Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава России (далее - Заказчик);
ИП Проскуряковой Анастасии Евгеньевны (далее - Участник, Поставщик),
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 12859-ЭП/23 от 24.05.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку комплекса мультимедиа-системы в конференц-зале ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава России по адресу: Санкт-Петербург, ул. Кирочная, д. 41 (извещение N 0372100052922000767),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в ред. от 30.12.2021) (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 09.11.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку комплекса мультимедиа-системы в конференц-зале ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава России по адресу: Санкт-Петербург, ул. Кирочная, д. 41 (извещение N 0372100052922000767) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 10 883 514,80 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 12.12.2022 NИЭА2 победителем Аукциона признан ИП Проскурякова Анастасия Евгеньевна.
По результатам закупки Заказчиком с Участником заключен контракт N 521/2022-ЭА от 27.12.2022 на сумму 6 747 778,72 рублей (далее - Контракт), по условиям которого Участник обязался осуществить поставку комплекса мультимедиа-системы (далее - Товар).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 8.3 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 10.05.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с Участником.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил следующее:
Перечень обязательств Поставщика по Контракту установлен Контрактом, Спецификацией (Приложение N 1 к Контракту), Техническим заданием (Приложение N 2 к Контракту). В соответствии с п. 4.1. Контракта Поставщик обязуется осуществить поставку Товара в течение 90 календарных дней с момента получения заявки от Заказчика. Период поставки не позднее 30.04.2023.
В ходе исполнения Контракта Заказчик 25.01.2023 в 9:21 на адрес электронной почты Поставщика, указанный в Контракте направил заявку от 25.01.2023 N 589-01/к на поставку Товара.
В нарушение условий Контракта Товар Поставщиком Заказчику не поставлен. В связи с нарушением условий Контракта, в адрес Поставщика направлена претензия от 03.05.2023 N 4347-01/к.
Неисполнение условий Контракта со стороны Поставщика препятствует реализации надлежащим образом уставной деятельности Заказчика, который оказывает образовательные и медицинские услуги.
Таким образом, Участником нарушены существенные условия Контракта, выразившиеся в непоставке Товара.
На основе изложенного Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 10.05.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, Участником устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 23.05.2023.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе).
Представитель Участника на заседании Комиссии УФАС пояснил следующее:
При исполнении обязательств по Контракту Поставщик столкнулся с обстоятельствами непреодолимой силы, влияющими на сроки исполнения обязательств по Контракту, а именно действиями санкционного характера в отношении Российской Федерации со стороны ряда недружественных стран. Дилеры ряда поставляемых комплектующих, необходимых для исполнения обязательств по Контракту, увеличили сроки поставок оборудования, в связи с чем Поставщик направил в адрес Заказчика письмо (исх. N 14 от 07.03.2023), которым сообщил о том, что реальный срок исполнения обязательств по Контракту - до 01.08.2023.
14.03.2023 Поставщик в адрес Заказчика направил письмо (исх. N 15 от 14.03.2023), которым в целях надлежащего исполнения взятых на себя обязательств по Контракту, предложил осуществить поставку и установку п.1 Спецификации (Приложение 1 к Контракту) - Видеостена Ledtehnology с улучшенными характеристиками, а именно: в соответствии с п.1 Спецификации (Приложение N1 к Контракту) - "Технология изготовления светодиодов: 4 в 1", что означает, что при SMD монтаже светодиодов на плату, они объединены в кластеры по 4 шт., данное объединение в кластеры уменьшает риск "осыпания" единичных светодиодов с модуля при малейшем физическом воздействии.
