2018 N 1636 (далее - Постановление N 1336), подразделением транспортной безопасности от актов незаконного вмешательства.
Правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности устанавливается Федеральным законом от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон N 16-ФЗ), которым определены цели, задачи, принципы обеспечения транспортной безопасности, права и обязанности субъектов обеспечения транспортной безопасности, а также административно-правовые средства обеспечения данного вида безопасности.
В соответствии с п. 5 ст. 1 Закона N 16-ФЗ к объектам транспортной инфраструктуры относится технологический комплекс, в том числе включающий в себя объекты инфраструктуры внеуличного транспорта, определяемые Постановлением N 1636.
В силу ч. 6 ст. 4 Закона N 16-ФЗ обеспечение защиты от актов незаконного вмешательства объектов, строительство которых не завершено, осуществляется
в соответствии с Законом N 16-ФЗ с учетом категории соответствующего объекта транспортной инфраструктуры.
Требования по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры на этапе их проектирования и строительства устанавливаются Правительством Российской Федерации по видам транспорта (ч. 2 ст. 8 Закона N 16-ФЗ).
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2418 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры по видам транспорта на этапе их проектирования и строительства" (далее - Постановление N 2418), в том числе для внеуличного транспорта (в части метрополитенов) на этапе строительства, определяется система мер, реализуемых застройщиками объектов транспортной инфраструктуры.
В соответствии с п. 8 Постановления N 2418 на период строительства застройщик обязан организовать на строящемся объекте транспортной инфраструктуры, в том числе внеуличном транспорте (в части метрополитенов), следующие мероприятия:
- досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности;
- пропускной и внутриобъектовый режимы, обеспечивающие контроль за входом (выходом) физических лиц, въездом (выездом) транспортных средств, вносом (выносом), ввозом (вывозом) грузов и иных материальных объектов, в том числе в целях предотвращения возможности размещения или попытки размещения взрывных устройств (взрывчатых веществ), угрожающих жизни или здоровью персонала и других лиц;
- мероприятия по защите от актов незаконного вмешательства, учитывающие особенности строительства отдельных объектов транспортной инфраструктуры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Таким образом, из системного толкования отраслевого законодательства на строящейся объект метрополитена распространяются требования по обеспечению транспортной безопасности, и, следовательно, на заказчика возлагается обязанность по организации мероприятий, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации для внеуличного транспорта (в части метрополитенов).
При этом, в силу п. 7.1 ст. 1 Закона N 16-ФЗ защиту объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства (в том числе на основании договора с субъектом транспортной инфраструктуры) осуществляют подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и (или) аккредитованные для этой цели в установленном порядке юридические лица.
Согласно ч. 9 ст. 12.1 Закона N 16-ФЗ аккредитация юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности осуществляется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в установленной сфере деятельности.
Порядок аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности в сфере железнодорожного транспорта и метрополитена утвержден приказом Минтранса России от 30.10.2017 N 467 (далее - Приказ N 467).
Документом, подтверждающим аккредитацию юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности в сфере железнодорожного транспорта и метрополитена, является свидетельство об аккредитации юридического лица в качестве подразделения транспортной безопасности (п. 11 Приказа N 467).
Прохождение указанной аккредитации для подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта не требуется.
Учитывая установленные Законом N 16-ФЗ требования к лицу, оказывающему услуги, предусмотренные техническим заданием, являющимся Приложением N 1 "Описание объекта закупки" к извещению об осуществлении закупки, в извещении установлены требования в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ о том, что участник закупки должен быть подразделением транспортной безопасности.
При этом услуги по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры не включены в утвержденный Постановлением N 2571 перечень отдельных видов товаров, работ, услуг, при осуществлении закупок которых установлены дополнительные требования к участникам закупок.
В соответствии с законодательством Российской Федерации услуги по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и услуги охраны объектов (территорий) являются самостоятельными видами услуг, правовое регулирование которых осуществляется отдельными Федеральными законами, определяющими различные цели и задачи.
Так, обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры осуществляется в соответствии с требованиями Закона N 16-ФЗ аккредитованными для этой цели в установленном порядке юридическими лицами и (или) подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта.
В свою очередь, охранная деятельность регулируется Законом Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 2487-1) и относится к лицензируемым видам деятельности (оказание услуг по охране разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, предоставленную федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом (ч. 1 ст. 11 Закона N 2487-1).
Кроме того, согласно ст. 15.1 Закона N 2487-1 частная охранная организация может быть создана только в форме общества с ограниченной ответственностью и не может осуществлять иную деятельность, кроме охранной.
Таким образом, учитывая, что объект проводимой закупки не относится к видам услуг охраны объектов (территории), предусмотренным поз. 34 Постановления N 2571, Заказчиком правомерно не установлены дополнительные требования к участникам закупки на основании ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, доводы Заявителя о том, что в рамках проводимой закупки на оказание услуг по обеспечению транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры должно быть установлено дополнительное требование к участникам закупок в соответствии с поз. 34 Постановления N 2571, предусмотренной для закупок на оказание услуги по обеспечению охраны объектов (территорий), являются несостоятельными.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Тожибаева З.П. необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 29 мая 2023 г. N 44-1934/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.06.2023