Поставщик предложил к поставке оборудование, на каждом модуле которого все светодиоды объединены в один кластер путем финишной заливки однородного эпоксидного слоя с антивандальными свойствами (технология COB). Данная технология гораздо современней и эффективней технологии 4 в 1, так как все светодиоды каждого модуля при технологии COB объединены друг с другом, а не всего по 4 шт., при этом верхняя поверхность модуля при технологии COB без шероховатостей и без выпирающих светодиодов (так как они залиты в один уровень эпоксидным слоем) и зацепить и вырвать случайно отдельный светодиод не получится. Также технология COB имеет лучшую защиту от пыли и влаги, стойкость к внешним факторам. Экран можно протирать обычной микрофиброй. Не поддается воздействию перепадов температур и вибрации.
Однако модули с применением технологии COB имеют различные от п.1 Спецификации (Приложение 1 к Контракту) габаритные размеры (ровно в два раза больше по ширине), что влечет за собой изменение общего количества модулей в одном кабинете (в два раза меньше), и увеличивает разрешение модуля (в два раза больше), при этом никак не влияет на общий размер рабочего полотна экрана и его максимального разрешения.
При этом все остальные характеристики в соответствии со Спецификацией (Приложение 1 к Контракту) останутся без изменений (общий размер и разрешение экрана и размеры кабинетов).
Поставщиком предложено рассмотреть второй вариант улучшения оборудования, связанный с уплотнением шага пикселя с 1,5875 мм до 1,53, что позволит отображать более качественный контент, так как максимальное разрешение экрана увеличится. Такие модули имеют также отличный от указанного в Спецификации по Контракту размер не только модулей, но и кабинетных секций.
При этом все остальные характеристики в соответствии со Спецификацией (Приложение 1 к Контракту) останутся без изменений.
Поставщиком также было предложено рассмотреть второй вариант улучшения оборудования, связанный с уплотнением шага пикселя с 1,5875 мм до 1,53, что позволит отображать более качественный контент, так как максимальное разрешение экрана увеличится. Такие модули имеют отличный от указанного в Спецификации по Контракту размер не только модулей, но и кабинетных секций.
При этом все остальные характеристики в соответствии со Спецификацией (Приложение 1 к Контракту) останутся без изменений.
Поставщиком также сообщено Заказчику о том, что по результатам обследования специалистом Участника объекта Заказчика (места поставки и места установки оборудования) на данном этапе каких-либо дополнительных объемов и видов работ, которые могут расходиться с условиями Контракта, не выявлено.
В ответ на письмо Поставщика (исх. N 15 от 14.03.2023) Заказчик сообщил о том, что предложенные Поставщиком технические характеристики не соответствуют потребностям Заказчика, потребовал произвести поставку Товара по Контракту в соответствии с требованиями и условиями данного Контракта.
17.03.2023 Поставщик направил Заказчику еще одно письмо с приложением письма третьего лица (поставщика модулей - исх. N 23-10 от 03.03.2023), сообщил Заказчику о том, что поставка по Контракту будет произведена в срок до 01.08.2023.
04.04.2023 Поставщик направил в адрес Заказчика письмо (исх. N 19 от 04.04.2023), в котором просил рассмотреть возможность расторжения Контракта по соглашению сторон (п. 8.3. Контракта) и подписать проект прилагаемого соглашения.
Стоит отметить, что до момента подачи заявки в торгах и момента заключения Контракта, у Поставщика имелось подтверждение о наличии необходимого оборудования в России. Так 15.11.2022 в адрес Поставщика поступило коммерческое предложение ООО "ТЕХНОЛЕД" о возможности поставки оборудования. Позднее 02.03.2023 ООО "ТЕХНОЛЕД" сообщило в адрес Поставщика, что в связи с геополитической ситуацией в России, введенных многочисленных санкций в отношении России, поставка предложенного оборудования согласно коммерческому предложению от 15.11.2022 (исх. N 501) возможна лишь в конце июля 2023 года.
В рамках исполнения обязательств по Контракту, Поставщиком предпринимались попытки произвести собственными силами необходимый экран, в связи с чем, у ООО "ЛЮММЕН" (поставщика комплектующих) запрашивались необходимые светодиодные модули. 03.03.2023 ООО "ЛЮММЕН" направило в адрес Поставщика письмо, в котором сообщило о возможности поставки необходимых светодиодных модулей в срок до 15.07.2023 (исх. N 23-10 от 03.03.2023).
Поставщиком предпринимались попытки согласовать с Заказчиком поставку товара с улучшенными характеристиками (с комплектующими которые имелись в наличии на территории России), на что Заказчик не пошел, ответив отказом.
Поставщик обращался в Алтайскую торгово-промышленную палату (вх. N 2766-23 от 05.04.2023), по результатам обращения которого Алтайская торгово-промышленная палата засвидетельствовала наличие обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора), которые препятствуют Участнику выполнить свои обязательства перед Заказчиком в рамках Контракта в сроки, указанные в нем (заключение прилагается). Данное заключение было направлено в адрес Заказчика 26.04.2023.
На основе изложенного Участник ходатайствовал о невключении ИП Проскуряковой Анастасии Евгеньевны в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем Комиссией УФАС было установлено, что в полном объеме Участником не были исполнены принятые на себя обязательства по Контракту.
На заседании Комиссии УФАС было выявлено, что товар, предлагаемый Участником к поставке, не является товаром с улучшенными характеристиками. Помимо этого, было установлено, что представленное Участником заключение Торгово-промышленной палатой Алтайского края не выдавалось, соответственно, является фальсифицированным.
Таким образом, у Заказчика имелись основания для одностороннего отказа от исполнения Контракта. Нарушения, допущенные Участником при исполнении Контракта, носят существенный характер, поведение Участника с момента заключения Контракта и после его расторжения по инициативе Заказчика подтверждают недобросовестное отношение Участника к принятым на себя обязательствам.
Участник, подавая заявку на участие в Аукционе, выразил согласие на заключение контракта, содержащемся в составе извещения о проведении электронного аукциона, однако свои обязательства по Контракту не исполнил в полном объеме и надлежащим образом.
Сохранение условий Контракта в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении электронного аукциона, и исполнение Контракта на этих условиях направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении закупки и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта.
Действуя добросовестно и разумно, будучи профессиональным участником гражданского оборота, специализирующимся на оказании предусмотренных Контрактом услуг, Участник должен был принять необходимые меры для установления объективной возможности исполнения своих обязательств, в том числе для целей предотвращения вероятности нарушения условий Контракта и риска несения ответственности перед контрагентом.
Из представленных Заказчиком и Участником документов Комиссия УФАС установила, что Участник со своей стороны не рассчитал свои возможности и без надлежащей внимательности и осмотрительности стал победителем Аукциона, при этом не исполнив установленные Контрактом условия. Нарушения условий Контракта, в установленный Заказчиком срок, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, Участником устранены не были, что, по мнению Комиссии УФАС, свидетельствует о недобросовестном поведении Участника.
Недобросовестное поведение Участника и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения Контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Гражданского Кодекса РФ гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Действуя в рамках заключения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Лицо, принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа, подавая соответствующую заявку и заключая контракт, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона.
Вина участника размещения заказа может выражаться не только в умысле (при совершении противоправных действий - участник предвидел возможность наступления общественно опасных последствий, желал их наступления или не желал, но сознательно допускал негативные последствия либо относился к ним безразлично), но и в неосторожности, т.е. при совершении действий участник предвидел возможность наступления негативных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение либо вообще их не предвидел, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении Участника подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ИП Проскурякова Анастасия Евгеньевна, ИНН: 222391623740 включить в Реестр сроком на 2 (два) года включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ИП Проскурякова Анастасия Евгеньевна в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
24.05.23 |
26.05.23 |
24.05.23 |
0 |
24.05.23 |
31.05.23 |
31.05.23 |
0 |
05.06.23 |
02.06.23 |
0 |
0 |
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 31 мая 2023 г. N РНП-78-705/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.06.2023